В поддержку концепта неявных знаний можно привести исследования, касающиеся вопроса о приобретаемом опыте и имплицитном обучении. Изучив работу экспертов из различных сфер, ученые выяснили, что осмысление и решение проблем зависят от процедурных навыков и схематически организованных знаний, управляемых на бессознательном уровне (Chi, Glaser Fair, 1988). Более того, знания, полученные с опытом, отражают структуру окружающей обстановки или ситуации более точно, чем формальные знания, полученные в процессе официального обучения (Groen Patel, 1988).
В исследованиях по имплицитному обучению главное внимание сфокусировано на феномене ненамеренного и неосознанного приобретения знаний. Неявные знания не всегда получены имплицитным образом. Ребер с коллегами в своих трудах о случайных грамматических знаниях, полученных в результате различных событий, выдвинул предположение, что человек обладает способностями получать знания очень сложного характера ненамеренно и неосознанно (Reber, 1967, 1969; Reber Millward, 1968).
Впоследствии исследователи обратились к парадигме научного обучения на основе многозначной информации (например, информации о других людях и о поведении экономической системы) и воспроизвели основной паттерн результатов (Broadbent Aston, 1978; Broadbent, Fitzgerald, Broadbent, 1986). Исследования интуитивного обучения основаны на предположении, что знания могут быть получены неосознанно и, таким образом, имеют неявный характер.
В этой главе мы приступим к рассмотрению теоретической концепции, объясняющей наличие неявных знаний. Затем отметим их характерные особенности и способы распознавания при помощи нашей концепции. Также обратимся к тому, как неявные знания представлены на различных уровнях абстракции.
Мы выдвигаем когнитивную модель, демонстрирующую ключевые особенности неявных знаний, относящиеся к приобретению, хранению и восстановлению знаний в памяти.
Неявные знания как теоретический концепт
В исследованиях, проводимых Стернбергом и его коллегами (Sternberget al., 1993; Sternberg et al., 1995; Wagner Sternberg, 1985), термин "неявные знания" использовался для характеристики такого типа познаний, обладание которым выделяет удачливых людей из числа не достигших успеха.
Чтобы лучше понять этот теоретический концепт, сначала определим различия между номинальным и реальным концептами.
Первый используется для определения понятия. Например, мы оперируем термином холостяк для того, чтобы подчеркнуть особенности некоторых людей (т. е. мужчина, одинокий, неженатый). Примеры номинального концепта указывают признаки необходимые (т. е. все имеющиеся примеры должны их содержать) и достаточные (т. е. наличие какого-либо признака является достаточным, чтобы квалифицировать его как характерный образец). Девизом номинального концеп-
та могли бы стать слова "все или ничего". Если есть пример, он должен иметь опознавательные признаки, в противном случае его нельзя назвать примером.
Реальный концепт, напротив, имеет описательный характер. Например, мы используем термин мебель, чтобы описать объекты, которые кажутся нам эквивалентными ему (т. е. шкаф, стул, стол). Примеры, отвечающие такому концепту, имеют характерные особенности, не являющиеся необходимыми или достаточными. Девизом в таком случае уже не служит принцип "все или ничего", т. е. правомочными оказываются те примеры, которые сходны с концептом.
Это значит, что некоторые примеры, имеющие большее сходство, могут быть признаны наилучшими образцами концепта, чем обладающие меньшей схожестью. Например, большинство людей согласилось бы с тем, что кресло является наиболее типичным примером концепта мебели, чем раскладной стул с холщовым сиденьем.
Неявные знания это реальный концепт. Данный термин используется для выделения типа знаний, объединенных по совокупности их схожих признаков, а не по ряду необходимых или достаточных. Игнорирование последних не значит, что концепт неявных знаний является бессвязным или бессмысленным.
Два человека не всегда идентифицируют особенности, относимые ко всей мебели, но они смогут доказать, что мебель существует и что кофейный столик это предмет мебели, а тостер уже нет.
Относительно последних случаев люди могут расходиться во мнениях, являются ли они валидным примером неявных знаний. При достижении принципиального согласия качество непроявленности знаний может быть определено в зависимости от степени уверенности.
Ниже мы опишем три ключевых признака, которые связаны с понятием неявных знаний. Эти особенности необходимы для установления сходства отдельных частей концепта. Другими словами, части, обладающие определенными характерными признаками, с большей вероятностью характеризуют неявные знания.
Мы определили три основные особенности неявных знаний. Они характеризуют обстоятельства, при которых знания получены, их когнитивную структуру и применение. Во-первых, неявные знания, как правило, возникают самостоятельно, без всякой подкрепленное™ внешними обстоятельствами или при очень незначительной подкрепленности (т. е. скорее благодаря собственному опыту, а не в результате специального обучения). Во-вторых, неявные знания рассматриваются как процедурные по своей природе. Они связаны с конкретным применением в конкретных ситуациях или классе ситуаций.
В-третьих, из-за того, что основная часть знаний получена на основе собственного опыта, они имеют практическое значение только для того человека, который ими обладает. Сейчас мы подробнее объясним каждую из перечисленных отличительных особенностей.
06