видов информации. Применяя этот алгоритм, специалисты выверяют время, показанное при прохождении каждой четверти мили, при этом учитываются такие факторы: сможет ли лошадь обогнать других лошадей и, если сможет, скорость этих лошадей, а также где начать обгон. Рассчитав по времени такие факторы, возможно лучше выверить скорость бега лошади.
Вполне вероятно, что столь сложный учет всех нюансов, предсказывающих показатели времени бега, требует немалых умственных способностей (человек должен продемонстрировать по крайней мере средние способности). Но Чечи и Лайкер утверждают, что подобные сложные расчеты, которые приходится делать наездникам в повседневной жизни, никак не связаны с показателем их IQ.
В последующих исследованиях была сделана попытка соотнести действия наездников и результаты, полученные в бакалейном магазине, где, как полагали психологи, применялся подобный же алгоритм. Чечи и Руиз попросили наездников решить задачу, которую они ставили в бакалейном магазине, поскольку, по предположению ученых, она была похожа на ту, что решалась на скачках. В результате 611 попыток решения "магазинной" задачи жокеями выяснилось, что оно во многом случайно и, как правило, не связано с их IQ.
Чечи и Руиз (Ceci Ruiz, 1994) атрибутировали этот недостаток трансформации тем, что существует незначительная корреляция между решением проблем и их изоморфами (ими считаются две или более проблемы, предполагающие схожий когнитивный процесс, но отличающиеся терминологически или связанные с различными контекстами).
Принцип, применимый к взрослым, относится и к детям. Кархер, Кархер и Шлиман (Carrher, Carrher, Schliemann, 1985) изучали в Бразилии детей, которые по экономическим причинам подрабатывают уличными торговцами (Nuces, 1994). Большинство из этих детей получили незначительное образование.
Кархер и др. сравнивали математические способности детей, которые им приходилось применять в повседневной жизни (т. е. в торговле), с их способностями решать задачи из академического рода (т. е. 2+4=?). Дети правильно решали те задачи, которые были связаны с торговлей, но не математические задания, академичные по своей природе. Когда задания теоретического плана представляли им как житейские проблемы (например, "если апельсин стоит 76 круизеро, а "плод страсти"1 стоит 50, сколько они стоят вместе?"), число правильных ответов было выше, но все равно оставалось не столь высоким, как в том случае, когда решались задачи, имеющие отношение к торговле.
Этот недостаток переноса познаний проявляется и в обратном направлении. Например, Перрэ-Клермон (Perret-Clermont, 1980) выявил, что многие из школьников, не испытывающих проблем при решении арифметических задач письменного характера, не могут решить те же задания, предложенные им в ином контексте (например, сосчитать цветы в букете). Таким образом, школьники не всегда могут трансформировать академические задачи и применить их в повседневной жизни.
Роацци (Roazzi, 1987) получил подобные результаты, сравнивая показатели детей, торгующих на улице, с показателями учащихся средней школы. Были предложены задачи, входящие в рамки школьной программы. Детям с улицы задали
1 Маракуйя и другие виды семейства страстоцветных. Примеч. перев.
вопросы, нацеленные на выявление того, понимают ли они классы и подклассы, на которые можно разделить еду (т. е. мятная и клубничная жевательные резинки части класса жевательной резинки). Потом этим же детям был дан обычный тест, имевший ту же логическую структуру, но не связанный с их работой в качестве уличных продавцов. Учащимся средней школы предлагались те же самые два теста.
Дети, торговавшие на улице, показали значительно более высокие результаты тестирования, когда задача была адаптирована к жизненной ситуации. Однако они испытывали трудности при решении той же задачи, но представленной в академическом виде. Дети же из средней школы продемонстрировали обратные результаты.
Они легко решали задачу, имевшую академическую формулировку, но их результаты были значительно ниже, когда приходилось сталкиваться с заданием, адаптированным к жизненной ситуации.
Не было обнаружено никакой связи между IQ и сложностью применяемой стратегии. Вторая задача имела целью перекрестную проверку этих результатов. Она называлась проблемой Сахары. Условия этой задачи требовали от участников определить, какое число верблюдов выживет рядом с небольшим оазисом.
И снова не было обнаружено никакой связи между сложностью примененного решения и показателем /Q.
Все эти исследования убеждают, что продемонстрированные способности не обязательно являются связью между задачами, которые приходится решать ежедневно (например, сравнение цен при покупке), и традиционными академическими заданиями (например, тестами на математические способности). Другими словами, некоторые люди могут лучше решать конкретные, плохо определенные задачи лучше, чем хорошо определенные абстрактные, имеющие мало общего с жизнью человека, и наоборот. Некоторые из этих исследователей, однако, могли бы заявить, что IQ совершенно иррелевантен при действиях в различных контекстах. В этом и состоит доказательство, что обычный тест на уровень интеллекта предсказывает и успех учебы в школе, и успех в работе (Barret Depinet, 1991; Schmidt Hunter, 1998; Wigdor Garner, 1982). В этих исследованиях выдвигаются предположения, что существуют иные аспекты интеллекта, не зависящие от показателей IQ, очень важные при описании поведения, но по большей части ими пренебрегают при. выяснении уровня интеллекта.
Мы также рассмотрим это несоответствие традиционного представления о способностях и реальных свойствах, которые были выявлены с учетом возрастных изменений интеллектуальных способностей.