Таким образом, принимая во внимание тот факт, что Инспекцией не проводился осмотр торгового помещения на предмет наличия такой информации, суд пришел к выводу о недоказанности Инспекцией в порядке ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Другими словами, если магазин в связи с наступлением осенне-зимнего сезона изменил режим работы и стал закрываться на час раньше, чем это прописано у него на вывеске, то необходимо внести соответствующие изменения. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности за нарушение прав потребителей. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности. Кроме того, в случае, если место торговли или оказания услуг не совпадает с местом нахождения самой организации, т.е. с адресом, указанным в учредительных документах, на вывеске должен быть отражен в обязательном порядке юридический адрес, поскольку в соответствии с гражданским законодательством именно он является местом нахождения юридического лица.
Если организация или предприниматель сочли, что изготовление вывески или ее приведение в соответствие с изменениями является слишком затратным, то необходимо учесть, что штраф за такое, казалось бы, незначительное деяние предусмотрен в КоАП РФ в размере от 30000 до 40000 рублей. Так что стоит подумать - так ли дешево игнорировать действующие правила.
Информацию для потребителя обычно размещают на специальном стенде - так называемом уголке потребителя. Однако выделять место под такой стенд необходимо не в дальнем и темном углу, а, как указано в Правилах продажи отдельных видов товаров, в удобном для покупателя месте.
Помимо вышеназванных сведений о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, сведений об имеющихся лицензиях и свидетельствах об аккредитации, также необходимо предоставить покупателю для ознакомления Правила продажи отдельных видов товаров. Более того, продавец обязан контролировать актуальность информации: все документы, представленные для ознакомления потребителям, должны быть действующими.
Поэтому если продлена лицензия, изменились данные регистрации или произошли иные изменения -позаботьтесь о своевременном обновлении материалов, размещенных на стенде. В противном случае забывчивость может дорого обойтись организации (индивидуальному предпринимателю).
Пример 8. Инспекцией Федеральной налоговой службы Уральского округа совместно с сотрудниками РУВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга 20 февраля 2006 г. проведена проверка ООО Карат по вопросу соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области в магазине Продукты, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, Верх-Исетский бульвар, д. 20.
По результатам проверки составлен акт от 20 февраля 2006 г. N 000223, которым установлен факт отсутствия на информационном стенде для покупателей действующих Правил продажи отдельных видов товаров, включающих раздел XIX Особенности продажи алкогольной продукции, введенный в действие Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2006 г. N 80 О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции.
21 февраля 2006 г. вынесено определение о проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол от 17 апреля 2006 г. N 19/45 об административном правонарушении и вынесено Постановление от 20 апреля 2006 г. N 19/45, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 рублей.
Однако общество обратилось в арбитражный суд с обжалованием названного решения. Судом первой инстанции указанный штраф был отменен в связи с малозначительностью деяния. Это стало возможным лишь в связи с коротким сроком между принятием соответствующих изменений в нормативном акте и проведением проверки в организации, в ходе которой был выявлен описываемый факт.
В противном случае на организацию возлагалась бы административная ответственность.
А вот книгу отзывов и предложений размещать на указанном стенде необязательно, если этого не желает сам продавец. Согласно п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Таким образом, такая книга должна быть у любого продавца обязательно, но храниться она может в любом другом, недоступном для потребителей месте и выдаваться только по их требованию.
Любые замечания контролирующих органов или покупателей, связанные с необходимостью размещения указанной книги на информационном стенде, будут являться незаконными.
Информация о товарах (работах, услугах). Подробный перечень информации, входящей в указанную группу, содержится в ст.
10 Закона РФ О защите прав потребителей, а также в Правилах продажи отдельных видов товаров и иных нормативных актах, устанавливающих особенности реализации различных товаров и оказания отдельных услуг.
Статьей 10 Закона РФ О защите прав потребителей установлен перечень информации о товарах (работах, услугах), которая должна предоставляться потребителям независимо от вида реализуемой продукции и оказываемых услуг. К такой информации относится:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;
- цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
- информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
- информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
- если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Вышеизложенная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
При продаже товаров продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификатом или декларацией о соответствии;
- копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и органа, ее зарегистрировавшего). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
При указании цены (стоимости) товара необходимо также учитывать и соблюдать требования, установленные Правилами продажи отдельных видов товаров. В соответствии с указанными Правилами продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В соответствии с письмом Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2 О порядке оформления ценников на реализуемые товары на ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.
В связи с этим во избежание спорных вопросов с контролирующими органами при проведении рекламных кампаний по снижению цены не рекомендуется зачеркивать прежнюю цену и рядом писать новую, так как это может быть воспринято как исправление. Можно изготовить новый ценник, на котором рядом с действующей ценой на товар указать, например: прежняя стоимость товара составляла... или цена снижена на... % и т.п.
Исключение из общих правил оформления ценников на товар сделано лишь для непериодических изданий, в отношении которых допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания.
Дополнительные особенности по оформлению ценников установлены при продаже алкогольной продукции. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена. При продаже вина в розлив указываются наименование и цена за 1 л и 0,1 л. В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Кроме того, при продаже алкогольной продукции необходимо иметь в виду следующие особенности. Помимо вышеуказанных сведений продавец должен обеспечить наличие следующей информации об алкогольной продукции:
- наименование входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продукции пищевых добавок, биологически активных пищевых добавок, сведения о наличии в продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов, о содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;
- пищевая ценность алкогольной продукции;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- противопоказания к применению алкогольной продукции;
- дата, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
В обязательном порядке на алкогольную продукцию продавец должен иметь следующие сопроводительные документы:
- товарно-транспортную накладную;
- копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
- копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Данное требование означает, что перечисленные документы должны быть именно у продавца и именно при продаже им продукции.
Пример 9. В ходе проверки принадлежащего организации склада сотрудниками МВД России были выявлены факты нахождения алкогольной продукции и слабоалкогольных газированных напитков без сертификатов соответствия. По указанному факту был составлен протокол об административном правонарушении, и организация была привлечена к административной ответственности.
Не согласившись с указанным решением, организация обжаловала его в арбитражный суд. Судом указанное решение было признано незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что ч. 2 ст.
14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, и сертификатов соответствия. Сам факт нахождения (хранения) на складе указанной алкогольной продукции, исходя из диспозиции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, не образует, поскольку ни к понятию поставки, ни к понятию розничной продажи алкогольной продукции не относится.
Подобная судебная практика сложилась и в кассационной инстанции арбитражных судов, например Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2006 г. N А26-762/2006-22.
Таким образом, в случае если со стороны контролирующих органов не будет доказан факт продажи (реализации, поставки) алкогольной продукции, по которой выявлены нарушения, то в таком случае решение контролирующих органов можно обжаловать в суд и добиться его отмены.
Однако, с другой стороны, в случае если все же контролирующими органами будет установлено отсутствие необходимых документов в момент продажи продукции, то продавца не сможет освободить от ответственности их последующее предъявление и иные подобные обстоятельства.
Пример 10. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2006 N А21-390/2006 оставлено в законной силе решение суда первой инстанции, которым организации отказано в отмене вынесенного в отношении ее постановления о привлечении к административной ответственности. То обстоятельство, что сертификат соответствия был представлен в Инспекцию после проверки, ценник найден, а документы, позволяющие покупателю получить необходимую информацию о товаре, и лицензии на занятие соответствующей деятельностью имелись в наличии, но находились в отдельной папке, а не в доступном для покупателя месте, обоснованно не расценено судом первой инстанции в качестве основания, позволяющего освободить заявителя от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.
14.16 КоАП РФ.
Не менее важным является требование законодателя, обязывающее продавца предупреждать покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом) об имеющихся в товаре недостатках. Более того, во избежание дальнейших споров с покупателями и предъявления ими необоснованных требований рекомендуется следующее.
В случае продажи покупателю с его согласия товара с заранее выявленным недостатком (независимо от того, была ли снижена на этот товар цена или нет), необходимо получить роспись покупателя, подтверждающую факт уведомления о данном недостатке товара и его согласие принять товар с указанным недостатком. Такое подтверждение в дальнейшем лишит возможности покупателя предъявлять к продавцу какие-либо претензии, связанные с данными недостатками товара.
Если такое письменное подтверждение не было получено, то продавцу будет крайне сложно (практически невозможно) подтвердить факт оповещения покупателя об указанном недостатке, а следовательно, ему придется удовлетворить все требования покупателя.
Следует иметь в виду, что в ряде случаев своевременное предоставление информации потребителю позволит возложить на него дальнейшую ответственность за результат работы (услуги). Так, ст.
36 Закона РФ О защите прав потребителей предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков.
Кроме того, законодательством предусмотрена также обязанность продавца (изготовителя) в случае осуществления дистанционного способа продажи товаров (когда договор розничной купли-продажи заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора) предоставить потребителю в момент доставки товара в письменной форме информацию о товаре, указанную выше, а также информацию о порядке и сроках возврата товара, т.е. о том, что потребитель при таком способе продажи товара вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не будет предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Особое внимание продавцам (изготовителям, исполнителям) необходимо обращать на информацию, которая включается ими в гарантийный талон. При наличии в указанном документе информации, нарушающей права потребителя, во-первых, она может быть оспорена самим потребителем, а во-вторых, продавец (исполнитель, изготовитель) может быть привлечен к административной ответственности.
Не менее важной по информативности является инструкция по эксплуатации, которая должна содержать основные требования к безопасному, правильному, эффективному использованию товара. Как правило, большинство продавцов, получив товар от поставщика (изготовителя), не затрудняют себя тем, чтобы прочитать указанный документ, хотя бы по отдельным видам дорогостоящих и технически сложных товаров.
А ведь инструкция по эксплуатации является практически единственным документом, содержащим информацию о правилах использования изделия. И от того, насколько полно и точно будет изложена в нем информация, в дальнейшем будет зависеть причина возникновения тех или иных недостатков товара.
Закон РФ О защите прав потребителей предусматривает освобождение продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности в случае, если ненадлежащее качество товара, услуги произошло вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает (в том числе нарушение потребителем правил эксплуатации изделия). Но в соответствии с судебной практикой и исходя из норм законодательства должно быть доказано или быть очевидным, что потребителю было известно о тех правилах эксплуатации, которые он нарушил.
Продавцу предоставлено право донести до потребителя информацию в любом объеме, в том числе превышающем тот, который представлен изготовителем, если эта информация является достоверной. Поэтому, возможно, в некоторых случаях имеет смысл дополнить инструкции какими-либо положениями, разъясняющими порядок пользования товаром, особенно если уже имелись какие-либо прецеденты, связанные с неправильной эксплуатацией изделия.
Пример 11. Индивидуальному предпринимателю, осуществляющему торговлю инструментами, потребителем были предъявлены претензия об отказе от исполнения договора купли-продажи электродрели в связи с ее ненадлежащим качеством и требование о возврате уплаченной за нее денежной суммы. Действуя в соответствии с Законом РФ О защите прав потребителей, предприниматель провел проверку качества и установил, что электродрель вышла из строя в связи с неправильной эксплуатацией потребителем, а именно перегревом механизма из-за того, что дрель использовалась в течение длительного времени без ее отключения. Потребитель подал иск в суд.
Судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза, которая также подтвердила результат проверки качества. Однако решение было принято в пользу потребителя, поскольку он сослался на то, что информация об использовании электродрели путем ее включения и отключения через короткие промежутки времени не была доведена до него надлежащим образом.
И действительно, в инструкции по эксплуатации отсутствовала информация о правилах пользования электроинструментом.
Несомненно, с покупателем нужно и можно спорить, но при этом необходимо не только соблюдать нормы действующего законодательства, но и стараться предвидеть возникновение каких-либо спорных ситуаций, при которых предпринимать все меры для их разрешения в пользу продавца.
В настоящее время, когда телевизионные передачи и журнальные, газетные статьи просто пестрят добрыми советами о том, как вернуть, обменять непонравившуюся или испортившуюся вещь, да еще и заработать на этом, осуществлять торговлю или оказывать услуги и не получать претензии от потребителей практически невозможно. Именно поэтому продавцы (изготовители, исполнители), получая опыт, порой и не всегда удачный, стараются решить все спорные вопросы, не доводя дело до судебного разбирательства. Без сомнения, мирный способ урегулирования спора самый быстрый, но всегда ли он является единственно возможным и столь экономным для предпринимателя (организации)? Можно ли на стадии возникновения спора предположить, чем закончится спорная ситуация, если она дойдет до суда, а главное, сколько это будет стоить?
Позиция многих продавцов и исполнителей чаще всего заключается в том, чтобы отказать всем обратившимся с какими-либо претензиями потребителям в расчете на то, что из них лишь один-два пойдут в суд доказывать свои права.