d9e5a92d

Суть метода цицерона


И действительно, когда мы встречаем знакомого человека, то его имя можем вспомнить только после того, как вспомним, где мы его видели. То же самое происходит и в ситуации, когда мы были чем-то заняты, а нас вдруг отвлекли. Мы сможем вспомнить, что делали или о чем думали только тогда, когда вернемся на то место. Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и применил его для запоминания своих речей. Этот метод до сих пор используют для запоминания длинных выступлений и большого числа точной информации.
Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы
1) выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;
2) выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;
3) выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;
4) нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них;
5) соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно (о том, как их соединять, мы расскажем позже).
Полезные замечания

  1. Перед запоминанием желательно прогуляться по тому месту, на которое будете запоминать информацию.
  2. Подготовьте свои места и запомните последовательности предметов. Это вам понадобится для запоминания большого объема информации. Желательно иметь систему из 10 комнат, в каждой из которых выделено по 10 предметов. Тогда вы сможете на эту матрицу запомнить 1000 единиц информации! А это целый учебник!
  3. Один список, запомненный методом “Цицерона”, хранится в памяти до трех суток без повторения. Если вы хотите сохранить информацию надолго, то никогда не используйте этот список для запоминания другой информации. Каждый предыдущий список “стирается” под воздействием следующего. Если же вам нужно запоминать информацию только на несколько дней, то можно сегодня запоминать на один список, завтра - на другой, послезавтра на третий, а через два дня вернуться к первому.

5) Обязательным условием является контрольное припоминание
Итак, обойдем хорошо знакомое помещение по часовой стрелке.
РИСУНОК №22
Теперь выделим последовательность предметов, т.е.
1 дверь
РИСУНОК №23
2 кровать
РИСУНОК №24
3 занавеска
РИСУНОК №25
4 окно
РИСУНОК №26
5 - книжная полка
РИСУНОК №27
Обратите внимание, что в комнате есть второе окно, которое не подходит для запоминания!
6 письменный стол
РИСУНОК №28
7 кресло
РИСУНОК №29
Итак, мы подготовили список предметов, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям. А теперь приступаем к 5 пункту метода Цицерона, т.е. к соединению этих предметов с запоминаемой информацией. В нашем случае, мы запоминаем ключ к таблице Менделеева.
Соединение слов
Соединение слов, или по-другому, ассоциация, является "языком" мозга. Чтобы что-то запомнить, мозг новое соединяет со старым. И чтобы научиться управлять процессом запоминания, нужно уметь соединять слова.

Как говорил У.Джемс: "Искусство хорошей памяти это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить".
Итак, как же соединять слова?
Прежде всего, давайте разберемся, что такое слово. Во-первых, слово можно представить, во-вторых, слово можно произнести, в-третьих, слово можно записать. В мнемотехнике нас интересует только представление слова и его звучание.
Как же можно слово представить? Оказывается, слова можно представить по-разному. Если слово это предмет, то оно представляется в виде одного образа. Например, возьмем слово "карандаш".

Когда мы держим его в руках, смотрим на него, трогаем, чувствуем запах, т.е. воспринимаем всеми органами чувств, то это предмет. А как только закрываем глаза и представляем, то это образ. Если слово это не предмет, то оно представляется в виде нескольких образов. Например, возьмем слово "аккуратный".



Это слово невозможно потрогать руками, понюхать и т.д. Если же представить слово "аккуратный", то возникнет "картинка" из нескольких образов. Многие представляют аккуратного первоклассника, идущего в школу с большим ранцем и букетом цветов.

Обратите внимание, что мы представляем и мальчика, и ранец, и букет, и школу.
Давайте договоримся, в дальнейшем под "словом" понимать то, что мы можем представить, т.е. один образ или "картинку" - соединение несколько образов.
Как же соединять слова?
Есть два варианта соединения слов: 1) слова можно соединить смешным, необычным рассказом; 2) слова можно соединить только зрительно, наложив друг на друга.
Как правило, сначала выбирают первый вариант, а по мере развития воображения выбирают второй. Бывают случаи, когда сразу начинают со второго варианта, минуя первый. Но чаще всего, используют и тот, и другой.
В этой книге мы научимся соединять слова этими двумя способами.
Важно, чтобы при соединении слов, вы четко видели оба слова и одновременно с "удержанием" в воображении этой "картинки" назвали то, что хотите запомнить.
КАРТИНКА + НАЗВАНИЕ
А теперь подробнее рассмотрим соединение слов и запомним ключа к таблице Менделеева.
РИСУНОК№ 30
Ключ к таблице Менделеева:
таблица,
водород (в виде исключения),
литий,
натрий,
калий,
медь,
рубидий,
серебро,
цезий,
золото,
франций.
Начнем с того, что представим в дверном проеме огромную таблицу Менделеева, которая мешает нам пройти внутрь комнаты. Ощущаем гладкую поверхность бумаги, чувствуем запах новой краски, и одновременно представляя эту "картинку" произносим вслух: "Таблица Менделеева".
РИСУНОК №31
Теперь подходим к двери (1 период) и представляем, что поливаем ее водой (созвучное слово к Водороду). Ощущаем мокрую поверхность двери и прохладу мокрой одежды, слышим звук капель, чувствуем вкус воды. Теперь нужно вспомнить этот необычный рассказ и, удерживая "картинку" в воображении, произнести вслух только одно слово "Водород".
РИСУНОК № 32
(Как вы уже догадались, созвучные слова это слова, похожие по звучанию с названиями элементов. Созвучные слова могут совпадать с названиями только частично, по первым буквам. Этого вполне достаточно, чтобы вспомнить название химического.

Важно, чтобы вы вслух не произносили созвучных слов. Вслух можно произносить только названия элементов!)
Далее мы переходим к кровати (2 период) и видим летучую мышь (созвучное слово к Литию), которая запуталась в пододеяльнике и не может выбраться. Мы помогаем ей освободиться. Ощущаем каждое движение этого зверька, чувствуем биение его сердечка, слышим скрежетание ноготков".

Одновременно удерживаем в воображении "картинку" и произносим "Литий".
(Вы можете подобрать и другие созвучные слова к названиям элементов. Главное, чтобы созвучное слово вы хорошо представляли, и чтобы оно вам нравилось.)
РИСУНОК №33
"Сейчас мы подходим к занавеске (3 период) и замечаем, что за ней прячется огромная нутрия (созвучное слово к Натрию). Нутрия испуганно смотрит на вас. Зверек испачкал белую занавеску, оставив на ней отпечатки своих лапок. От нутрии неприятно пахнет. Вы рассержены и пытаетесь прогнать эту непрошенную гостью".

Теперь также представляем "картинку" и произносим "Натрий".
РИСУНОК №34
Следующий 4 период состоит из двух рядов, начинающихся элементами Калий и Медь. Чтобы правильно запомнить эту информацию, нужно взять один предмет, в данном случае это будет окно, и выделить у него верхнюю часть форточку и нижнюю часть большое стекло. Осталось только запомнить соответственно на форточку Калий, а на стекло Медь.
Вот, что у нас получится. Мы подходим к окну (4 период) и замечаем, что вместо форточки стоит маленькая калитка (созвучное слово к Калию). Калитка перекосилась на один бок и неприятно скрипит от каждого порыва ветра. мы начинаем ремонтировать странную форточку, трогаем шершавые, колющиеся доски, чувствуем запах свежей древесины.

Представляем "картинку" и произносим "Калий".
РИСУНОК №35
Потом мы вспоминаем детство и царапаем подоконник медной проволокой (Медь). Это занятие доставляет удовольствие. На подоконнике появляются каракули, слышим скрежет проволоки о деревянную поверхность, ощущаем гладкую холодную поверхность проволоки".

Представляем эту "картинку" и произносим "Медь".
РИСУНОК № 36
Важно представить на одном предмете сразу два слова.
РИСУНОК № 37
5 период также состоит из двух рядов, начинающихся элементами Рубидий и Серебро. Берем следующий предмет нашей комнаты книжную полку. Выделяем верхнюю полочку без книг и ряд книг на нижней полочке.

Теперь запоминаем соответственно верхняя полочка Рубидий, ряд книг Серебро.
На верхнюю полочку мы осторожно кладем огромный блестящий рубин (созвучное слово к Рубидию). Рубин переливается в лучах солнца разными оттенками красного цвета.



Содержание раздела