Жизнь человека, который не уделяет внимания планированию своего времени, подобна ходу судна, лишенному руля и ветрил. Оно становится игрушкой волн, ветров и подводных течений, которые в конце концов выносят его на рифы, завершающие жизненный путь славного судна. Так и человек, который не может рационально распределить свое время, оказывается игрушкой в руках неподвластных ему обстоятельств, он всецело подвержен влиянию внешних факторов, превращающих всю его жизнь в подобие абсурда.
Еще в Средневековье человек не испытывал нужды в планировании своего времени, которое текло неторопливо, как равнинная река, никем не понуждаемая течь быстрее. В Средние века на хронометрах европейцев была лишь одна стрелка маленькая, показывающая часы.
Вы встаете довольно поздно, в голове перекатываются последствия вчерашней вечеринки. Вы неохотно принимаете душ и решаете наконец узнать, какие же дела у вас запланированы на день сегодняшний.
Тут вы подходите к отрывному календарику на стене, на котором вы имеете обыкновение отражать свои планы на будущее.
Отрываете морально устаревший и не соответствующий действительности листок со вчерашним числом и узнаете, что вам сегодня на работе нужно сдать проект, который находится в состоянии эмбриона, или забрать из ремонта несчастный автомобиль.
В жизни все обстоит далеко не столь драматично, но суть остается той же человек оказывается в плену необходимости, многообразных вещей, опутывающих его клейкой паутиной. Выполнение этих дел не доставляет ему никакой радости, превращая его в марионетку, которая дергается, силясь успеть в такт с руками невидимого кукловода, но все больше и больше запутывается в слишком длинных нитях.
Согласитесь, эта печальная картина совсем не соответствует вашим представлениям о правильно и красиво прожитой жизни. Все время стараться оправдать чьито ожидания, жить по чужим сценариям. Именно к этому, хотя порой и в скрытом виде, приводит подобная жизнь по отрывному календарю (не стоит привязываться к конкретному образу, он лишь позволяет наглядно увидеть дела и мероприятия).
Сам человек фактически лишь фиксирует на бумаге то, что ему необходимо выполнить, отказываясь от планирования и беря на себя лишь пассивную роль в этом мероприятии.
Следующим поколением систем планирования времени стали еженедельники, позволяющие распланировать очередность выполнения дел, а не записывать на одни и те же сутки все двенадцать подвигов Геракла сразу.
Но описанные недостатки "отрывного календаря" не устраняются и в его новых модификациях, хотя и действие их становится более опосредованным, менее жестко травмирующим нежные ростки жизни.
"Проблема" заключается в том, что жизнь невозможно подогнать под строгие рамки определенной системы: как бы мы ни старались втиснуть ее в прокрустово ложе схем, расписаний и графиков, она все равно останется не поддающейся разложению на составляющие ее элементы. Поэтому любая схема остается лишь схемой, не руководством, которому необходимо строго следовать при выполнении регламентированных действий, а наброском, который может помочь нам увидеть существенные черты реальности.
Наша же задача выработать такую систему планирования времени, которая позволяла бы нам именно проживать жизнь в качестве ее активных участников, превращающих ее в свое личностное бытие, а не сторонних наблюдателей или пассивных, индифферентных персонажей, следующих указаниям свыше, сбоку и снизу. Человек должен стать творцом своей собственной жизни, он должен обрести силы для того, чтобы изменить окружающий его мир.
В основе этого изменения должны лежать ценности, некие основополагающие монолитные глыбы, то, ради чего человек, собственно говоря, и живет, то, что ценно для него само по себе.
Без этого необходимого основания все здание лишится опоры и окажется лишь декорацией для безжизненной пустыни, а нам нужна именно живая жизнь.
Поэтому каждому стоит задуматься над вопросом для чего же он, собственно говоря, живет? Чего он хочет добиться за свою жизнь, что является его целью, к которой он может стремиться? Без ответа на этот вопрос человек не может обрести жизненных ориентиров, стать полноценной личностью.
При этом каждый из нас, несомненно, обладает такой программой, вложенной в него на уровне генетического кода.
Такие установки сказываются на нашем инстинктивном предпочтении одной или другой системы ценностей, на самом выборе способа жить. То, что человек проживает свою жизнь так, а не иначе, зачастую не есть результат его сознательного выбора, а именно этого чувства определенности, осмысленности ситуации. Но на это чувство оказывают влияние разнообразные внешние факторы, не позволяющие человеку проявить свою суть, и потому он оказывается не в силах выстроить свое отношение к миру, свою жизнь.
Нам нужно рациональным путем выявить значимые для нас ценности, для того чтобы поставить их во главу угла, для того чтобы устремить к ним свою жизнь. Только опираясь на это основание, можно выстроить прекрасное здание собственной жизни. Читатель может здесь задаться вопросом о соотношении категории ценности с планированием времени.
В связи с этим следует напомнить о том, что для человека, в отличие от прочих млекопитающих, жизнь ценна не сама по себе, а лишь благодаря определенным сущностям, которые и придают этой жизни смысл. Без них жизнь превращается в бессодержательное нечто, жевательную резинку, которая пережевывается, но не переживается.