И действительно, когда мы встречаем знакомого человека, то его имя можем вспомнить только после того, как вспомним, где мы его видели. То же самое происходит и в ситуации, когда мы были чем-то заняты, а нас вдруг отвлекли. Мы сможем вспомнить, что делали или о чем думали только тогда, когда вернемся на то место.
Метод назван именем великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и применил его для запоминания своих речей. Этот метод до сих пор используют для запоминания длинных выступлений и большого числа точной информации.
Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы
1) выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;
2) выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;
3) выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;
4) нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них;
5) соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно (о том, как их соединять, мы расскажем позже).
Полезные замечания
5) Обязательным условием является контрольное припоминание
Итак, обойдем хорошо знакомое помещение по часовой стрелке.
РИСУНОК №22
Теперь выделим последовательность предметов, т.е.
1 дверь
РИСУНОК №23
2 кровать
РИСУНОК №24
3 занавеска
РИСУНОК №25
4 окно
РИСУНОК №26
5 - книжная полка
РИСУНОК №27
Обратите внимание, что в комнате есть второе окно, которое не подходит для запоминания!
6 письменный стол
РИСУНОК №28
7 кресло
РИСУНОК №29
Итак, мы подготовили список предметов, отвечающий всем вышеперечисленным требованиям. А теперь приступаем к 5 пункту метода Цицерона, т.е. к соединению этих предметов с запоминаемой информацией. В нашем случае, мы запоминаем ключ к таблице Менделеева.
Соединение слов
Соединение слов, или по-другому, ассоциация, является "языком" мозга. Чтобы что-то запомнить, мозг новое соединяет со старым. И чтобы научиться управлять процессом запоминания, нужно уметь соединять слова.
Как говорил У.Джемс: "Искусство хорошей памяти это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить".
Итак, как же соединять слова?
Прежде всего, давайте разберемся, что такое слово. Во-первых, слово можно представить, во-вторых, слово можно произнести, в-третьих, слово можно записать. В мнемотехнике нас интересует только представление слова и его звучание.
Как же можно слово представить? Оказывается, слова можно представить по-разному. Если слово это предмет, то оно представляется в виде одного образа. Например, возьмем слово "карандаш".
Когда мы держим его в руках, смотрим на него, трогаем, чувствуем запах, т.е. воспринимаем всеми органами чувств, то это предмет. А как только закрываем глаза и представляем, то это образ. Если слово это не предмет, то оно представляется в виде нескольких образов. Например, возьмем слово "аккуратный".
Это слово невозможно потрогать руками, понюхать и т.д. Если же представить слово "аккуратный", то возникнет "картинка" из нескольких образов. Многие представляют аккуратного первоклассника, идущего в школу с большим ранцем и букетом цветов.
Обратите внимание, что мы представляем и мальчика, и ранец, и букет, и школу.
Давайте договоримся, в дальнейшем под "словом" понимать то, что мы можем представить, т.е. один образ или "картинку" - соединение несколько образов.
Как же соединять слова?
Есть два варианта соединения слов: 1) слова можно соединить смешным, необычным рассказом; 2) слова можно соединить только зрительно, наложив друг на друга.
Как правило, сначала выбирают первый вариант, а по мере развития воображения выбирают второй. Бывают случаи, когда сразу начинают со второго варианта, минуя первый. Но чаще всего, используют и тот, и другой.
В этой книге мы научимся соединять слова этими двумя способами.
Важно, чтобы при соединении слов, вы четко видели оба слова и одновременно с "удержанием" в воображении этой "картинки" назвали то, что хотите запомнить.
КАРТИНКА + НАЗВАНИЕ
А теперь подробнее рассмотрим соединение слов и запомним ключа к таблице Менделеева.
РИСУНОК№ 30
Ключ к таблице Менделеева:
таблица,
водород (в виде исключения),
литий,
натрий,
калий,
медь,
рубидий,
серебро,
цезий,
золото,
франций.
Начнем с того, что представим в дверном проеме огромную таблицу Менделеева, которая мешает нам пройти внутрь комнаты. Ощущаем гладкую поверхность бумаги, чувствуем запах новой краски, и одновременно представляя эту "картинку" произносим вслух: "Таблица Менделеева".
РИСУНОК №31
Теперь подходим к двери (1 период) и представляем, что поливаем ее водой (созвучное слово к Водороду). Ощущаем мокрую поверхность двери и прохладу мокрой одежды, слышим звук капель, чувствуем вкус воды. Теперь нужно вспомнить этот необычный рассказ и, удерживая "картинку" в воображении, произнести вслух только одно слово "Водород".
РИСУНОК № 32
(Как вы уже догадались, созвучные слова это слова, похожие по звучанию с названиями элементов. Созвучные слова могут совпадать с названиями только частично, по первым буквам. Этого вполне достаточно, чтобы вспомнить название химического.
Важно, чтобы вы вслух не произносили созвучных слов. Вслух можно произносить только названия элементов!)
Далее мы переходим к кровати (2 период) и видим летучую мышь (созвучное слово к Литию), которая запуталась в пододеяльнике и не может выбраться. Мы помогаем ей освободиться. Ощущаем каждое движение этого зверька, чувствуем биение его сердечка, слышим скрежетание ноготков".
Одновременно удерживаем в воображении "картинку" и произносим "Литий".
(Вы можете подобрать и другие созвучные слова к названиям элементов. Главное, чтобы созвучное слово вы хорошо представляли, и чтобы оно вам нравилось.)
РИСУНОК №33
"Сейчас мы подходим к занавеске (3 период) и замечаем, что за ней прячется огромная нутрия (созвучное слово к Натрию). Нутрия испуганно смотрит на вас. Зверек испачкал белую занавеску, оставив на ней отпечатки своих лапок. От нутрии неприятно пахнет. Вы рассержены и пытаетесь прогнать эту непрошенную гостью".
Теперь также представляем "картинку" и произносим "Натрий".
РИСУНОК №34
Следующий 4 период состоит из двух рядов, начинающихся элементами Калий и Медь. Чтобы правильно запомнить эту информацию, нужно взять один предмет, в данном случае это будет окно, и выделить у него верхнюю часть форточку и нижнюю часть большое стекло. Осталось только запомнить соответственно на форточку Калий, а на стекло Медь.
Вот, что у нас получится. Мы подходим к окну (4 период) и замечаем, что вместо форточки стоит маленькая калитка (созвучное слово к Калию). Калитка перекосилась на один бок и неприятно скрипит от каждого порыва ветра. мы начинаем ремонтировать странную форточку, трогаем шершавые, колющиеся доски, чувствуем запах свежей древесины.
Представляем "картинку" и произносим "Калий".
РИСУНОК №35
Потом мы вспоминаем детство и царапаем подоконник медной проволокой (Медь). Это занятие доставляет удовольствие. На подоконнике появляются каракули, слышим скрежет проволоки о деревянную поверхность, ощущаем гладкую холодную поверхность проволоки".
Представляем эту "картинку" и произносим "Медь".
РИСУНОК № 36
Важно представить на одном предмете сразу два слова.
РИСУНОК № 37
5 период также состоит из двух рядов, начинающихся элементами Рубидий и Серебро. Берем следующий предмет нашей комнаты книжную полку. Выделяем верхнюю полочку без книг и ряд книг на нижней полочке.
Теперь запоминаем соответственно верхняя полочка Рубидий, ряд книг Серебро.
На верхнюю полочку мы осторожно кладем огромный блестящий рубин (созвучное слово к Рубидию). Рубин переливается в лучах солнца разными оттенками красного цвета.