d9e5a92d

Протокол ответов испытуемой


Она станет ученым, но при этом может не устроить свою личную жизнь. Для того, чтобы стать любимой, ей не хватает элементарной женской слабости... Мужа она себе представляет любым, лишь бы он был ее мужем... он вполне может быть посредственностью". Характеризуя взаимоотношения в триаде, испытуемые пишут, что отношения между Я и А "очень хорошие", "взаимно дружеские", отношения взаимопонимания на основе сходства натур", "отношения доверия", "с симпатией". В то же время как в отношениях Я к А, так и в отношениях А к Я часто присутствует элемент жалости, сожаления по поводу слабости, снисходительность. Так, одна испытуемая пишет про свое отношение к А: "Вызывает большую симпатию, более близка, чем В, она не ходячая добродетель, но и не личность". Отношения между Я и В чаще всего характеризуются как натянутые, вынужденно деловые: "нормальные, вряд ли близкие", "с уважением, но без любви", "вряд ли мы были бы друзьями", "деловые отношения", "взаимонегативные чувства".

Также в чувствах Я к В и В к Я предполагается антипатичность: "Вряд ли я ей нравлюсь", "она мне неприятна". Отношения между А и В сложнее. Они могут быть как дружескими, так открыто враждебными. Отношение В к А, как правило "сверху", т.е. с доминированием, но может разниться по тону. Так, испытуемые пишут: "Она (В) ее (А) презирает, так как нет стремления к успеху", "покровительствует", "испытывает моральное превосходство, считает ребенком, пренебрежение, некоторое сочувствие, в общем - свысока", "считает не личностью".

Отношения А к В также колеблются от протокола к протоколу, от восхищения и подобострастия, до неприязни и отвержения. "Она для нее идеал, равняется на нее и слушается советов", "испытывает чувство благоговения", "завидует", "испытывает негативные чувства". Различные, иногда противоречащие друг к другу варианты отношений встречаются в одном и том же протоколе. Ниже мы еще вернемся к интерпретации этой амбивалентности и к интерпретации отношений в триаде в целом.
Испытуемые второй группы (14 человек) выразили к А-персонажу симпатию и уважение, а к В - антипатию и неуважение.
В качестве примера приведем протокол испытуемой Т.Д., 20 лет.
Словесный портрет персонажа А
Марина А. Студентка исторического факультета, 20 лет.
Независимая, резкая, отважная, иногда агрессивная. Часто испытывает беспокойство в ситуациях неопределенности. Инициативна и старается выбирать ситуации, где можно проявить эти свои качества.

Часто неудовлетворена собой.
Ответы
1. и 2. Поступила в вуз, чтобы получить образование по привлекающей ее специальности.
3. Специальность может быть делом ее жизни и давать ей отдохновение.
4. Продвижение за счет своих сил.
5. Может многого достичь: дом, семья, лучше, чем у всех, за счет работы.
6. Будет стремиться к успеху и достигнет его, будет пользоваться общепризнанным уважением.
7. Реализации всех своих планов и желаний.
8. Верность и возможность на него положиться.
9. Умеющим отвечать за себя и помогать другим в трудную минуту.
10. Могла бы быть прекрасной женой: хорошая домохозяйка, понимает внутреннее состояние мужа и умеет выводить из апатии, может помочь и поддержать, весела и не убивает мужа своим унынием, интересна и одевается со вкусом.
11. Мужчина, отвечающий ее требованиям (см. выше), который старше ее и может ценить ее заслуги и прощать ее слабости (см. выше).
Словесный портрет персонажа В
Ирина В., студентка ВМК, 20 лет.
В целом удовлетворена собой. Может добиться того, что считает для себя важным. В то же время зависит от других, от группы, пассивна и нуждается в поддержке.
Ответы
1. Все поступают.
2. Родители + модное заведение.
3. Хочет устроиться в жизни получше.
4. и 5. Все очень к месту: довольна тем, что имеет, всего достигнет, если помогут родители.
6. Будет стремиться, возможно достигнет, если удачно выйдет замуж.
7. Удовлетворения желания, поощрения самолюбия.


8. Его социальное положение и связи.
9. Хорошо устроен и ездит за границу.
10. Отличная жена, обеспечит мужу отличный с обывательской точки зрения дом. Хорошо готовит, поддерживает важные знакомства, красива - можно демонстрировать друзьям.
11. Похожий на нее, практически мыслящий, непонимающий ее сущности и похожий на нее своими стремлениями (т.е. имеющий то же credo).
Анализ ответов на вопросы о мотивах показывает в высшей степени уважительное отношение к А и презрительное отношение к В-персонажу. А поступила в вуз ради специальности, которую сама выбрала и которая может стать делом ее жизни. Она будет достигать всего своими силами, достигнет заслуженного успеха.

В, напротив, поступила в вуз из-за конформизма (все поступают), работа как таковая ее не интересует, ее успехи зависят не от нее самой, а от помощи родителей или будущего мужа. Также с уважением испытуемая говорит о мотивах общения и семейных перспективах А-персонажа и с нескрываемой издевкой о мотивах и достоинствах В в семейной сфере. Сквозь весь тон ответов про А проступает симпатия, близость, а про В - антипатия.

Это очевидное отношение не нуждается в комментариях.
Протокол ответов испытуемой "за себя", приводимый ниже, показывает: многое из того, что испытуемая пишет про А-персонаж, совпадает с ее самоописанием. Мы приводим эти ответы в форме связного рассказа, как это и было реально в протоколе испытуемой.
Я действительно больше всего в жизни люблю филологию и считаю, что лучше всего ее преподают в университете. Она будет смыслом моей жизни, это единственное, что меня не обманет и не подведет в жизни. У меня есть определенные способности и умение помногу работать. Если повезет, я займу хорошее место и буду наслаждаться работой; в личное счастье я не очень верю.

Да, я стремлюсь к успеху, это будет база для интересной работы.
Я люблю, когда меня балуют.
Друг может помочь и поддержать. Это человек, который понимает, что во время депрессии в меня надо вселять уверенность и желание жить. Со мной может быть интересно человеку и в то же время хлопотно из-за моих причуд; я хорошо готовлю и умею создать в доме уют.

Он должен быть старше меня и спокойнее, он должен ценить человеческие отношения выше материального процветания.
Как видно из текста, сходство Я- и А-ответов несомненно.
При прямой оценке отношений в триаде испытуемая характеризует отношение Я к А как "хорошее знакомство". Про свое отношение к А пишет: "Симпатия. Могу поддерживать дружеские отношения".

От А к себе она также ждет симпатии. Отношения Я с В - "терпим друг друга". Про свое отношение к В также пишет: "Презираю.

Трудно приспособиться к общению с ней". Отношения А и В - знакомство. А относится к В "с презрением, не уважает, избегает".

В - "не понимает таких людей как она, но может учиться у нее, если это приносит какие-то выгоды".
В протоколах других испытуемых той же группы повторяется, с различным вариантами, та же структура отношений: симпатия и уважение к персонажу А, олицетворяющему собственные черты и антипатия и неуважение к персонажу В, олицетворяющему противоположные личностные черты. Эти отношения могут быть более или менее выраженными; иногда уважение или презрение проявляется лишь в одной из сфер - чаще профессиональной - и почти не звучит в сфере общения и семьи. Но в целом структура отношения остается инвариантной.
Испытуемые третьей группы (14 человек) отнеслись к персонажам парадоксальным образом. К персонажу А, чей словесный портрет был их собственным портретом, они выразили антипатию и неуважение, к персонажу В - напротив, симпатию и уважение. При чтении протоколов создалось впечатление, что испытуемые опутали портреты: увидели свое сходство с персонажем, наделенным "не Я-чертами", и отличие от персонажа, с их собственными чертами.
Проиллюстрируем сказанное протоколами испытуемой Т.Г., 22 года.
Словесный портрет персонажа А
Софья А., 21 год, студентка исторического факультета.
Эмоционально неустойчива, легко раздражается, расстраивается. Находится под влиянием чувств, в отношениях с людьми - недоверчива, плохо сотрудничает.
Ответы
1. В наше время поступление в вуз можно объяснить просто тем, что так положено делать, особенно в семье с "аспирантами". Она пока еще (после окончания школы) не представляет себе самостоятельной жизни, работы. Ей нужен диплом для престижа.
2. В этом вузе работают на руководящих должностях ее родители.
3. Специальность она выбрала случайно - по тем только соображениям, что "история легче, чем, скажем, физика". Единственно, что привлекает, это то, что она в минимальной степени может общаться с другими.
4. Профессиональные перспективы она оценивает по тем возможностям, которые имеют ее родители в подыскании ей неплохого места. Единственное, что требуется, работа спокойная, без общения с людьми.
5. Она будет работать, как все, зарабатывать - как все; ее личная жизнь сложится все-таки под влиянием родителей.
6. Профессиональный успех ей в принципе не нужен, она будет просто добросовестно работать, чтобы никто не придрался к ней.
7. Сознание того, что она кому-то нравится.
8. Заботливость, готовность на отказ от многого ради нее, ради ее прихотей.
9.



Содержание раздела