d9e5a92d

Готовность ума


СОВЕТ.
Поставьте себя в такое положение, когда остается только действовать.
Готовность ума Тот, кто учится самостоятельно, преуспевает в семь раз больше, чем тот, которому все объяснили.
Артур Гитерман, поэт
       Как дети играют в кубики? Они кладут маленькие кубики на большие. Они кладут большие кубики на маленькие.

Они выкладывают их по размеру, по цвету, по форме. В этой игре они исследуют, каким образом кубики сочетаются друг с другом, и совершенствуют свои строительные навыки.
       Одна из причин, по которой дети так легко учатся, заключается в том, что у них нет предварительных установок о том, как они должны учиться. Также у них еще не развилось представление о том, что учеба и игра  - взаимоисключающие занятия. Игра является существенной частью учебного процесса.

Если нам весело учиться, то мы учимся лучше. Мы усваиваем экспериментальный подход, пробуя что-то сделать определенным образом и наблюдая, что из этого получается. Интерес  - лучшая из мотиваций. Он заразителен и распространяется как лесной пожар.

Он делает людей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытать огромное удовлетворение.
       Мы учимся тогда, когда у нас есть настроение учиться. Для того чтобы учиться лучше, вам следует потратить некоторое время на подготовку своего разума. Разбудите свой аппетит.

Сосредоточьтесь на самых интересных аспектах вашего предмета. Разожгите свое воображение вопросами. Вот несколько приемов, позволяющих подготовиться к учебе.

  • Если вам нужно изучить некий предмет по книге, следует потратить несколько минут на разминку своих мыслительных мускулов и ускорение мозгового кровообращения. Возьмите лист бумаги и как можно быстрее напишите на нем все, что вы уже знаете об этом предмете. Используйте метод грозди, описанный в пятом разделе, чтобы выплеснуть все мысли, имеющиеся у вас по этому вопросу. Запишите бегло все, что вы изучали в последнее время. Вы обнаружите в своем понимании некие пустоты и пробелы, которые должны быть ликвидированы в процессе учебы. На все отводится две минуты.
  • Учась по книге, всегда следует ставить перед собой задачу освоения определенного объема текста. Быстро просмотрите материал, составьте общее представление о его основных концепциях и решите, сколько страниц вам нужно проработать. Придерживайтесь удобного темпа, стараясь изучать материал углубленно. Сосредоточивайтесь на смысле прочитанного, а не на количестве страниц. Закончив, сделайте обзор пройденного материала. Каждый раз проделывайте полный цикл действий в течение времени, отведенного вами на учебу.
  • Определите, что именно вы не знаете о предмете. Хороший способ сделать это  - мысленно представить предмет вашего интереса и задавать себе вопросы о том, что вы видите и что должно происходить. Например, вы изучаете работу пищеварительной системы. Представьте себе, как бутерброд пережевывается во рту, как он движется по пищеводу, что происходит с ним в желудке и кишечнике. Увидев все это, спросите себя, какие вещества необходимы для расщепления пищи. Спросите себя, насколько продолжителен этот процесс. Спросите себя, каким образом питательные вещества переносятся из пищи в клетки крови. Как бы выглядел этот процесс, если бы вы могли в самом деле наблюдать его?
  • Когда мы учимся, мы часто пытаемся подтвердить и обосновать нашу позицию. Мы ищем информацию, которая подтверждает нашу точку зрения. Но ведь можно поискать и информацию, которая подтверждает противоположную точку зрения. Таким образом мы углубим наше понимание сущности предмета. Учение подобно рассматриванию явления в микроскоп и исследованию увиденного. Цель этого процесса заключается вовсе не в том, чтобы убедить кого-то, что там действительно что-то есть. Цель в том, чтобы найти и понять истинную сущность этого предмета или явления.
  • Если вы запутались или почувствовали, что сбиты с толку, выделите отправные точки. Вернитесь к тому месту, когда вам все было понятно в изучаемом материале, и определите, что именно запутало вас. Разбирайтесь одновременно только в одном неясном вопросе. Убедитесь, что вы не пропустили важную мысль только потому, что не поняли ее.
  • Будьте готовы учиться. Вы не знаете, когда Вселенная захочет преподать вам урок.
<

p> Можно многое узнать просто наблюдая.
Йоги Берра, бейсбольный игрок и менеджер
Препятствия ВОПРОС.
Что мешает вам учиться?
Лень.
Недостаток денег.
Страх.
Привычка.
Отсутствие целеустремленности.
Учиться нечему.
       Существует несколько типов препятствий, которые мешают нам учиться и прогрессировать. Одно из самых больших и труднопреодолимых препятствий  - это привычка лениться. Каждый из нас может быть ленивым, пассивным или инертным в той или иной области жизни.

Когда мы погрязаем в лени и избегаем любых усилий, мы перестаем двигаться вперед.
       Изучение нового часто приводит к столкновению с незнакомым и неизведанным. Когда это происходит, мы спотыкаемся о следующее препятствие  - страх. Многие страхи основаны скорее на воображаемых, чем на реальных фактах.

Мы часто испытываем страх оказаться в дураках перед другими людьми. Это заставляет нас не рисковать. Мы боимся провала и поэтому не пытаемся сделать что-то новое. Мы боимся перемен и продолжаем удобно катиться по наезженной колее.

Результат этого страха  - осторожность, стремление уберечь себя от любой мыслимой опасности.
       Если между вами и тем, что вы хотите изучить, стоит страх, то единственный путь лежит через его преодоление. По мере приближения к цели страх исчезает, уверенность в своих силах растет. Когда вы осознаете, какой путь прошли, когда поймете, на что способны,  - вы почувствуете себя в безопасности.
       Практически в каждом деле есть вероятность того, что все пойдет вкривь и вкось. Всегда есть факторы, неподвластные нашему контролю. Наши знания неизбежно бывают неполными, и поэтому всегда существует вероятность, что вы что-то сделаете неправильно. К несчастью, в нашей культуре сильна взаимосвязь таких понятий, как “ошибка” и “неудачник”. Боязнь совершить ошибку мешает учебе.

А ведь ошибка  - прекрасный способ обучения. Ошибки необходимы для учебного процесса. Они говорят нам, в каких случаях нужно изучить предмет более подробно или изменить подход. Поймав себя на ошибке, представляйте эту ситуацию как переход от незнания к знанию. Прогресс невозможен без совершения ошибок.

Ошибки могут дать толчок к тому, чтобы реализовать те изменения, которые вы давно хотели произвести, но до которых просто “не доходили руки”.
       Если уж вы сделали большую ошибку, вспомните слова Уолта Диснея: “Может быть, в этот момент вам так не кажется, но иногда удар в челюсть бывает самой полезной вещью на свете”.
       Математик Джордж Мур считал, что для совершенствования в математике нужно постоянно решать те задачи, в которых вы все время делаете ошибки. Какой смысл решать задачи, которые у вас и так получаются! Отслеживайте свои ошибки и используйте их как руководство к совершенствованию.
       Еще одно серьезное препятствие заключается в том, что иногда вам кажется, будто вы все уже знаете о предмете. Как правило, мы придерживаемся своих привычных идей, верований, точек зрения. Мы делаем свою позицию непоколебимо твердой и защищаем ее со всей нашей силой.

При таком отношении ни о каком учении речи нет и быть не может.
       Поскольку учеба требует изменений  - в точках зрения, в понимании, в отношении, в подходе,  - мы должны обладать желанием изменять, “настраивать” наши позиции. Ведь если мы думаем, что не можем ошибаться, значит, мы оказываемся не в состоянии принять во внимание иные точки зрения. Если мы считаем, что уже не можем стать лучше, то у нас нет пути к самосовершенствованию.

Если мы считаем, что все знаем о предмете, то останавливаем процесс обучения.
СОВЕТ.
Используйте препятствия как стимулы прогресса.
Умственный шейпинг Вопросы для разминки

  • Как вы научились водить машину?
  • Как вы научились писать?
  • Как вы научились ездить на велосипеде?
  • Как вы научились быть более чутким?
  • Как вы научились считаться с мнением других людей?
  • Как вы научились расслабляться?
  • Как вы научились сердиться в тех случаях, когда это нужно?
  • Как вы научились быть любопытным?

Растяжка ума
Вот несколько полезных вопросов, которые расшевелят ваш ум:

  • Почему небо синее?
  • Почему на поверхности океана образуются белые барашки и почему они белые?
  • Почему мел так ужасно скрипит, если его неправильно взять?
  • Почему летают тарелки Фрисби? Нужно ли им вращаться, чтобы летать?
  • Почему рыбы и птицы мигрируют косяками?
  • Почему у горизонта луна кажется больше?
  • Как приготовляется пища в микроволновых печах?
  • Почему звезды мерцают?

Для любопытного ума
Правильно формулировать вопросы не менее важно, чем уметь думать над ответом. Придумайте по три вопроса по каждому из перечисленных ниже предметов:

  • астрономия
  • психология
  • физиология
  • химия
  • экономика
  • мир во всем мире
  • политика
  • религия
  • биология
  • жизнь

Профессиональная адаптация
       Когда вы попадаете в незнакомую ситуацию и от вас требуется действие, спросите себя, как на вашем месте поступил бы профессионал.



Содержание раздела