d9e5a92d

Психофизиологическое воздействие цвета


Эти излучения называют видимыми, и благодаря им мы видим окружающий нас мир. Спектральные цвета. В солнечном спектре принято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Деление спектра условно и зависит от особенностей глаз.

Человеческий глаз способен выделить в спектре от 100 до 200 различных оттенков (порогов) цвета.
Ахроматические и хроматические цвета. Некоторые поверхности отражают свет неизбирательно, т.е. в той пропорции, в которой они имеются в солнечном свете. Такие поверхности называются ахроматическими (белая, серая, чёрная) и отличаются друг от друга только светлотой, количеством отраженного света.

Например, чистый снег отражает 85% солнечного света, белая бумага 75%, а черная бумага 1 2 %. Глаз человека способен различать около 300 порогов (оттенков), от белого до черного.
Другие поверхности отражают свет избирательно, т.е. часть спектральных компонентов видимых лучей отражается лучше, чем остальные. Такие поверхности называются хроматическими или цветными (греч. хромос "цвет", ахромос "бесцветие").

Хроматические поверхности включают всю гамму спектральных и пурпурных тонов.
Основные характеристики цвета. Измерения цвета имеют свои специфические особенности. Существо цвета, возникающее в нашем сознании субъективно, отражает объективные свойства материи лучистую энергию, поступающую в глаз.

Поэтому необходимо различать две категории понятий о цвете: физическую и психологическую.
Физические характеристики цвета.К физическим характеристикам цвета относят понятия: яркость, коэффициент яркости, коэффициент отражения, чистота цвета и доминирующая волна цвета.
Яркость. Ощущение яркости, вызванное светящейся или рефлектирующей поверхностью, зависит от силы света и поверхности, от которой отражается свет.
Чистота цвета. В составе цвета любой хроматической поверхности всегда имеется доля ахроматического цвета.

Ахроматической составляющей нет только в тонах солнечного спектра, которые относят к чистым цветам и принимают их чистоту за 100%. Чистота всех других цветов поверхностей определяется процентным содержанием в них хроматической составляющей.
Доминирующая длина волны. Доминирующая длина волны длина волны спектрального излучения, определяющая оттенок цвета образца поверхности, обозначается буквой л и выражается в нанометрах(нм).

1 нм - 10-9 м =1 миллимикрону (ммк).
Пурпурные цвета определяются доминирующей длиной волны дополнительных зеленых и желто-зеленых цветов со знаком минус или штрих (493567 нм).
Психологическая категория понятий о цвете. К ней относятся все физические свойства цвета, которые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой фон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов или к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием цветовой волны.

Психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты.
Насыщенность. Физическая характеристика чистоты цвета соответствует психологическому понятию насыщенности цвета. Насыщенность это степень отличия цвета той же светлости от ахроматического, т.е. степень цветности поверхности.

Например, цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон.
Светлота определяется коэффициентом отражения в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов, равных им по светлоте.
Интенсивность цвета зависит от насыщенности и светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными всегда будут более светлые цвета, при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности.
Психофизиологические особенности воздействия цвета на человека, гармоничные сочетания цветов, символика цвета. Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека (см.

27).
 
 


 
 
27 .Психофизиологическое воздействие цвета на человека
Теплые и холодные цвета. Все цвета делятся на две противоположные группы (см.



27): теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) и холодные цвета (голубые, синие, фиолетовые). Теплые цвета помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета высокие температуры.
Активные и пассивные цвета. Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность (динамогенное действие цвета), влияя тем самым на трудовые процессы. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека.

Известны методы лечения шизофрении с помощью синего цвета. Исследования последних лет доказали влияние голубого тона на снижение кровяного давления.

Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное восприятие нескольких схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явлению "цветового голода"), к противоположному воздействию цвета.

Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических. Будучи промежуточными в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.
Тяжелые и легкие цвета. Все темные цвета относятся к тяжелым и действуют на психику человека угнетающе.

Предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми, чем такие же предметы светлых тонов.
Легкими называются цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.
Отступающие и наступающие цвета. Цвет предмета на определенном фоне может приближать предмет или отдалять его.

Теплые, активные цвета приближают, холодные отдаляют предмет от зрителя.
Предупреждающие цвета. Существует группа цветов, на которые человек реагирует определенным образом: красный цвет означает опасность, желтый требует повышения внимания, предостерегает, зеленый обозначает безопасность, нормальную работу и т.п.

Эти цвета использованы для определенных условий и условных знаков, кодов.
Адаптация глаза это приспособление глаза к свету, к темноте или к определенному цвету, в основе чего лежит изменение чувствительности глаза. При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия.

Постоянная адаптация глаза (цветовая и световая) утомляет зрение, вызывает головные боли, нервозность, снижение внимания.
Явление иррадиации. Сущность иррадиации состоит в том, что контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера.

Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем светлый квадрат на темном фоне, хотя на самом деле их размеры одинаковы.
Гармоничные сочетания цветов. Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные.

Часто применяются гаммы, построенные на сочетании: отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона; трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением; двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма); трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге; теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.
Психологическая оценка воздействия цвета в огромной степени зависит также от особенностей его восприятия при различном свете. Лучше всего цвета различаются при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному, желтый к серому и гаснет, зеленый и голубой в сумерках кажутся еще более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат.
Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой и фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными.
Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные и особенно черный цвет соответственно уменьшают предметы из-за явления иррадиации.
При оценке психофизического влияния цвета учитываются два психологических закона: явление синестезии и явление ассоциации. Явление синестезии возникновение ощущений, одинаковых для всех людей, независимо от их опыта и привычек, например: впечатления от тепла или холода, вызываемых теплым или холодным цветом.

Явление ассоциации состоит в том, что представление человека о цвете зависит от его индивидуального опыта.
Символическое значение цвета. К психологическому действию цвета относится и его символика.

Цвета оказывают различные эмоциональные воздействия на людей в зависимости от их возраста, вероисповедания, места проживания, национальности, социального положения и, выражают различные значения.
Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый цвет символ весны, плодородия, благополучия, радости у многих народов Востока, Индокитая и символ коварства, лжи, измены и лицемерия в Европе.



Содержание раздела