Процесс, виды, стратегии, методы и объекты управленческих исследований. Качественные исследования
либо на систематической основе, тем самым, расширяя свои знания. Из этого следует, что предпринятое систематическое исследование в бизнесе и в менеджменте преследует цель выяснения нового о бизнесе и/или управлении им.
В этом определении важны два словосочетания: систематическое исследование и выяснение.
Систематическое предполагает, что исследование основано на логических взаимосвязях, а не только на предположениях или убеждениях.
Выяснение предполагает множественность возможных целей для проведения исследования: описание, объяснение, понимание, критика и анализ.
Easterby-Smith et al. (1997) приводит аргументы, что соединение трех моментов делает бизнес и управление характерным объектом для исследования:
- способ, которым менеджеры (и исследователи) используют знание, полученное другими дисциплинами;
- факт, что менеджеры склонны быть влиятельными и занятыми людьми. Поэтому они вряд ли дадут разрешение на исследование, если только они не увидят в нем личную или коммерческую выгоду;
- требование, что исследование должно иметь практическую направленность. Это означает, что оно должно либо содержать потенциал для совершения некоторых действий или полученные в ходе него результаты должны быть применимы в практической деятельности.
Хотя исследование занимает центральное место, как в академической, так и в деловой активности, в литературе нет единого мнения относительно того, как его определить. Одной из причин этого является то, что исследование для разных людей означает не одно и то же. Однако, обобщая различные определения, можно придти к выводу, что все согласны в следующем:
- исследование есть процесс постановки вопроса (проблемы) и проведения расследования;
- оно системно и методично;
- исследование расширяет и приумножает знание.
Исследование должно быть всесторонним и точным. Для того, чтобы оно было проведено эффективно с максимальным использованием имеющихся возможностей и ресурсов, то оно должно быть хорошо организовано.
Если оно должно обеспечивать согласованный и логичный путь к достоверному результату, то оно должно быть систематизировано, а также использовать подходящие методы сбора и анализа данных. И, наконец, исследование должно быть направленным на специфическую проблему или спорный вопрос, которые иногда называют исследовательской проблемой, с тем, чтобы сформулировать поддающиеся определению цели и задачи исследовательской деятельности.
Цель исследования может быть сформулирована следующим образом:
- обзор и обобщение существующего знания;
- исследование некоторых существующих ситуаций или проблем;
- обеспечение решений проблемы;
- исследование и анализ общих вопросов;
- конструирование или создание нового процесса или системы;
- объяснение нового феномена;
- генерирование нового знания;
- комбинация нескольких из вышеперечисленных целей.
Исследование требует набора личных качеств, навыков и компетенций, некоторыми из которых вы уже обладаете, другие будет необходимо развить в ходе изучения дисциплины Методы исследования в бизнесе. В табл.
1 перечислено, какими знаниями, навыками и личностными качествами должен обладать успешный исследователь.
Таблица 1. Ключевые компетенции исследователя | ||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2. Классификация основных типов исследования | ||||||||||||
/center> |
По степени усложнения целей выделяют четыре типа исследований: изучающий, описательный, аналитический и прогнозный.
Изучающий тип исследования применяется, когда для решения изучаемой проблемы очень мало или совсем нет информации, на которую можно сослаться. Цель этого исследования поиск путей, идей или гипотез, а не тестирование или подтверждение гипотез. Гипотеза это идея или предположение, которые могут быть проверены на предмет причинных связей и обусловленности посредством выведения логических умозаключений, которые, в свою очередь, могут быть проверены эмпирическим путем (фактическим доказательством). Фактическое доказательство это данные, основанные на наблюдении или опыте.
В центре внимания данного типа исследования находится, прежде всего, обретение внутреннего понимания и осведомленности с предметной областью для более досконального изучения на более поздних стадиях.
Типичными методами, используемыми в этом случае, являются: кейс-стади, наблюдение и исторический анализ, которые позволяют получить количественные и качественные данные. Эти методики очень гибкие, так как имеют мало ограничений по видам предпринимаемых действий или типам собираемых данных.
Исследование будет оценивать, какие из существующих теорий и концепций могут быть применены к проблеме, или где новые теории и концепции должны быть разработаны. Подход к
исследованию обычно очень открытый и сосредоточен на сборе широкого круга данных и мнений.
Изучающий тип исследования редко приводит к ответам на вопросы по решению проблемы, но дает руководство для последующего исследования, если таковое должно быть проведено.
Описательный тип исследования описывает феномены, в том виде, как они существуют. Он используется в тех случаях, когда нужно получить информацию по отдельным характеристикам проблемы или вопроса. Например, нужно получить ответы на такие вопросы, как:
- Каков уровень неявки на работу в конкретном отделе (офисе)?
- Какие чувства испытывают работники, подлежащие сокращению штатов?
- Какой квалификацией обладают сотрудники различных групп?
С помощью этого метода часто собираются количественные данные, которые подвергаются статистической обработке для последующего обобщения. Этот вид исследования проблемы идет дальше изучающего исследования, так как он предпринимается для выяснения и описания характеристик, относящихся к делу вопросов.
Аналитический, или объяснительный, тип исследования является продолжением описательного исследования. Исследователь не только описывает, но и анализирует и объясняет, почему и как это произошло. Таким образом, аналитическое исследование ставит своей целью понимание феномена, вскрывая и измеряя причинные связи и отношения в нем.
Например, была собрана информация о размере компаний и текучести кадров в них. Аналитическое исследование пытается ответить на следующие вопросы:
- Как мы можем сократить количество жалоб от клиентов?
- Как мы можем улучшить время доставки наших продуктов?
- Как мы можем расширить ассортимент наших услуг?
Важным элементом аналитического исследования является идентификация и, если возможно, контролирование переменных в ходе проведения исследования. Это дает возможность увидеть важные (критические) переменные или причинно-следственные связи между характеристиками изучаемых объектов или явлений для лучшего их объяснения.
Переменная это свойство, отличительная черта любого объекта, которая может меняться и принимать разные значения, которые можно отследить и/или измерить.
Прогнозный тип исследования, в отличие от аналитического, не только объясняет, что происходит в конкретной ситуации, но и формирует прогнозы вероятности появления подобной ситуации в каком-то другом месте. Прогнозное исследование преследует цель сделать обобщение на основании анализа и предупредить конкретное явление, опираясь на предполагаемые, общие связи. Например, в результате этого исследования пытаются получить ответы на следующие вопросы:
- В каком городе было бы наиболее рентабельно открыть новую розничную точку?
- Приведет ли введение бонусной системы для сотрудников к повышению производительности труда?
- Какой вид упаковки улучшит продажи нашего продукта?
- Как повлияет рост процентной ставки на размер прибыли?
Таким образом, решение проблемы в ходе конкретного изучения будет применимо к подобным проблемам в других местах, если только в ходе исследования были получены достоверные, надежные решения, основанные на четком понимании существенных связей и причин. Прогнозное исследование отвечает на вопросы Как?, Почему?, Где? для текущих событий и подобных им в будущем. Полезно такое исследование и в ситуациях, когда нужно ответить на вопрос Что если?.
Примеры приведены в табл. 3.
Таблица 3. Примеры ситуаций, требующих различных типов исследования | |||||||||||||||
|
Процесс сбора информации может осуществляться по-разному, в зависимости от бизнес-задач и предмета исследования. Различают две группы методов.
Количественные методы включают в себя сбор и анализ численных данных и их статистическую обработку. Они объективны по природе и фокусируются на измерении явления.
Качественные методы более субъективны по природе и включают в себя изучение и осмысление с целью выявления смысла социальной деятельности.
В рамках одного исследования могут быть использованы только количественные методы (например, в естественных науках), или только качественные методы (например, при изучении поведения потребителей), однако достаточно часто исследования строятся на комбинации количественных и качественных методов.
Более подробно о количественных и качественных методах исследования будет сказано в разделах курса Количественные исследования и Качественные исследования.
С точки зрения логики, исследование может быть организовано либо как проверка теории (дедукции), либо как построение теории (индукции).
Дедуктивное исследование это изучение, в котором концептуальная или теоретическая структура развивается и затем тестируется эмпирическим наблюдением; таким образом, от общих умозаключений приходят к конкретным случаям. Поэтому дедуктивный метод рассматривают как движение от общего к частному.
Например, вы, возможно, читали о теории мотивации и хотите апробировать ее на своем рабочем месте.
Дедукция ассоциируется с позитивизмом.
Индуктивное исследование это изучение, в котором теория строится на наблюдении за практической реальностью. Таким образом, общие умозаключения выводятся из частных случаев.
Так как это включает в себя движение от индивидуального наблюдения к установлению общих моделей и законов, то этот подход называют движением от частного к общему. Например, из отчетов с заводов вашей компании вы узнали, что производительность труда падает через два часа после начала смены, и вы делаете заключение, что уровень производительности труда изменяется в зависимости от продолжительности времени выполнения работы.
Индукция ассоциируется с феноменологией.
Таблица 4. Основные различия между дедуктивным и индуктивным исследовательскими подходами | ||||||||
|
|
||||||||||||
Практический пример: дедукция или индукция |
В зависимости от желаемого (планируемого) результата исследования различают прикладные и фундаментальные исследования.
Прикладное исследование это исследование, которое было предпринято для использования полученных результатов в решении отдельной существующей проблемы. Например, реорганизация планировки офиса, повышение безопасности рабочих мест или сокращение потерь сырья на производстве.
Когда же исследовательская проблема менее специфична по природе и исследование проводится, главным образом, для улучшения понимания общих вопросов, не претендуя на немедленное внедрение, то такое исследование классифицируется как фундаментальное, или чистое. Например, возможно, вы пытаетесь выяснить, влияют ли личностные характеристики людей на их выбор карьеры.
Фундаментальные исследования, как правило, имеют форму академических исследований, так как их принципиальной целью является вклад в копилку знаний, обычной для всеобщего блага, а не для решения специфической проблемы одной организации.
Специфика фундаментальных и прикладных видов исследований в бизнес среде показана в табл. 5.
Таблица 5. Фундаментальное и прикладное исследование в бизнесе | ||||||
|
|
Первичные (полевые) исследования это сбор информации любым методом, за исключением использования уже полученных другими исследователями данных, уже собранных и записанных кем-то другим. Они включают в себя информацию, полученную при помощи собеседований, обзоров, прямого наблюдения, проведения экспериментов и др.
При этом можно использовать первичное исследование, чтобы реплицировать сведения, полученные откуда-то, как способ укрепления своей позиции.
Производные (вторичные) источники информации. Не весь материал, который слушатель может использовать из разных источников, теоретический. Практически любая проблемная ситуация, которую вы пытаетесь решить, вероятно, случалась и раньше в других организациях или с другими людьми. Поэтому важно принимать во внимание существующую практику и мнения, которые могут быть доступны из журналов, веб-сайтов, отчетов компаний и отраслей, книг, монографий и журналов.
Изложенные проблемы, вероятнее всего, не совсем ваши, но они помогут вам исследовать аналогичные ситуации, когда вы будете исследовать собственную. Какой бы источник не был использован, необходимо записать это, указав источник информации.
Вторичные исследования обычно бывают начальной точкой собственного исследования, но могут иметь и самостоятельное значение. В последнем случае речь идет о так называемых кабинетных исследованиях (Desk Research).
Такого рода исследование является, например, эффективным способом получения широкого спектра информации о рынке в ограниченные сроки. Данный метод основан на изучении источников вторичной информации СМИ, правовых и нормативных актов, опубликованных органами власти федерального и местного уровня, анализ данных органов статистики, электронных источников информации, а также данных из авторитетных источников.
В управленческом исследовании очень важно отделить содержание задачи (что исследуем?) от процесса/способа ее решения (как исследуем?). Методы исследования, используемые для решения проблем или задач, сфокусированы в первую очередь на том, как искать пути решения той или иной задачи.
Существует много подходов к управленческим исследованиям, все они придерживаются определенной последовательности решения проблемы, которая может служить систематическим критерием для менеджера, занимающегося исследованием на любом уровне. Идеализированное представление о наличии четкой последовательности решения задачи редко соответствует действительности.
Важно уяснить, что на практике процесс исследования представляет собой неупорядоченные взаимодействия между концептуальным и практическим миром, дедукцию и индукцию, возникающие в одно и то же время.
Тем не менее, может быть предложена последовательность процесса исследования, состоящая из семи шагов.
1. Выбор темы исследования, формулировка проблемы.
2. Определение области исследования.
3. Решение по подходу к исследованию.
4. Составление плана исследования.
5. Сбор информации.
6. Анализ данных.
7. Представление результатов.
Рекомендуется уделять одинаковое внимание каждому шагу в процессе исследования, для экономии времени в длительной перспективе. Например, обычно уделяется недостаточно внимания четкому определению темы исследования.
Недостаток четкости может стать очевидным на более поздних стадиях процесса, при планировании проекта или принятии решения о методах сбора информации. Следствием этого может быть потеря времени при возвращении на предыдущие стадии последовательности или неудача при достижении целей исследования.
Прежде всего, тема должна быть рассмотрена с точки зрения доступности получения информации по возникающим управленческим вопросам и проблемам. Это значит, что исследователь должен либо владеть информацией, либо быть в состоянии получить необходимую информацию от людей, которые несут управленческую ответственность по данному вопросу.
Таким образом, если предмет исследования оказывает прямое влияние на организацию, в которой проводится исследование, то необходимо организовать все так, чтобы исследователь (или исследователи) смогли встретиться с нужными людьми, задать правильные вопросы и т.д.
Если в качестве объекта изучения выбрана организация, в которой исследователь не работает, тогда еще более возрастает важность достижения четких договоренностей о получении доступа к информации до начала любой другой деятельности.
В бизнес-исследованиях тема не должна быть очень общей (широкой); она должна быть ограничена одной областью менеджмента. Чем менее осязаема тема, тем труднее будет проводить исследование. Области, касающиеся, например, мотивации или доверия, как правило, очень трудны для исследования. Другой такой же областью является причинная связь (обусловленность).
Например, попытка доказать, что политика нового руководства приведет к увеличению доходов для вашей организации, чаще всего вне компетенции большинства слушателей МВА. Слишком много переменных, которые могут повлиять на финансовую деятельность, и которые трудно контролировать.
Что следует установить?
Прежде всего, нужно помнить о том, что необходимо установить, доказать, проверить и обосновать. Это включает определение проблемы; причин проблемы; других существенных связей; возможностей разрешить проблему; выявление возможных направлений дальнейших действий.
Проблема.
А.Эйнштейн писал: Формулирование проблемы является часто значительно более важным, чем ее решение, которое может быть просто делом математических или исследовательских навыков. Поставить новые вопросы, выявить новые возможности, рассмотреть старые проблемы под новым углом зрения это требует творческого воображения и означает реальный прогресс в науке.
Исследователь может помочь исправить ухудшающуюся ситуацию, улучшить существующую (даже если ее нельзя назвать ухудшающейся) или создать совершенно новую ситуацию (где выявляются и используются новые возможности).