В приведенном высказывании К. Маркс выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений.
Следовательно, в процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греч. аналисис разложение, расчленение) мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греч. синтесис соединение) мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от лат. индукцио наведение) движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от лат. дедукцио выведение) движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности; и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой.
Она в данной связи служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.
Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.
В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.
Экономисты, разделяющие идеи позитивистской философии, считают, что экономике это чистая наука, такая же, как и иные частные (прежде всего естественные) науки, а потому и метод ее исследования аналогичен методу этих наук (разумеется, с учетом специфики ее предмета). Задачу экономике при этом видят в описании, анализе и систематизации экономических фактов, явлений и процессов, взятых такими, какими они выступают в реальной действительности.
В качестве критерия истинности и ложности научных знаний здесь используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности.
Второй принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) опровержение его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она, в соответствии с этими двумя принципами, подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить и усовершенствовать, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой.
Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.
Теперь о другом основном методе экономике. Это нормативный метод познания, опирающийся в большей мере на философию прагматизма (от греч. прагма дело, действие), предмет исследования которой практическая деятельность человека, базирующаяся на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека.
Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека. Считается, что в процессе научного познания достигается единство истины и полезности, и поэтому сами по себе они перестают быть абсолютной целью и потребностью практической деятельности человека, а являются лишь средствами осуществления социальных, психологических, нравственных и иных целей и стремлений, присущих каждому индивиду.
Еще одна особенность прагматизма состоит в том, что, в отличие от позитивизма, отрицающего связь между реальным фактом и его ценностью (ценностным суждением о нем), он признает единство, связь между познавательной и оценочной деятельностью человека. С этой точки зрения, путь к истине и путь к ценности один и тот же, т.е. истинность и ценность совпадают. Тем самым снимается вопрос о том, каким образом связаны между собой реальный факт (и, естественно, истина как определенная его констатация) и ценность, поскольку по сути своей они тождественны.
Иначе говоря, конечный результат всякой научной деятельности есть истина, которая и называется ценностью.
С учетом всего этого нет ничего удивительного в том, что экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и прочих). В оценке этих факторов существенную роль играют опыт, знания, убеждения, интересы ученого, который отбирает, исследует и систематизирует реальные факты для выработки практических рекомендаций относительно экономической политики.
Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе, и наоборот.
Наряду с философским методом, раскрывающим общие методологические принципы познания, в курсе экономикc широко используется системно-функциональный метод, в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную (внешнюю) зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития.
В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние, в свою очередь, выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем.
При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Однако особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.
.
1 Метод происходит от греческого слова методос, что буквально означает путь к чему-либо.
2 Павлов И.П. Лекции по физиологии. М. 1952.
С. 21.
3 Термин диалектика происходит от греческого слова диалектике, что буквально означает искусство вести диалог, беседу. В древности диалектикой называлось умение вести спор и добиваться истины путем выявления и преодоления противоречий в высказываниях оппонента. Позднее закрепилось понимание диалектики как метода научного познания.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 726.
5 Там же. С. 727.