Булгаков рассматривает взаимосвязь производства и потребления в хозяйственном круговороте, их функции. Потребление – элемент мироздания, обмена веществ и их кругооборот. Только потому, что вся вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, ее питание и размножение, – говорит Булгаков.
Анализируя производство, ученый приходит к философской идее тождества субъекта и объекта, считает, что политэкономы сузили понятие труда до производительного труда, т.е. сосредоточили внимание на одной, объективной стороне труда, однако оставили без внимания его значение в качестве моста между субъектом и объектом.
Хозяйство, полагает Булгаков, есть процесс общественный, развивающийся в истории. На разных этапах оно приобретает различные конкретные формы организации: натуральное, меновое, народное, мировое хозяйство.
Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой. А каков источник творчества? – спрашивает Булгаков. И отвечает: Творчество требует двух условий – свободы изволения и свободы исполнения.
Человек творит не из ничего, а из созданного уже мира. В нем он может отпечатлевать свои идеи, воплощать свои образы.
Булгаков уделяет пристальное внимание роли науки в развитии хозяйства. Наука есть общественный трудовой процесс, направленный к производству идеальных ценностей – знаний, по разным причинам нужных или полезных для человека, – говорит он и раскрывает цели, задачи и хозяйственную природу науки. Наука есть функция жизни, она родится в трудовом процессе. Научное отношение к миру, по Булгакову, есть отношение к миру как к механизму. Наука вырезает из живого организма природы куски действительности, а затем их складывает уже в мертвую природу.
Создается предрассудок, будто научное отношение к действительности и есть самое глубокое и подлинное.
Далее Булгаков рассматривает хозяйство как синтез свободы и необходимости, входящих в его сущность и фундамент. Свобода формирует дух хозяйства, так как она есть общая основа творческого процесса, необходимость же определяет рамки этого процесса и, значит, предопределяет свободу, направляет ее путь.
Хозяйственный процесс, считает Булгаков, имеет свою социальную форму. Социальная жизнь сложна, а социальные науки, используя абстракции, упрощают ее, останавливают внимание на одной какой-то стороне, отбрасывают все остальное. Необходимо изучать живое целое социальной жизни.
Религиозно-философское мировоззрение, в котором утвердился Булгаков, позволило ему подойти критически к сложившимся школам в политической экономии, игнорирующим личность. Но как только политическая экономия поворачивается лицом к конкретной исторической действительности и делает попытку понять ее не только как механизм, но как творчество, тогда выясняется и значение личности как творческого начала не только истории, но и хозяйства, – утверждает Булгаков. Он проанализировал противоречия экономического материализма. Главное противоречие в том, что человек здесь изображается как объект необходимости, как камень, как всякий физический предмет, поэтому он не может бороться с необходимостью. Только ценой философской канонизации Маркса может быть утверждаема истинность экономического материализма, считает Булгаков.
Чтобы уйти от узкого экономизма, нужно быть религиозным человеком – такова фундаментальная идея Булгакова.
Экономико-математическая школа в России
Эта школа формировалась усилиями таких ученых, как А. И. Чупров, Ю. Г. Жуковский, Л. З. Слонимский, Л. Винярский, В. Ф. Залесский,
Р. М. Орженецкий, Н. А. Столяров. Наиболее заметный вклад в развитие экономико-математического направления внесли В. К. Дмитриев и
Е. Е. Слуцкий.
Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913) дал подробное обоснование необходимости органического синтеза теории предельной полезности с теорией трудовой стоимости. Основной работой Дмитриева являются Экономические очерки в трех частях: Теория ценности
Д. Рикардо (опыт точного анализа) (1898), Теория конкуренции
О. Курно (великого забытого экономиста) (1902), Теория предельной полезности (1902). В ней он предпринял попытку объединить теорию издержек производства Д. Рикардо с теорией предельной полезности.
Именно Слуцкий сформулировал наиболее важное условие равновесия как равенство предельных норм замещения соотношению цен соответствующих благ. Он также предложил математическую трактовку комплиментарности товаров.
Кроме теории поведения потребителя Слуцкий проанализировал закономерности циклических колебаний под влиянием случайных причин. Он обосновал тезис, согласно которому сложение случайных величин может быть источником циклических, иначе говоря, волнообразных процессов; эти волны приобретают определенную правильность, сложение случайных причин приобретает форму, отвечающую закону стремления к синусоиде.
Общепризнанно, что работы Слуцкого оказали немалое влияние на формирование эконометрики. Идеи Слуцкого легли в основу известной книги Хикса Стоимость и капитал, в которой он писал, что Слуцкий был первым экономистом, сделавшим значительный шаг вперед по сравнению с неоклассиками. Над разработкой идей Слуцкого трудились Р. Аллен, А. Билимович, В. Войтинский и др.
Таким образом, дореволюционная российская экономико-математическая мысль вышла на подлинный мировой уровень. Это создало предпосылки для последующего развития экономико-математических исследований.
Большая заслуга в развитии экономико-математических методов и статистических исследований в советской России принадлежала Конъюнктурному институту, которым руководил Н. Д. Кондратьев. В числе сотрудников этого учреждения были А. Л. Вайнштейн, Я. П. Герчук, Е. Е. Слуцкий, М. И. Игнатьев, А. А. Конюс и др.
Одним из наиболее значительных и ярких достижений в области экономико-математических исследований было открытие Леонидом Витальевичем Канторовичем (1912-1985) метода линейного программирования. За разработку этого метода Канторович – единственный из советских экономистов – был удостоен Нобелевской премии по экономике в 1975 г. Основные работы: Математические методы организации и планирования производства (1939); Экономический расчет наилучшего использования ресурсов (1959), Оптимальные решения в экономике (1972).