d9e5a92d

Способность произвольности обращения со временем.


Исследования. Проект Levante "Нашей газете". Торонто.
альтернативны гуманитарным подходам ко времени, сегодня очевидно, что они стали, по крайней мере имплицитно, взаимодополнительны. Новая сущность, которой не хватает естествознанию, личность, т. е. сущность, расширяющая и умножающая время как Вселенная.
Однако сама природа времени в предельно абстрактном философском смысле предполагает и вечность, и бесконечность как не подлежащие измерению, и определенность, точность.
Мы бы всячески подчеркнули тот факт, что именно личность, становясь во времени птицей, одновременно обладает способностью определять и устанавливать свои временные координаты, вехи, определенности, свои завершения (окончания) и свои начала. Эта способность произвольности обращения со временем. Так, в частности, инициатива личности это расширение временипространства и ответственность за их структурирование, достигающее степени приемлемой для личности определенности.

Деятельность это пространство, ограниченное временем, но субъектом ограничения может быть как личность, так и внешние причины, что приводит к описанному выше напряжению и перенапряжению личности.
Исходя из наших исследований, можно сформулировать энергетическую концепцию психологического времени. Разумеется, время не только энергия, но время и энергия (подобно тому как свет является и волной, и частицей, время, возможно, является и энергетической субстанцией, и реляцией, отношением). Значит, в одном из своих аспектов время это энергия. Через категорию энергии и категорию личность мы можем объединить ранее отдельно рассматриваемые психологическое, биологическое, социальное и время культуры.

Ранее мы выделяли в качестве составляющих личностного времени восприятие, переживание, осознание и организацию времени; здесь мы рассмотрим еще один элемент энергетику личностного времени.
Однако если вводить в качестве эквивалента активности личности понятие энергии, то необходимо подчеркнуть его личностный характер и соотнести с другими объективно существующими энергетическими уровнями, компонентами бытия человека. Человеческое время процесс непрерывного превращения потенциальной энергии жизни в саму жизнь, во множество переходящих друг в друга мгновений настоящего "сейчас". Энергетическую составляющую можно выделить в любом времени (биологическом, культурном, социальном и прочих), следовательно, она может быть одним из тех оснований, которое поможет нам объединить их все в личностной организации времени.
Итак, первый компонент человеческого времени изначальный темпоральный энергетический потенциал, или отпущенное нам потенциальное время жизни. Современная биология исследо-
вала и описала многие физиологические, биохимические и молекулярные механизмы работы этих "биологических часов" (генетическая программа развития и старения организма чем не материальное воплощение этой энергии?). И это "потенциальное время жизни", заложенное в конкретных механизмах молекулярно-гене-тического кода, и есть первый рассматриваемый нами уровень человеческого времени (или его основной энергетический потенциал).
Второй компонент связан с движением темпоральной энергии это темп реализации и расходования изначального энергетического "запаса". Это и есть восприятие и осознание процесса движения энергии, в самом простом случае осознание движения "биологических часов", расхода отпущенного нам времени (в более сложном случае подключаются негэнтропийные процессы личностного времени это усложняет общую картину переживания времени, на этом мы остановимся ниже). Этот темпоральный аспект связан с субъективным переживанием человеком скорости движения времени. Именно этот аспект чаще всего понимается под психологическим временем в субъективистских теориях.

Ими описываются разные феномены переживания длительности временных промежутков в зависимости от заполненности их событиями и от эмоционального состояния человека ("время то тянется еле-еле, то бежит"). Мы предполагаем, что это объясняется темпом движения энергии. Чем больше, чем быстрее расходуется темпоральная энергия, тем быстрее движется человеческое время. В зависимости от ориентации человека на внешний или внутренний ритм такое состояние может субъективно переживаться как ускорение времени (поскольку человек ориентирован на внутреннее время, именно внутреннее время ускоряется) или как его замедление (поскольку на внешнее, то оно представляется замедленным относительно собственного ритма). В состоянии "ускоренного" времени энергия расходуется быстро, и дается ее человеку чуть больше, чем обычно, поэтому такие состояния могут переживаться как длительные и заполняться большим, чем обычно, количеством событий, дел, мыслей и чувств.



Больше всего энергии расходуется в состоянии стресса. Многочисленные эмпирические данные показывают, что именно в ситуации стресса (например, угрозы жизни) человек переживает ускорение субъективного времени и расходует выделившуюся дополнительную энергию на порождение мыслей и чувств ("прошла перед глазами вся жизнь") и иногда даже действий и дел ("успел невозможное отскочить от приближающегося поезда"). И ускоренно расходуется в такие мгновения именно темпоральная энергия, просто потому что другой энергии у нас нет.

Недаром считается, что после таких стрессовых мгновений у человека "прибавляется седых волосков" и платит он за них "годами жизни". И это на самом деле так, поскольку ускорение психоло-
гического времени в критические периоды происходит за счет повышенного расходования внутренней энергии времени.
Третий компонент это превращение темпоральной энергии. Как следует из закона сохранения энергии, энергия не может исчезать неизвестно куда, она лишь изменяет свою форму, превращаясь из одного вида в другой. Однако формы превращенной энергии различны. Закон сохранения энергии один из самых общих законов Вселенной. Применительно к личностной энергии он может звучать так: время отдельной человеческой жизни превращается личностью в материальные (деятельность) и идеальные (идеи) формы культуры; другие люди, присваивая эти превращенные формы, увеличивают за счет них свой энергетический потенциал.

Человеческая культура (мы включаем сюда достижения и искусства, и науки) это прежде всего воплощенное время. Усвоение этого времени позволяет личности увеличить свой энергетический потенциал и, возможно, расширить отпущенный ему срок. Материальные предметы (продукты труда, культуры, искусства, науки, техники) наиболее зримые и осязаемые формы превращенной энергии времени, и они наиболее доступны для последующего потенцирования другими людьми. Явления внутреннего плана (мысли, чувства, переживания, желания, фантазии, планы, наконец, творчество, научное и художественное, в своем идеальном виде) это тоже формы превращенного времени, только они мало доступны для наблюдения и усвоения их жадными потомками. Очевидное следствие повышения культурного уровня цивилизации это рост средней продолжительности жизни, что и наблюдалось повсеместно в истории (по мере становления нашей цивилизации средняя продолжительности жизни увеличивалась; во все времена представители господствующего класса, имевшие доступ к культуре, жили дольше).

Этот хорошо известный факт так и не получил адекватной интерпретации, хотя объяснять его пытались не раз. Например, увеличение продолжительности жизни часто объясняют развитием медицины или улучшением питания.
Четвертый компонент принципиально негэнтропийный процесс "порождения времени", связан с категорией личностного времени, когда личность в процессе своей активности не только расходует темпоральную энергию, но и порождает ее, тем самым увеличивая свой собственный энергетический потенциал, интенсивность жизни и, как одно из возможных следствий этого, перспективную продолжительность своей жизни. Однако не только в жизни, но и в науке часто ускользает от сознания, что длительность человеческой жизни определяется не только количеством проживаемых лет, но и богатством событий, деяний, открытий, т. е. интенсивностью жизни. "Порождение" времени возможно лишь в особого рода процессах, когда активность личности является про-
явлением тенденций внутреннего плана (стремления личности достигнуть цели, которые она сама ставит перед собой). Такая активность считается творческой и неадаптивной, т. е. направлена не на приспособление к окружающей среде, а на ее преобразование. Проявляя активность такого рода, человек испытывает не чувство потери энергии и утомления, а, наоборот, подъем настроения, ощущение силы и бодрости.

В. А. Петровский называл такую активность надситуативной и полагал, что цель ее порождение себя как субъекта (развитие себя, своих сил и талантов до запредельных высот), и этот-то подъем себя в невозможные сферы ведет к генерированию темпоральной энергии, недаром многие истинно творческие люди проживали огромную жизнь за короткое время или жили долго и очень долго (если, конечно, их жизнь не обрывалась насильственно).
Итак, представление внутреннего времени человека как энергии его жизни позволяет нам объединить темпоральные процессы различных уровней и степеней сложности в единое человеческое время, в котором есть: 1) изначальный энергетический потенциал (отпущенный нам жизненный срок); 2) темп реализации и расхода этой энергии, субъективно переживаемый как длительность; 3) превращенные формы энергии, в которых время может запасаться и передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению, приводя к увеличению темпорального потенциала; 4) наконец, на уровне личности осуществляется принципиально негэнтропийный процесс "выхода за пределы самого себя", ведущий к "порождению" времени, когда темпоральная энергия не расходуется, а созидается.



Содержание раздела