d9e5a92d

Ранговые корреляции показателей сходства


Для получения количественной меры эмоционально-ценностного отношения к персонажам мы воспользовались методом экспертных оценок.
Десять экспертов оценивали тексты ответов испытуемых первой и третьей групп с точки зрения выраженности симпатии и уважения. Ранговые корреляции средних экспертных оценок и сходства (точнее, несходства) испытуемых с персонажами в ответах на шкалу Роттера приведены в табл. 10, где показано, что для первой группы, испытуемые которой идентифицируются с похожими персонажами, симпатия коррелирует со сходством к похожему персонажу А.

Таблицу восстановить не удалось - Прим. ред. HTML-версии

Таблица 10. Ранговые корреляции показателей сходства (несходства)
ответов на шкалу Роттера "за себя" и "за другого" с выраженностью симпатии
и уважения к персонажу (экспертные оценки)
А-Я - разность показателей ответов на шкалу Роттера с позиции А-персонажа и самого испытуемого (Я); В-Я - разность показателей ответов на шкалу Роттера с позиции В-персонажа и самого испытуемого (Я). Корреляция -0,40 значима на уровне 5%, корреляция -0,80 значима на уровне 1%, остальные корреляции не значимы.
Негативная корреляция появляется вследствие того, что испытуемые ранжировались по величинам разностей показателей локуса контроля "за себя" и "за персонаж" (А-Я и В-Я), т.е. по мере несходства. Чем больше несходными являются показатели локусов контроля, тем меньше выраженность симпатий. Для испытуемых третьей группы, которые сознательно идентифицируют себя с противоположным персонажем, сходство с ним не коррелирует ни с одним из компонентов эмоционально-ценностного отношения, зато уважение значимо коррелирует со сходством с похожим персонажем.

Результаты, следовательно, свидетельствуют в пользу справедливости первой гипотезы о том, что на неосознаваемом уровне испытуемые все же идентифицируются со сходным персонажем, и, следовательно, отношение к нему выражает собственное неосознаваемое отношение к себе. В пользу этой гипотезы можно привести и дополнительные свидетельства, показывающие, что испытуемым этой группы не удается на глубинном уровне идентифицироваться с противоположным персонажем.
Ответы на шкалу локуса контроля с собственной позиции находятся практически в одинаковой положительной линейной корреляций с В- и А-ответами - (соответственно 0,19 и 0,21; уровень значимости - 0,1%). Количество сходных фразеологических оборотов в Я- и В-ответах на вопросы о мотивах приблизительно одPнаково с числом сходных оборотов в Я- и А-ответах (53 и 47% от общего числа сходных оборотов). В отличие от этого, например, во второй группе это количество распределяется явно в пользу А- и Я-сходства (82 против 18%). В отношении к третьему лицу А испытуемый и персонаж В оказываются различными.

Так, например, от В к А испытуемый ожидает в основном неуважение, затем симпатию, а уж потом антипатию. В то же время собственное отношение к А прежде всего антипатично.
Итак, отношение к себе проецируется в форме отношения к другому, т.е. в форме отношения к персонажам. Испытуемые идентифицируются со сходным персонажем и делают это либо сознательно, либо неосознаваемо. В первом случае в отношении субъекта к персонажу так или иначе проявляется симпатия, во втором - отношение и к сходному персонажу не только неуважительно, но и антипатично. Результаты анализа можно свести в табл.

11, воспользовавшись выделенными Д.Холмсом осями.

Сознаваемость отношения к себе
Объект отношений
"Я"-черты - "не Я"-черты - отношение Я к А - отношение Я к В
Сознаваемое
I
симпатия - неуважение - антипатия - уважение
Сознаваемое
II
симпатия - уважение - антипатия - неуважение
Сознаваемое
IV
симпатия - уважение - симпатия - уважение
Неосознаваемое
III
антипатия - неуважение - симпатия - уважение

Таблица 11. Типы отношения субъекта к имеющимся у него ("Я"-черты)
и отсутствующим ("не Я"-черты) личностным чертам


В табл. 11 отражен характер отношения к персонажу в терминах "симпатия-антипатия", "уважение-неуважение".
Отметим, что типы проекции, полученные в клетках таблицы, лишь аналогичны, но не идентичны предложенным Д.Холмсом. Различие, как уже указывалось, состоит в том, что подмена происходит на полюсе объекта, а не субъекта. Можно считать, что речь идет о новом проективном показателе, применимом именно к исследованию самосознания.
Описанная экспериментальная процедура позволяет выявлять, однако, не только то, как испытуемые относятся к своим двойникам и антидвойникам. Существуют по крайней мере еще четыре экспериментальных показателя, характеризующих самосознание субъекта: 1) испытуемые приписывают персонажам отношение к себе; 2) испытуемые приписывают персонажам мотивы, потребности, жизненные планы, черты личности; 3) испытуемые непосредственно выражают отношение к себе, отвечая на вопросы о мотивах от собственного лица; 4) испытуемые ожидают отношение к себе со стороны персонажей, предполагают взаимоотношения между ними и между собой и каждым персонажем.
Первые два показателя являются проективными в традиционном смысле термина. Поскольку испытуемые идентифицируются с персонажами, то и приписанная им самооценка характеризует самих испытуемых. Третий показатель - прямое самоотношение - не является проективным в строгом смысле термина, испытуемые говорят про себя и могут до известной степени дозировать и регулировать "самоподачу".

Наконец, четвертый показатель наиболее выпукло раскрывает диалогическое строение самосознания, включая в себя проекции обоих типов: и со сменой объекта, и со сменой субъекта.
Охарактеризуем данные, основанные на анализе некоторых из этих показателей.
Приписывание самооценки
Собственное отношение к персонажам, спонтанно проявляющееся в ответах на вопросы о мотивах, выпукло и отчетливо. Весь текст как бы подчеркивает: "вот человек, достойный уважения и симпатии", или "вот человек, уважения не достойный и симпатии не вызывающий". Самоотношение, приписываемое персонажам, менее выпукло, скорее можно говорить лишь о приписывании самооценки.
Испытуемые первой группы приписывают схожим персонажам (А) - низкую, а несхожим персонажам высокую самооценку, которая в изображении испытуемых превращается часто в самоуверенность, высокомерие.
Испытуемые второй группы приписывают сходным персонажам, как правило, высокую самооценку, которую те и заслуживают, по их мнению. Если же упоминаются моменты, характеризующие самооценку А-персонажа невысоко, то испытуемые как бы убеждают читателя, что самооценка А занижена. Приписывание самооценки В - сложнее.

Наиболее типичный вариант - это приписывание В-персонажам высокой самооценки, которую, по мнению испытуемых, те не заслуживают. Так, одна испытуемая пишет о персонаже В: "Она считает, что в перспективе добьется высокого положения; это высокомерный человек, думающий о себе лучше, чем есть на самом деле". Другая испытуемая, отмечая достаточно высокую самооценку В-персонажа как будущей жены, дает такой комментарий: "Ей подошел бы любой мужчина без патологии". Вот еще характерные отрывки: "В отношении к себе Людмила совершенно спокойна, возможно, она считает свои отношения с другом (мужем) одолжением со своей стороны. Достойную роль мужа для нее выполнил бы человек, полностью перестроивший ее взгляд на жизнь, хотя, с ее точки зрения, это ей не подошло бы".

Иногда испытуемые как бы предполагают, что незаслуженно высокая самооценка в будущем станет более адекватной. Так, испытуемая пишет: "Она считает, что добьется высокого положения, но в перспективе будет удовлетворена существующим положением". В некоторых случаях испытуемые приписывают В-персонажу просто низкую самооценку, например, "свои профессиональные перспективы оценивает трезво".
Испытуемые третьей группы приписывают А-персонажу либо низкую самооценку, либо неадекватную высокую.
Так, одна испытуемая пишет про А-персонаж: "Себя оценивает низко, ничего дать другу не может, будет раздражительной женой". Иногда низкая самооценка приписывается косвенно, через такие характеристики, как отсутствие стремлений к профессиональному успеху, к творчеству, приземленность и конформизм. В других случаях испытуемые указывают на неадекватную самооценку: "Эта девушка будет любить себя в науке, а не науку в себе"; "Будущее этого человека между неудачником и средним человеком, т.е. она думает, что успех может прийти сам собой, как объективная закономерность достигнутых вершин". Иногда собственное отношение испытуемого к персонажу и приписанная ему самооценка выглядят как одно целое. Испытуемый как бы старается сказать: "Ну что, кроме презрения, заслуживает этот человек, который жалок, чувствует себя таким, хотя иногда еще на что-то надеется".

Вот яркий пример такого текста: "Она ищет в будущей специальности не возможности экспериментировать, не творческий момент, а стабильность, прочную основу. Она не переоценивает свои профессиональные перспективы. В будущем скорее всего будет работать в библиотеке, чтобы иметь много свободного времени (для того, чтобы отдаваться своим мелким поверхностным увлечениям).

Они ей нужны для того, чтобы считаться интересным человеком в компании.



Содержание раздела