рабочих, а в какой общими интеллектуальными требованиями. Ученые обнаружили, что чем больше реальная сложность работы, тем сильнее ощущается рост интеллектуальной деятельности, наблюдаемый в течение 10 лет. Как ни странно, но взаимосвязь между сложностью работы и интеллектуальной деятельностью была обнаружена даже в случаях с женщинами, выполняющими сложную домашнюю работу (Schooler, 1984). Более того, Миллер и Кон (Miller Kohn, 1983) выявили, что люди с большей гибкостью ума, способствующей общей активности интеллекта, склонны заниматься деятельностью, которая стимулирует развитие их интеллекта, ставя перед собой определенные требования (например, чтение книг вместо просмотра телевизионных программ). Поскольку выводы об интеллектуальной эффективности выполнения сложной работы (будь то служебные обязанности или домашний труд) не подкреплены экспериментальными доказательствами, к ним можно отнестись критически.
Прежде всего эти наработки не могут объяснить ту закономерность, что индивиды, сохранившие функционирование интеллекта, скорее способны действовать в напряженной рабочей обстановке и выносить ее. Итак, несмотря на трудность обозначения причинной линии поведения разных людей, очевиден факт, что деятельность тех, кто выполняет более сложную работу, приводит к увеличению их интеллектуальных способностей. Это заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
Что же касается известного контекста или опыта в сфере деятельности, где решается практическая задача, то исследования показали следующее: интеллектуальная деятельность и молодых, и людей старшего возраста выше, если респондентам давали уже знакомые им материалы (Smith Baltes, 1990) или когда у них была возможность предварительной практики (Berg, Hertzog Hunt, 1982). Однако результаты такого исследования неопределенные. Возможно, это связано с тем, что различного рода знакомство с ситуацией фактор, который объясняет возрастные различия в решении практических проблем (Denney Реагсе,1989).
Детям 5, 6 лет чаще всего приходится решать проблемы, связанные с семьей (например, разногласия между членами семьи) и соответствующими обязанностями (например, работа по дому). Для подростков 11, 12 лет ежедневные проблемы касались школьной и внешкольной деятельности и связанных с ними обстоятельств. Никакой единственной доминирующей сферы не было выявлено в повседневной жизни студентов колледжа, и их обычные проблемы касались свободного времени, работы, друзей, семьи и романтических отношений.
Наконец, ежедневные проблемы, с которыми сталкиваются люди старшего возраста, главным образом были сосредоточены на семье и здоровье.
Баркер (Barker, 1978) считает, что содержание решения практических проблем определяется экологическими характеристиками определенного периода развития. Ученые присмотрелись к различным местам, которые наиболее часто посе-: щались учащимися начальной школы, и на основе ежедневных наблюдений пришли к выводу, что познания детей в большей степени определяются рамками школьной и семейной жизни. Эта часть исследовательской работы уникальна по своей основательности и точности замеченных деталей. Однако она базируется на случайных доказательствах, полученных при исследовании изменяющихся жизненных задач, а также основываясь на предположении, что пространство, являю-
' щееся содержанием решения практических задач, изменяется в течение всей взрослой жизни. Другими словами, невозможно провести исследования, подобные тем, что осуществил Баркер, во всех экологических рамках, с какими приходится иметь дело человеку во взрослой жизни, но можно исследовать некоторые 'из них, классифицируемые как критические на определенных этапах развития.
"Так, было показано, что задачи студентов колледжа касаются преимущественно