d9e5a92d

Первый принцип верификации гипотезы, теории.


В приведенном высказывании К. Маркс выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений.
Следовательно, в процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греч. аналисис разложение, расчленение) мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греч. синтесис соединение) мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от лат. индукцио наведение) движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от лат. дедукцио выведение) движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности; и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой.

Она в данной связи служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.
Метод экономикc. В курсе экономике сложилась два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от лат. позитивус положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: каждая наука сама по себе философия). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов Отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знания.

Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.
В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.
Экономисты, разделяющие идеи позитивистской философии, считают, что экономике это чистая наука, такая же, как и иные частные (прежде всего естественные) науки, а потому и метод ее исследования аналогичен методу этих наук (разумеется, с учетом специфики ее предмета). Задачу экономике при этом видят в описании, анализе и систематизации экономических фактов, явлений и процессов, взятых такими, какими они выступают в реальной действительности.
В качестве критерия истинности и ложности научных знаний здесь используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности.

Второй принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) опровержение его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она, в соответствии с этими двумя принципами, подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить и усовершенствовать, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой.



Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.
Теперь о другом основном методе экономике. Это нормативный метод познания, опирающийся в большей мере на философию прагматизма (от греч. прагма дело, действие), предмет исследования которой практическая деятельность человека, базирующаяся на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека.

Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека. Считается, что в процессе научного познания достигается единство истины и полезности, и поэтому сами по себе они перестают быть абсолютной целью и потребностью практической деятельности человека, а являются лишь средствами осуществления социальных, психологических, нравственных и иных целей и стремлений, присущих каждому индивиду.
Еще одна особенность прагматизма состоит в том, что, в отличие от позитивизма, отрицающего связь между реальным фактом и его ценностью (ценностным суждением о нем), он признает единство, связь между познавательной и оценочной деятельностью человека. С этой точки зрения, путь к истине и путь к ценности один и тот же, т.е. истинность и ценность совпадают. Тем самым снимается вопрос о том, каким образом связаны между собой реальный факт (и, естественно, истина как определенная его констатация) и ценность, поскольку по сути своей они тождественны.

Иначе говоря, конечный результат всякой научной деятельности есть истина, которая и называется ценностью.
С учетом всего этого нет ничего удивительного в том, что экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и прочих). В оценке этих факторов существенную роль играют опыт, знания, убеждения, интересы ученого, который отбирает, исследует и систематизирует реальные факты для выработки практических рекомендаций относительно экономической политики.
Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе, и наоборот.
Наряду с философским методом, раскрывающим общие методологические принципы познания, в курсе экономикc широко используется системно-функциональный метод, в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную (внешнюю) зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития.

В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние, в свою очередь, выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем.

При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Однако особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.






































.


  1. К. Макконнелл, С. Брю, Экономикс, Таллинн, 1993.

  2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12.

  3. Павлов И.П. Лекции по физиологии. М., 1952.

  4. Экономика. Предмет экономической науки, СГУ, М., 1996.


1 Метод происходит от греческого слова методос, что буквально означает путь к чему-либо.
2 Павлов И.П. Лекции по физиологии. М. 1952.

С. 21.
3 Термин диалектика происходит от греческого слова диалектике, что буквально означает искусство вести диалог, беседу. В древности диалектикой называлось умение вести спор и добиваться истины путем выявления и преодоления противоречий в высказываниях оппонента. Позднее закрепилось понимание диалектики как метода научного познания.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 726.
5 Там же. С. 727.

Интересные статьи



Содержание раздела