d9e5a92d

Описание неявных знаний как различных уровней абстракции


наблюдения позволяют согласиться с результатами ряда метаанализов, которые показали существенный вклад этих переменных величин в понимание деятельности индивидов (Schmidt Hunter, 1998). Однако мы попытаемся дополнить эти величины и усовершенствовать традиционные методы, направленные на понимание, прогнозирование и оптимизацию деятельности людей в реальных ситуациях.
Измерение практического интеллекта, подобно оценке уровня интеллекта, является лучшим показателем, лежащим в основе когнитивных функций, которые мы пытаемся понять. Потому мы можем говорить о практическом интеллекте и, более конкретно, о неявных знаниях на различных уровнях абстракции. Это значит, что можно концептуально определить их на уровне когнитивного представления, на уровне, измеряемом поведенческими, четко сформулированными знаниями индивида.

Теперь мы рассмотрим эти различные уровни абстракции.
Описание неявных знаний как различных уровней абстракции
Неявные знания могут быть концептуально осмыслены с учетом качественно различающихся уровней абстрагирования. На самом низком, наименее абстрактном уровне их следует описать как структуры мысленно представленных знаний. Мы считаем, что эти структуры знаний являются сложными отображениями пар "условиедействие".

На этом уровне неявные знания обретают свою психологическую реальность и имеют важное значение для интеллектуального поведения.
В идеальном случае мы могли бы измерить владение неявными знаниями на уровне их когнитивного представления. Однако заключение об их наличии доступно, если исходить из тех знаний, какие люди в состоянии сформулировать. Когда знания выражены, они подчас бывают весьма упрощенными.

Таким образом, сложная структура знаний, отображающая условия, предшествующие каким-либо действиям, обобщается и суммируется в виде отдельных правил и процедур. Это тот уровень, когда оцениваются неявные знания людей.
На более высоком, более абстрактном уровне описания неявные знания могут быть сгруппированы по категориям в зависимости от своего функционального назначения. Если описывать этот уровень, то здесь добавляется идентификация неявных знаний посредством выделения обширных функциональных областей или способностей, которым эти знания соответствуют. Другими словами, в дополнение к специфическим неявным знаниям мы можем идентифицировать типы знаний, которые, вероятно, будут неявными.
Прежде чем мы идентифицируем и определим уровни неявных знаний, поясним, что именно рассматривается нами в качестве основы когнитивной репрезентации неявных знаний.
Когнитивное представление неявных знаний
Мы предлагаем модель неявных знаний, которая представляет собой ментальные процессы кодирования и хранения информации в памяти и извлечения ее оттуда. Она выработана на основе проводимых различий между эпизодической, семанти-
ческой и процедурной памятью, определение которых можно приписать Тульвин-гу (Tulving, 1972, 1995).
Эпизодической считается память, хранящая определенные события из личного опыта. Она хранит эпизоды, которые накапливаются в результате опыта конкретного человека. Например, воспоминания офицера армии о плохих условиях службы (например, удушливая жара, долгие часы ожидания), которые сопутствовали выполнению его последнего задания, могут быть отнесены к воспоминаниям эпизодической памяти.

Ее гипотетическое содержимое часто описывается как представление случаев, ситуаций или событий.
Семантическая это память, хранящая главные имперсональные "знания-воспоминания" об информации, превосходящей границы отдельных эпизодов. Например, информация, хранящаяся в памяти офицера, о том, какие дисциплинарные взыскания следуют за определенными действиями неповиновения, может быть классифицирована как информация из семантической памяти. Она является общезначимой и не зависит от запоминания конкретных ситуаций (например, выговор конкретному провинившемуся солдату). Семантическая память не имеет отношения к тому, как производились действия, как ведет себя офицер, дисциплинируя своих солдат.

Это все область действия процедурной памяти, где хранится информация о специфических, отдельных поступках и действиях.


Процедурная это память, хранящая специальные пары информации "условиедействие". Ею определяется поведение человека в конкретной ситуации. Она включает в себя знания, полученные в процессе обучения (например, как управлять машиной), а также знания, приобретенные на основе жизненного опыта (как заставить начальство изменить решение). Память офицера об успешных действиях, примененных в отношении не подчинившегося распоряжению солдата и заставивших того выполнять приказания, квалифицируется как процедурная.

Чтобы отреагировать на новую ситуацию, основываясь на собственном опыте, человеку не требуется припоминать конкретные специфические эпизоды.
Рисунок 1 показывает три емкости памяти (эпизодическую, семантическую и процессуальную). Стрелки иллюстрируют взаимосвязь между ними во время процесса кодирования, хранения и извлечения информации. Верхняя часть рисунка представляет стимулы внешних условий (источник входа в систему памяти), а нижняя часть поведенческие результаты обучения (выход из системы памяти). Мы не намерены при помощи этой модели вводить новую теорию приобретения знаний, их хранения и извлечения.

Вместо этого мы используем модель, основанную на существующей теории, чтобы продемонстрировать, как неявные знания можно представить когнитивно и как они могут быть идентифицированы и измерены.
Мы выделили три основных направления в системе памяти. Первое, обозначенное буквой А на 1, характеризует процесс, в рамках которого события личного опыта фиксируются в эпизодической памяти. Со временем эта информация об особенных событиях может быть использована для возникновения структуры более общих знаний в процедурной или семантической памяти (показано буквами Лг иЛ2). В соответствии с моделью индуктивного обучения (Holland, Holyoak, Nisbett Thagard, 1986) переход событийных знаний в основные предполагает



Содержание раздела