d9e5a92d

Вопросы по Истории экономических учений


1. Экономическая мысль Древнего Востока
Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения.

Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).
В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого".

В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.
Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей.

Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.
Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства".

Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.
Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать.

Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость.



Такое богатство было знаком божьего благословения.

2.Экономическая мысль Древней Греции
Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) - "" - : разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; любой товар обладает полезными свойствами {потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство», а также «Законы». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. : , , , . Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" и "Никомаховой этике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу.

Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на "среднего" гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба - говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства.

Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей.   , - , , , .. , . , . - , : . : , ; - , ; , . Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства.

Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

3. Ибн-Хальдун (1332- 1406).
Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед первый проповедник Корана возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города; малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Интересные статьи



Содержание раздела