d9e5a92d

Мудрость


строят планы на основе формального анализа технических данных, но учитывают и свои ощущения (интуицию) при принятии актуальных решений (например, стоит приобретать или сбрасывать ценные бумаги). Интуиция заставляет людей сначала проявить активность, а затем искать объяснения, что подчас бывает трудно выразить словами. Оперативная интуиция отвечает за то, что часто характеризуют как удачу. Голдберг считает, что и те люди, которые всегда знают, где и когда им нужно быть, и те, чья жизнь, кажется цепью случайностей, обладают именно этим ее аспектом.

Интуиция предсказания относится и к творчеству, и к практике. В качестве ее иллюстрации можно привести интуицию профессора, способного увидеть потенциал своих студентов. Предсказание такого рода, конечно, опирается на доступные логические подтверждения (например, оценки, идеи, заинтересованность), но все же это нечто большее.
Связь между интуицией и неявными знаниями очень важный момент в построении теории о развивающемся процессе решения практических проблем. Неявные знания ориентированы на действия, и обычно их приобретают без непосредственной посторонней помощи. Они помогают конкретному человеку достигать значимых для него целей (Strenberg et al., 1995).

Неявные знания имеют три особенности: они процедурные, они значимы в достижении важной для конкретного человека цели, они приобретаются при незначительном содействии извне. Эти знания образуют важную часть практического интеллекта (Sternberg, 1995с, 1997а, 1997Ь). Считается, что интуиция является результатом обучения (формального и неформального) и опыта (Reber, 1989). Учащийся приобретает знания, которые необходимы для интуитивного мнения относительно конкретного предмета.

Специалисты, обладающие высокопрофессиональной интуицией, особо ценятся в различных организациях (Rockenstein, 1988). Многие менеджеры заявляют, что они полагаются на интуицию и на "положительные ощущения" (Ray Myers, 1989). Более того, было показано, что менеджеры, которые опираются в принятии решений, связанных с большим риском, на интуицию в той же мере, что и на анализ, добиваются более существенных результатов, чем те, кто не поступает так (Ray Myers, 1989).
Ряд исследователей, в том числе Ширли и Ланган-Фокс (Shirley Langan-Fox, 1996), писали о том, что неявные знания и интуиция имеют много общего. Ребер (Reber, 1989), например, определяет интуицию как когнитивное состояние, которое возникает при определенных условиях и направлено на то, чтобы помочь человеку осуществить свой выбор и найти правильную линию поведения. Интуитивно ощущать, что хорошо, а что плохо, чувствовать, что будет работать, а что нет, представлять ситуацию в целом, чтобы "принять решение", не объясняя этапы, ведущие к принятию этого решения, эти навыки предполагают имплицитное знание и развитие необходимой базы неявных знаний.
Мудрость
Еще один концепт, который можно охарактеризовать как высокоуровневый ре-, зультат практического интеллекта, мудрость. Наиболее обширная программа эмпирических исследований мудрости проводилась Болтсом и его коллегами. Эта научная программа являлась частью долговременного проекта по исследованию
интеллектуальных способностей и возрастных изменений. Например, Болте и Смит (Bakes Smith, 1987,1990) озадачивали взрослых людей жизненными проблемами, имеющими административный характер, такими как: "Четырнадцатилетняя девочка забеременела. Что ей надо учесть и сделать? Что нужно учесть и сделать ему?" или "Пятнадцатилетняя девочка собирается вскоре выйти замуж.

Что ей надо учесть и сделать? Что надо учесть и сделать ему?" Проблемы подобного рода могут использоваться для измерения прагматики интеллекта, о чем Болте писал в своей работе. Болте и Смит протестировали пятикомпонентную модель, разработанную для описания мудрости.

Она была составлена по протоколам респондентов, где были даны ответы на эти и другие вопросы. Модель основана на идее, что мудрость это экспертные знания о фундаментальных сторонах жизни (Smith Baltes, 1990) или что мудрость это надлежащая оценка и суждение относительно важных, но изменчивых жизненных ситуаций (Baltes Staudinger, 1993).


Были выделены три вида факторов генеральные личные, специфические экспертные и контекстуальные факторы опыта; совокупно способствующие принятию мудрого суждения. Эти факторы задействованы в планировании жизни, ее управлении, пересмотре жизненных позиций. Мудрость, в свою очередь, находит отражение в пяти компонентах:
1) богатый фактический опыт (общие и специальные знания об условиях жизни и их изменениях);
2) богатый процедурный опыт (общие и специальные знания о стратегии принятия решений и советах относительно разных жизненных случаев);
3) линия жизни в определенном социокультурном контексте (знания о контекстах жизни и об их темпоральной (меняющейся) взаимосвязи);
4) релятивизм (знания о различиях в ценностях, целях и приоритетах);
5) неизвестность (знания об относительной недетерминированности и непредсказуемости жизни и способов управлять ею).
Решение эксперта должно отражать большинство этих компонентов, в то время как новичка только некоторые из них. Полученные результаты в основном подтверждали правильность предложенной модели. Эти факторы, похоже, отражают прагматический аспект интеллекта, но и как бы следуют за ним.

Например, это свойственно компонентам релятивизма и неизвестности.
Болте, Смит и Стаудингер (Baltes, Smith Straudinger, 1992), Болте и Стау-дингер (Baltes Staudinger, 1993) и другие коллеги Болтса со временем выявили широкий спектр результатов, показывающий эмпирическую пригодность предложенных теоретических и практических подходов при исследовании аспектов мудрости. Например, Стаудингер, Лопес и Болте (Staudinger, Lopez Baltes, 1997) обнаружили, что измерения интеллекта (а также и человека) отчасти совпадают с измерениями критерия мудрости, но не идентичны им. Стаудингер, Смит и Болте (Staudinger, Smith Baltes, 1992) отметили, что группа профессионалов превосходила по своим результатам контрольную группу участников исследований при выполнении задач, ориентированных на оценку степени мудрости. Эти результаты также показали, что при выполнении заданий люди старшего возраста пока-
g4



Содержание раздела