d9e5a92d

Предоставление информации о товарах (работах, услугах)

Прежде всего необходимо учитывать, что установление гарантийного срока - это право (но не обязанность), т.е. отсутствие гарантийного срока на товар или работу не может являться нарушением действующего законодательства. Хотя в настоящее время в условиях жесткой конкуренции изготовители, стараясь привлечь как можно больше потребителей и рекламируя высокое качество своего товара, стремятся устанавливать более длительные гарантийные сроки, чем у конкурентов, на аналогичные товары.
Устанавливают гарантийный срок именно изготовитель товара и исполнитель работы. Продавец в данном случае обязан лишь подчиниться тем условиям, которые определил изготовитель, и принимает на себя обязанность независимо от своего желания выполнять в течение гарантийного срока законные требования потребителей.

Таким образом, законодатель косвенно определил запрет на уменьшение по инициативе продавца продолжительности гарантийного срока, установленного изготовителем (исполнителем). При этом изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

Как правило, информация о порядке реализации прав потребителем содержится либо в гарантийном талоне, либо в инструкции по эксплуатации изделия. Но, как представляется, в этом случае либо претензии по качеству товара, заявленные потребителем в срок, превышающий гарантийный, но в пределах дополнительного срока, установленного изготовителем, должны быть направлены к изготовителю (или уполномоченным им организациям), либо изготовитель и продавец должны достичь по этому вопросу договоренности для урегулирования возникающих претензий потребителей, поскольку закон прямо не предусматривает обязанность продавца удовлетворять требования потребителей за пределами гарантийного срока.
В случае если изготовителем не установлен гарантийный срок, продавец имеет право установить гарантийный срок самостоятельно. Но данная инициатива не является обязанностью продавца.

Таким образом, в случае, если продавец приобрел товар, на который изготовителем не установлен гарантийный срок, он вправе осуществлять розничную продажу такого товара также без установления гарантийного срока.
С другой стороны, продавец вправе по своему усмотрению принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Важность вопросов, связанных со сроком годности и гарантийным сроком, объясняется прежде всего тем, что потребитель вправе предъявлять, а изготовитель, продавец, исполнитель обязаны удовлетворять обоснованные претензии по качеству товаров и работ именно в пределах срока годности и срока службы.
Хотя порядок исчисления гарантийных сроков на товары и работы имеет много общего, тем не менее целесообразно рассмотреть особенности гарантийного срока на товар и специфику гарантийного срока на выполненную работу (услугу).
Гарантийный срок и срок годности товара. В соответствии с п. 1 ст.

19 Закона РФ О защите прав потребителей потребитель вправе предъявить предусмотренные данным Законом требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Возможны также случаи предъявления потребителями претензий по истечении гарантийного срока товара или в случае, если на товар гарантийный срок не установлен.
Рассмотрим первый случай - период гарантийного срока.
Порядок установления и исчисления гарантийного срока на товар определяется ГК РФ и Законом РФ О защите прав потребителей. Различие юридической трактовки состоит в том, что нормы ГК РФ предлагают ту или иную модель поведения, а нормы Закона РФ О защите прав потребителей четко формулируют требования к выполнению тех или иных обязательств.

Однако в части, не урегулированной Законом РФ О защите прав потребителей, может быть применен более лояльный порядок, предусмотренный ГК РФ.
Начало течения гарантийного срока определяется ст. 471 ГК РФ и п. 2 ст. 19 Закона РФ О защите прав потребителей - с момента передачи товара покупателю.



Однако в обоих нормативных актах имеется оговорка - если иное не предусмотрено договором. Таким образом, продавец вправе изменить по своему усмотрению срок, с которого будет исчисляться срок годности товара.
Имеется несколько исключений:
А. Для сезонных товаров (обуви, одежды и пр.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, начало наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатической зоны.
Например, Постановлением губернатора Саратовской области от 30 ноября 1999 г. N 458 О сроках наступления сезонов на территории Саратовской области для целей исчисления сроков годности и гарантийных сроков на сезонные товары определены следующие сроки наступления сезонов:
- весенний сезон - с 16 марта;
- летний сезон - с 16 мая;
- осенний сезон - с 16 сентября;
- зимний сезон - с 16 ноября.
При этом в соответствии с Разъяснениями ГАК России необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения. В случаях приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня продажи-покупки обуви.
Так, например, если на спортивную обувь (кеды) установлен гарантийный срок один месяц, а потребитель предъявляет претензию спустя три месяца со дня продажи товара, считая, что еще длится гарантийный срок, так как сезон наступил десять дней назад, то в данном случае продавец вправе указать потребителю на истечение гарантийного срока, поскольку данная спортивная обувь является несезонной, а следовательно гарантийный срок начинает течь со дня продажи товара.
Б. При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.
Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок также продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара.
При установлении гарантийных сроков продавцам необходимо обращать особое внимание на сложные товары, которые состоят из отдельных частей либо имеют комплектующие изделия. В этом случае на комплектующие изделия и составные части основного товара могут устанавливаться гарантийные сроки.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором.
В случае если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.
Пример 6. Изготовитель не установил гарантийный срок на товар (предположим, бензопилу). В этом случае у продавца возникает право установить гарантийный срок. Продавец установил гарантийный срок на бензопилу три года, но гарантийный срок на стартер (составную часть бензопилы) продавец не установил, специально оговорив это в инструкции по эксплуатации и ознакомив с ней под роспись покупателя.

В данном случае продавец совершенно законно воспользовался оговоркой если иное не предусмотрено договором и фактически установил иные условия гарантийного срока на составную часть основного изделия.
Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.
В соответствии с п. 4 ст. 471 ГК РФ на товар (комплектующее изделие), переданный продавцом взамен товара (комплектующего изделия), в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки (ст.

476 ГК РФ), устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Важно обратить внимание на следующее: основным правилом, действующим при предъявлении потребителем претензии по качеству в пределах гарантийного срока (в том числе в пределах дополнительного обязательства изготовителя или продавца), является то, что продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Указанное правило установлено п. 6 ст. 18 Закона РФ О защите прав потребителей и означает, что если в товаре обнаружен недостаток в пределах гарантийного срока, то освободить от обязанности удовлетворить требование потребителя может только наличие одного из следующих оснований, возникших после передачи товара потребителю:
- вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или
транспортировки товара;
- вследствие действий третьих лиц;
- вследствие непреодолимой силы.
При этом обязанность доказать наличие одного из этих оснований полностью возложена на продавца (изготовителя), уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Второй случай - истечение гарантийного срока. Вопреки сложившейся практике само по себе истечение гарантийного срока не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Поскольку в п. 5 ст.

19 Закона РФ О защите прав потребителей предусмотрена возможность предъявления требований по истечении гарантийного срока - в случаях когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, - потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные данным Законом, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Принципиально важно, что такое требование потребителя может быть удовлетворено только при наличии следующих обстоятельств:
- гарантийный срок на товар составляет менее двух лет;
- недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет;
- потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В данном случае продавец (изготовитель) освобожден от обязанности доказывать причины возникновения недостатка и отвечает лишь за недостатки, возникшие до передачи товара потребителю.
И наконец, третий случай - отсутствие гарантийного срока на товар.
В подобной ситуации необходимо руководствоваться правилом, предусмотренным п. 1 ст. 19 Закона РФ О защите прав потребителей, которое устанавливает, что в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
При этом продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Исключение сделано законодателем лишь в случае выявления существенного недостатка, т.е. неустранимого дефекта или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или других подобных недостатков. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы, но только при условии, если докажет, что такие недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные данным Законом требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Гарантийный срок на выполненную работу (услугу). В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РФ О защите прав потребителей требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены в следующие сроки:
- при принятии выполненной работы (оказанной услуги);
- в ходе выполнения работы (оказания услуги);
- если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги) в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок - в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Так же как и в случае с товаром, можно выделить три случая предъявления претензий потребителем:
1) в период гарантийного срока - исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы;
2) по истечении гарантийного срока - в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные Законом РФ О защите прав потребителей, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента;
3) если гарантийный срок не установлен - исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги) только при условии, если потребитель докажет, что такие недостатки возникли до ее принятия потребителем или по причинам, возникшим до этого момента.
Исключение сделано в случае выявления существенных недостатков работы (услуги). В таких ситуациях потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Это требование может быть предъявлено, если подобные недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
- отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

. Предоставление информации о товарах (работах, услугах)


Немало правонарушений в области применения Закона РФ О защите прав потребителей связано с неосведомленностью потребителей, возникающей по вине продавца (исполнителя). При этом Закон различает информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Непредоставление указанной информации потребителям или ее неполное предоставление влечет административную ответственность, что может закончиться для виновных лиц штрафом в несколько десятков тысяч рублей.

Во избежание столь неприятных финансовых последствий каждый продавец (изготовитель, исполнитель) должен четко понимать, какая информация должна быть предоставлена потребителям, в каком порядке это необходимо осуществлять и другие связанные с этим вопросы.
В ст. 8 Закона РФ О защите прав потребителей установлено, с одной стороны, право любого потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), а с другой стороны, обязанность самого продавца (изготовителя, исполнителя) довести указанную информацию в наглядной и доступной форме до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи.

Если в отдельной сфере обслуживания потребителей установлены конкретные способы доведения такой информации до потребителя, то информация должна быть предоставлена потребителю именно таким образом.
Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров:
- продовольственных;
- текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви;
- технически сложных товаров бытового назначения;
- парфюмерно-косметических товаров;
- автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;
- изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
- животных и растений;
- строительных материалов и изделий;
- непродовольственных товаров, бывших в употреблении;
- мебели;
- алкогольной продукции и некоторых др.
Правила оказания услуг в различных сферах деятельности также регламентируются специальными нормативными актами. Так, например, правила оказания туристских услуг устанавливаются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, если тот или иной вид деятельности подпадает под действие Закона РФ О защите прав потребителей, необходимо тщательно изучить не только сам Закон, но и все нормативно-правовые акты, связанные с избранной сферой деятельности. Такой тщательный подход позволит в дальнейшем не только избежать неприятных ситуаций с контролирующими органами, но и отстаивать свои права в спорах с недовольными потребителями.
Весь объем предоставляемой потребителям информации может быть условно разделен на две большие группы: информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и информацию о товарах (работах, услугах).
Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) в соответствии со ст. 9 Закона РФ О защите прав потребителей включает в себя:
1) информацию, размещаемую на вывеске: фирменное наименование (наименование) организации, место нахождения (адрес), режим работы;
2) информацию, размещаемую в любом другом доступном для потребителя месте: если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензий и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном случае речь идет об обязанности предоставления именно сведения, но не оригинала документа или его копии. Поэтому если контролирующие органы привлекли организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности за непредоставление по требованию покупателя лицензии (или ее копии) по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (нарушение иных положений правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), то такое решение может быть обжаловано.

Кроме того, имеется соответствующая судебная практика в пользу продавцов.
Пример 7. 14 июля 2005 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по СевероЗападному округу проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ООО Кафе Летнее, расположенном по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Штурма, д. 2.
По результатам проверки был составлен акт от 14.07.2005 N 15-13/178, в котором зафиксировано, что при проведении проверки представителям Инспекции не была предъявлена копия лицензии на розничную продажу и хранение алкогольной продукции. Инспекцией на основании указанного акта в отношении ООО составлен протокол от 15.07.2005 N 15-13/38 об административном правонарушении и в тот же день вынесено Постановление N 15-13/29 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст.

14.16 КоАП РФ и назначении штрафа в сумме 30000 руб.
Инспекция считает, что ООО допущены нарушения требований Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ), Правил продажи алкогольной продукции.
Не согласившись с решением Инспекции, ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного Постановления незаконным и его отмене. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ООО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.

14.16 КоАП РФ. Суд первой инстанции указал, что Правилами не предусмотрена обязанность продавца представлять покупателю копию лицензии.
В ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Инспекция, привлекая ООО к административной ответственности на основании названной нормы права, указала на отсутствие в момент проверки в кафе копии лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, п. 3 названных Правил предусмотрена обязанность продавца предоставлять покупателю размещенную в удобном для ознакомления месте соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее, а не копию лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.



Содержание раздела