Тема 3. Система экономических взглядов классической школы
Без теории наше знание неизбежно
становится путанным, а нагромождение
фактов представляет собой лишь
хаотическую и непонятную совокупность.
Морис Алле
Основные постулаты и идеи классической школы
Создателем кодекса доктрины Смита был Жан Батист Сэй (1767–1832), опубликовавший в 1803 г. Трактат политической экономии и в 1828 г. Полный курс политической экономии.
Последним великим экономистом классической школы стал Джон Стюарт Милль (1806–1873), создавший монументальное произведение Основы политической экономии (1848).
Все эти авторы выработали определенные методы анализа экономических процессов, раскрыли принципы и закономерности так называемого чистого капитализма. Их выводы были основаны на постулатах, почерпнутых из наблюдений за реальной жизнью. Важнейшие постулаты таковы.
1. Рыночный порядок является естественным, рыночная экономика действует как саморегулируемая.
2. Необходимость естественной свободы, при которой роль государства минимальна, т.е. безусловный экономический либерализм. Действие невидимой руки.
3. Концепция экономического человека, в которой человек рассматривается с точки зрения его хозяйственного поведения, интересов, стимулов, стремления к собственной выгоде.
4. Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
5. Равенство договаривающихся сторон, что позволяет вести торг до достижения максимальной выгоды.
6. На рынке действует совершенная, свободная конкуренция, что обеспечивает текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы.
В отличие от меркантилистов и физиократов А. Смит и его последователи утверждали, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство создается трудом представителей всех профессий. Экономический мир – огромная мастерская, где существуют разделение труда, обмен его продуктами, соперничество между производителями с целью получения прибыли, накопления капитала.
Все это и приводит к росту богатства страны.
Классическая школа разработала трудовую теорию стоимости, хотя в ней выявилось два варианта. Согласно первому стоимость и цена товара определяются затраченным на него общественным трудом. Согласно второму стоимость и цена товара определяются издержками производства, т.е. из затрат труда, прибыли, процента, ренты, так как наряду с трудом в образовании продукта и доходов участвуют капитал и земля.
Большое внимание уделено рыночной цене, влиянию на нее спроса и предложения, воздействию свободной конкуренции на спрос, предложение и цены. Иными словами, классическая школа разработала концепцию рыночного механизма.
Теория доходов базируется на классовом подходе. Общественный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Соответственно проанализированы такие категории, как заработная плата, прибыль и рента, а также взаимосвязи между ними.
Устанавливается эластичность соотношения цен и заработной платы.
Важное значение имеет теория капитала, который рассматривается как накопленный запас, от которого ожидают получить доход. Рассмотрены части капитала и процесс его накопления. Накопление капитала само по себе становится причиной роста производительности труда, а значит, и общественного богатства.
В период классической школы сформировалась концепция денежного обращения (простая количественная теория денег). Составные части концепции: 1) устойчивое денежное обращение – важное условие роста экономики; 2) такая устойчивость возможна лишь при денежной системе, основанной на золоте; 3) золото в обращении может быть заменено бумажными деньгами, размененными по твердому паритету на золото.
Однако первостепенное внимание он уделяет анализу социальных проблем, отношений между классами.
Основные принципы, из которых исходил Смит при объяснении экономических явлений и процессов, сформировались в тесной связи с учением о естественном порядке и естественном праве, созданным физиократами. Однако если последние ставили естественный порядок в зависимость от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. По его мнению, человек – эгоист, он преследует исключительно личные цели, руководствуется личными интересами, собственной выгодой.
И поскольку это вытекает из самой природы человека, оно законно, имеет право на существование. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь личными интересами других. Иных ограничений нет и быть не может. В соответствии с этим подходом общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ и общества, и общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида.
Отсюда вытекает, что люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, и поэтому единственной рациональной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен. Значит, обмен – явление естественное, так как обусловлен самой природой человека.
Движущей силой истории становятся естественные усилия, постоянно предпринимаемые отдельными индивидами в целях улучшения своего положения. Эти усилия, согласно Смиту, являются первоначальным источником богатства как общественного, так и частного. Действием экономического человека (homo oeconomicus), единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит попытался объяснить почти все экономические процессы.
Основные аспекты экономического учения Смита
Центральная идея Смита состоит в том, что источником всякого богатства является труд. Капитал важен лишь в той мере, в како