той доли рынка, которую мы надеемся захватить, и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую мы можем рассчитывать на наших возможностях.
Третий этап прогноз объемов продаж. На этом этапе оценивается реальность продажи определенного количества товаров.
При анализе рынка и основных конкурентов определяются размеры (емкость) рынка, степень насыщенности рынка, тенденции изменения этих параметров на ближайшую перспективу, выявляются наиболее перспективные рынки сбыта и обосновываются причины предпочтения, производится анализ и оценка основных конкурентов.
В итоге исследования анализ рынка должен привести к выводам о том, где, кому, в каком объеме мы сможем продавать продукт своей деятельности и что придется делать для обеспечения намечаемого объема продаж.
Также мы должны узнать о конкуренции на рынке, на котором планируется поступление нашей продукции. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:
Анализ конкурентов позволит дать четкий ответ на следующие вопросы:
o Существует ли множество предприятий, предлагающих аналогичную продукцию, или конкуренция ведется ограниченным числом участников?
o Какая часть рынка контролируется ведущими конкурирующими торговыми предприятиями?
o Какая организационная структура характерна для конкурентов и как она отличается от нашей фирмы?
o Как быстро меняется область деятельности фирмы и стабильность конкурентов?
Кафе Блинная будет осуществлять выпуск и реализацию блинных изделий высокого качества. По мере роста предприятия мы будем существенно расширять ассортимент и увеличивать объемы производства и продаж.
Так как кафе будет располагаться в центре города, а конкретно на ул. Горького, то недостатком такого помещения является непосредственная близость конкурентов, предлагающих аналогичные товары и услуги.
В данном месте расположения находятся три основных конкурента: кафе Наташа, кафе Мир Пиццы и сеть мини-кафе быстрого питания Слоеный пирожок.
Таблица 4 Факторы конкурентоспособности
Факторы | Кафе Блинная | Конкуренты | ||
Кафе Наташа | Мир Пиццы | Слоеный пирожок | ||
Качество | Всегда теплые, свежие, вкусные изделия | Еда не всегда свежая и качественная. | Пицца привозная, полуфабрикаты | Пироги всегда вкусные |
Местонахождение | Одна из центральных улиц города, вблизи от остановки, оживленное место. Есть место для парковки. | Оживленное место, центр города, близко от остановки.. | Не очень оживленное место, есть место для парковки. | Непосредственно на остановке. |
Уровень цены | Средняя | Выше средней | Выше средней | Средняя |
Исключительность товаров | Не распространенный на рынке | Распространенный | Распространенный | Обычный |
Ассортимент | 10-15 видов. | Не очень широкий ассортимент | Широкий ассортимент | 10-15 видов |
Репутация фирмы | Фирма новая | Сомнительная | Известная, постоянные клиенты. | Известная, постоянные клиенты. |
Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT- анализ.
Таблица 5 SWOT- анализ
Конкурент 1 Наташа |
Конкурент 2 Мир Пиццы |
Конкурент 3 Слоеный пирожок |
Своя компания | |
Сильные стороны | Удобное географическое положение, достаточно широкий ассортимент, постоянные клиенты | Наличие финансовых ресурсов, широкая известность, эффективность менеджмента, широкий ассортимент, | Хорошая репутация у покупателей, эффективность сбытовой политики, широкий ассортимент, удобное географическое положение. | Современное оборудование, удобное географическое положение, широкий ассортимент, высокое качество товара, низкие цены, индивидуального подхода к потребностям каждого клиента |
Слабые стороны | Высокие цены, устаревшее оборудование, среднее качество продукции, плохая реклама |
Высокие цены, ухудшающаяся конкурентная позиция, в ассортименте в основном пицца. |
Отсутствие квалифицированных работников, ухудшающаяся конкурентная позиция, довольно высокие цены. | Недостаточный управленческий опыт, еще не сформировавшийся имидж кафе. |
Возможности | Улучшить качество продукции, замена оборудования, проведение рекламной компании | Расширение ассортимента, открытие новых кафе. | Переход к более эффективным стратегиям, льготное налогообложение. | Введение дополнительных услуг, привлечение инвесторов, постоянные поставщики. |
Угрозы | Возможность появления новых конкурентов, неудовлетворен-ность клиентов качеством продукции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. | Возрастающее конкурентное давление, неблагоприятные демографические изменения, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. | Изменение потребительских предпочтений, неудовлетворенность клиентов качеством продукции, неудовлетворенность клиентов качеством продукции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. | Неблагоприятные демографические изменения, рост инфляции, снижение общего уровня покупательной способности, неблагоприятная политика государства. |
Главной целью проектируемого предприятия является проникновение на рынок и последующее расширение рыночной доли. Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более низким ценам, а также расширение ассортимента изделий.
Исходя из этого, стратегией маркетинга избирается стратегия расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа кафе.
Исходя из целей и стратегии маркетинга, а также с учетом эластичности спроса, установление цен будет осуществляться методом издержки + прибыль, с учетом величины ожидаемого спроса и поведения конкурентов. Цены на блинную продукцию будут рассчитываться исходя из уровня спроса и издержек и целевой прибыли.
На данный момент мы ставим перед собой следующие основные цели:
Все это должно будет способствовать быстрому росту предприятия.
Остановимся подробнее на каждом из вышеперечисленных пунктов:
1 Максимально возможная прибыль является основной целью, ради которой создается предприятие. Под максимально возможной мы понимаем прибыль, получаемую при полном использовании всех производственных и человеческих ресурсов.
2 Нанимая рабочих, мы берем на себя ответственность за их уровень жизни. Соответственно, чем выше этот уровень, тем значительнее кажется организация.
Следовательно, в наших интересах обеспечить своих рабочих прежде всего конкурентно-способной зарплатой, а также другими возможными благами. Имидж преуспевающей фирмы внушает окружающим уверенность, а это значит, что у них появится желание посетить нашу закусочную или заключить контракт именно с такой фирмой.
3 Положение на рынке является второй по значимости из поставленных целей. В нее входит завоевание основной доли рынка общественного питания в г. Н.Новгороде.
Постепенное установление монополистических прав.
4 Прибыль предприятия прямо пропорционально зависит от его производительности, следовательно, только при максимальной производительности и, кроме того, при использовании всех производственных ресурсов можно добиться максимальной прибыли.
5 Только лишь с внедрением новых современных технологий, постоянно улучшая качество изделий и расширяя список выпускаемой продукции, предприятие может добиться успеха. Мы намерены твердо следовать этому правилу.
6 Это пункт непосредственно связан с предыдущим. В будущем (приблизительно через 5 лет) мы планируем открыть 3 дочерних предприятия.
Достижение этих целей возможно лишь при быстром развитии производства. Для этого у нас имеется достаточный первоначальный капитал, а также благоприятствующие этому условия.
Все остальное зависит от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся у фирмы ресурсы, от четкого контролирования протекающих в фирме процессов.
Производимую продукцию мы планируем распространять только в своем кафе. Планируется при увеличении объема продаж наладить доставку изделий на дом и в офис.
Наша продукция не будет распространяться через другие магазины, кафе и столовые.
У нас довольно доступные цены, что тоже будет способствовать продвижению товара на рынок.
Перед предприятием стоит задача войти на рынок общественного питания г. Н.Новгороде.
Планируется в течение недели со дня открытия кафе реализовывать продукцию по схеме 1+1: заказывая у нас одну порцию блинчиков по-царски, вторую вы получаете бесплатно.
Одним из рычагов может быть усиление рекламной компании и применение необычного приема маркетинга: каждому посетителю мы обеспечим возможность 5 % скидки на наши блины в течение 2 дней со дня последней покупки.
Стратегия конкурентов не агрессивна.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у нас есть довольно перспективная маркетинговая возможность выхода на рынок общественного питания.
Реализация рекламы:
Для достижения поставленных целей планируется развернуть широкомасштабную рекламную кампанию с целью ознакомления потребителей с продукцией и ценами на нее.
Таблица 6. Каналы продвижения на рынок
Пути продвиже-ния | Цена, руб. | Количество | Стоимость в месяц, руб. | Количество публикаций в год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Реклама по телевидению | 1000 | 5 | 5000 | 1 месяца |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Реклама в журнале (газете) | 250 | 10 | 2500 | 3 месяца |
Реклама на радио | 40 | 30 | 1200 | 3 месяца |
Реклама на транспорте | 1000 | 5 | 5000 | 6 месяцев |
Распространение брошюр-рекламок | 10 коп./штука | 1000 | 100 | 1 месяца |
ИТОГО | ххххххххххх | ххххххххххх | 13800 | ххххххххххх |
В год на рекламу планируется израсходовать 16200 руб. |
Прогнозируемый объем продаж | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
За месяц (порц.) |
За год (порц.) |
|||||
Блины по-царски | Максимальный | 660 | 7920 | 9180 | 10557 | 12140 |
Средний | 600 | 7200 | 8280 | 9522 | 10950 | |
Минимальный | 540 | 6480 | 7452 | 8570 | 9855 | |
Украинские блины | Максимальный | 1980 | 23760 | 27324 | 31423 | 36136 |
Средний | 1800 | 21600 | 24840 | 25116 | 28883 | |
Минимальный | 1782 | 21384 | 24592 | 28281 | 32523 | |
Русские блины | Максимальный | 2640 | 31680 | 36432 | 41897 | 48181 |
Средний | 2400 | 28800 | 33120 | 38088 | 43801 | |
Минимальный | 2160 | 25920 | 29808 | 34279 | 39421 |
Минимальный вариант предусматривает сохранение всех пропорций (числа пенсионеров и доли покупателей общей численности населения) и изменение численности населения в соответствии с наметившимися тенденциями. Таким образом, прогнозируемые объемы продаж могут значительно колебаться в зависимости от социально-экономических, демографических и прочих факторов.
Производственный процесс выпечки блинов состоит из следующих действий (операций):
Выпечка блинов занимает от 1,5 до 3 минут в зависимости от выбранного наименования и количества заказанного, т.к. ассортимент достаточно широк и довольно сложно представить себе единую схему технологического процесса.
Таблица 8 Необходимое основное и
вспомогательное оборудование
Наименование оборудования |
Количество единиц, шт. |
Цена за единицу, руб. |
Основное оборудование | ||
Холодильник | 2 | 50000 |
Кондиционер | 1 | 20000 |
Блинница | 6 | 2400 |
Миксер | 2 | 1500 |
Чайник | 2 | 600 |
Микроволновая печь | 1 | 3000 |
Плита | 1 | 20000 |
Вспомогательное оборудование | ||
Кассовый аппарат | 1 | 5000 |
Компьютер | 1 | 20000 |
Барная стойка | 1 | 30000 |
Мебель | - | 30000 |
Муз. центр (телевизор) | 1 | 3000 |
ИТОГО: | - | 167500 руб. |
Наименование | Цена за 1 кг, руб. |
Мука | 8,00 |
Молоко | 9, 00 |
Сметана | 20,00 |
Сливки | 16,00 |
Сливочное масло | 55,00 |
Растительное масло | 30,00 |
Мясо | 150,00 |
Яйца | 22,00 |
Дрожжи | 35,00 |
Лук | 15,00 |
Сахар | 18,00 |
Соль | 3,00 |
Переменные затраты включают в себя:
Постоянные затраты состоят из:
Исходя из всего вышеперечисленного, произведем расчет себестоимости нашей блинной продукции.
Таблица 10 Расчет расхода продуктов для Блинов по-царски
Наименование | Цена за 1 кг, руб. | Количество продуктов, расходуемое на 5 порций | Стоимость продуктов на 5 порций, руб. |
Мука | 8,00 | 0,1 | 0,8 |
Сливки | 16,00 | 0,1 | 1,6 |
Сливочное масло | 55,00 | 0,05 | 2,75 |
Яйца | 22,00/дес. | 0,2 дес. | 4,4 |
Сахар | 18,00 | 0,05 | 0,9 |
Соль | 3,00 | 0,0015 | 0,0045 |
ИТОГО | 122,00 руб. | 10,45 |
Элементы затрат | Сумма, руб. |
Оплата труда | 84,9 |
Материальные затраты | 164,74 |
в том числе: сырье и материалы (на 20 порций) |
41,8 |
топливо | 7 |
электроэнергия и т.д. | 112,2 |
Арендная плата | 120,96 |
Непредвиденные расходы | 16,98 |
Полная себестоимость (на 20 порций) |
353,84 |
Полная себестоимость (на 1 порцию) |
17,692 |
Наименование | Цена за 1 кг. | Количество продуктов, расходуемое на 5 порций | Стоимость продуктов на 5 порций, руб. | ||||
Молоко | 9,00 | 0,1 | 0,9 | ||||
Пшено | 12,00 | 0,05 | 0,6 | ||||
Гречневая мука | 20,00 | 0,05 | 1 | ||||
Сливочное масло | 55,00 | 0,025 | 1,375 | ||||
Яйца | 22,00 | 0,2 | 4,4 | ||||
Дрожжи | 35,00 | 0,0015 | 0,0525 | ||||
Сахар | 18,00 | 0,02 | 0,36 | ||||
Соль | 3,00 | 0,005 | 0,015 | ||||
Сметана | 20,00 | 0,05 | 1 | ||||
ИТОГО | 194 | 9,7 | |||||
Элементы затрат | Сумма, руб. |
Оплата труда | 254,7 |
Материальные затраты | |
в том числе: сырье и материалы (на 60 порций) |
116,43 |
Топливо | 20 |
электроэнергия и т.д. | 336,6 |
Арендная плата | 362,88 |
Непредвиденные расходы | 50,94 |
Полная себестоимость (на 60 порций) |
1141,52 |
Полная себестоимость (на 1 порцию) |
19,02 |
Наименование | Цена за 1 кг. | Количество продуктов, расходуемое на 5 порций | Стоимость продуктов на 5 порций, руб. | ||
Мука | 8,00 | 0,1 | 0,8 | ||
Молоко | 9,00 | 0,1 | 0,9 | ||
Растительное масло | 30,00 | 0,005 | 0,15 | ||
Сахар | 18,00 | 0,03 | 0,54 | ||
Яйца | 22,00 | 0,01 | 0,22 | ||
Соль | 3,00 | 0,0015 | 0,0045 | ||
ИТОГО | 90 | 2,6145 | |||
Элементы затрат | Сумма, руб. |
1 | 2 |
Оплата труда | 339,6 |
Материальные затраты | 561,224 |
в том числе: сырье и материалы (на 80 порций) |
41,83 |
Топливо | 26,6 |
1 | 2 |
электроэнергия и т.д. | 448,8 |
Арендная плата | 483,84 |
Непредвиденные расходы | 67,92 |
Полная себестоимость (на 80 порций) |
1408,59 |
Полная себестоимость (на 1 порцию) |
17,60 |