Анализ Потребителей
Есть много факторов, составляющих основу бизнеса. Но самая СУТЬ БИЗНЕСА то, для чего он вообще существует, - состоит в том,
- Какие Продукты и Услуги Вы предлагаете, и
- в Потребителях, которые покупают Ваши Товары и Услуги.
Анализ Потребителей
Чтобы понять своих Потребителей, Вам необходимо создать их Профиль. Это поможет раскрыть их мотивации, процесс их мышления и нужды.
Вы поймете те выгоды, которые ищут Потребители посредством принятия решения о покупке Вашего продукта.
Вы узнаете покупательские критерии, по которым Потребители принимают решение о покупке.
Профиль Потребителя.
В известной степени потребительские сегменты однородны. Разработка потребительского профиля требует ответа на 4 категории вопросов:
Методы сбора и анализамаркетинговой информации
Информационные задачи Маркетинга
Информационная маркетинговая работа это новое направление для предприятий, существовавших в плановой экономике. Информация имеет определяющую ценность в комплексе маркетинга от знания того, что происходит на рынке, зависит успех или неудача фирмы. Исследование рыночной ситуации является необходимым для выживания фирмы в постоянно изменяющейся (турбулентной, как ее определили Ж.Ламбен и И.Ансофф) среде.
Основа работы специалиста-маркетолога это умение собрать, проанализировать, систематизировать информация о рынке, превратить ее в знание тенденций развития рынка, а затем в систему мероприятий, воздействующих на рынок.
Информационное обеспечение это комплекс мер по поиску, обработке и использованию информации для принятия решений.
Две группы факторов, воздействующих на предприятие неуправляемые и управляемые.
Неуправляемые факторы |
Управляемые факторы (маркетинг-микс!) |
- Социально-демографические
- Экономические
- Природные
- Политические
- Научно-технические
- Контактные аудитории
- Покупатели
- Конкуренты
|
- Товар/услуга
- Цена
- Место
- Продвижение
- Люди (персонал, потребители)
|
Критерии полезности информации:
- Полнота
- Актуальность
- Доступность
- Степень достоверности
- Независимость
- Релевантность
- Достаточность
Внешние источники информации
Основные источники внешней информации
- Официальная информация (директивная информация органов власти, административная, регламентирующая виды деятельности, налоговая, таможенная, и т.д.)
Получение через:
- Правительственные базы данных
- Интернет
- Периодика
- Средства массовой информации
- Специальные издания (например, The Economist, Рынок капиталов, АКИ Пресс, The Times of Central Asia, Маркетинг в России, АвтоГид, т.д.)
- Книги, учебники, монографии (например Поведение потребителя Л.Шифмана, Современные технологии эффективного управления Э.Джаманбаева, Руководство по моделированию продаж ESOMAR т.д.)
- Государственная и отраслевая статистика (Нацстатком КР, таможня, т.д.)
- Донорские агентства (отчеты и публикации Мирового Банка, АБР, ПРООН и т.д.)
- Базы данных (Компасс, АКИ, Октопус, Yellow Pages of Kyrgyzstan, база данных БГТС, т.д.)
- Информационные базы данных он-лайн (например, Gale Directory of Databases описание 10 тыс. баз данных по всему миру)
- Источники профессиональной информации о компаниях и персоналиях (например, Dun Bradstreet, American Business Information).
- Информация о патентах, торговых марках, правах (ТПП, Кыргызпатент)
- Официальные отчеты фирм и их заявления
- Информация исследовательских фирм
Главные правилапри сборе внешней информации
- Сбор информации от случая к случаю грозит потерей очень важной информации, восполнить которую непросто;
- Наиболее эффективно поставить информационную работу можно с помощью мониторинга регулярной организации отслеживания содержания источников;
- Главные преимущества информационной работы со вторичными внешними источниками быстрота и низкие затраты. Главные недостатки невозможность найти ответ на конкретно поставленный вопрос;
- Данные в различных источниках часто дублируют друг друга. Поэтому количественное увеличение источников не переходит на качественно более высокий уровень;
- Одним из путей решения информационной задачи является работа с опытным экспертом, знающим данный рынок. От него можно получить качественную информацию и подтвердить ее самостоятельно полученной количественной;
- Иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы, схемы позволяют представить информацию в виде, приемлемом для анализа.
Источники внутренней информации
Анализ Продаж
1 уровень |
|
Предприятие в целом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 уровень |
|
|
|
|
|
|
|
По группам товаров |
|
По сферам ответственности (бизнес-единицы) |
|
По группам клиентов |
|
По местам
продаж |
1-й уровень Общий анализ деятельности:
- операционная прибыль,
- объемы производства и продаж,
- рентабельность,
- ROI,
- ROSH и т.д.
2-й уровень Анализ продаж:
по группам клиентов
по местам продаж
по видам продукции.
Контролируемые показатели работы предприятия
Показатель |
Единица измерения |
Определение показателя |
Целевой рынок |
Количество |
Общее количество покупателей / потребителей товара на сегменте работы предприятия |
Осведомленность |
Количество, процент |
Количество потребителей осведомленных о товаре или марке |
Потребители |
Количество, процент |
Общее количество потребителей, которые регулярно покупают товар/марку предприятия |
Скорость покупок |
Количество, стоимость |
Средняя цена одной покупки и количество покупок за интервал времени (год, месяц) |
Коэффициент повторных покупок |
Процент |
Процент потребителей, которые делают повторные покупки |
Действия:
- Принятие решений о результативности работы по конкретным товарам, клиентам, регионам
- Оптимизация существующей сбытовой стратегии и торговой инфраструктуры.
Анализ Покупателей (АВС-анализ)
Сегментация покупателей по объемам закупаемой продукции.
Группа |
Доля в обороте, % |
Доля в общем числе покупателей, % |
А
В
С |
75
20
5 |
5
20
75 |
Действия:
- Оптимизация портфеля клиентов, улучшение работы с потребителями
Анализ Поставщиков
Аналогичен АВС-анализу. Позволяет улучшить работу с поставщиками.
Критерии оценки работы Поставщиков:
- Качество продукции
- Широта ассортимента
- Надежность поставок
- Соблюдение сроков
- Соответствие поставляемых товаров договорным условиям
- Цена поставок
- Наличие рекламаций
- Удобство доставки
- Инжиниринг
Создание баз данных
Операционные базы данных собственные сведения предприятия о клиентах, партнерах, конкурентах и т.д. Закрыты для посторонних.
Составные базы данных информация из внешних источников.
Маркетинговый анализ цен и затрат
- Себестоимость собственной продукции, наценка
- Цены конкурентов
- Среднерыночная цена
- Цены на товары-заменители
- Точка безубыточности
- Цепочка ценностей (Поставщики Предприятие Каналы распределения Покупатели)
- Ценностная триада (Затраты Цена Ценность)
Маркетинговый анализ ассортимента
- Матрица Бостонской Консалтинговой Группы (BCG)
SWOT-анализ
Анализ внешних факторов:
- Темпы роста рынка
- Наличие аналогов и заменителей
- Конкуренция
- Рентабельность вложения в отрасль
- Норма прибыли
- Преданность потребителей торговым
маркам
- Платежеспособность населения
- Уровень инфляции и безработицы
- Экономическая стабильность
- другое
Количественный SWOT-анализ
Факторы (внутренние, внешние) |
Важность фактора, % |
Оценка для предприятия (от 0 до 10 баллов) |
Произведение важности на оценку, балл |
Норма прибыли |
|
|
|
Уровень цен |
|
|
|
Сила конкуренции |
|
|
|
Доступность финансовых ресурсов |
|
|
|
Себестоимость товара |
|
|
|
Продвижение товара |
|
|
|
Известность марки |
|
|
|
Репутация фирмы |
|
|
|
Другое |
|
|
|
Качественный SWOT-aнализ
Внешние Внутренние
Возможности
|
Сила |
Угрозы
|
Слабости |
Конкурентный анализ (анализ Пяти Сил)
|
|
Новые потенциальные конкуренты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставщики |
|
Конкуренция внутри отрасли |
|
Покупатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Товары-заменители |
|
|
Схема анализа состояния предприятия
Всестороннее обследование маркетинговой деятельности.
Желательная последовательность действий:
- Показатели деятельности (доля рынка, объем продаж, прибыль, рентабельность, т.д.)
- Анализ продаж
- SWOT-анализ
- Анализ затрат
- АВС-анализ
- Портфельный анализ (БКГ)
- Матрица жизненного цикла отрасли
- Оценка конкурентоспособности
- Оценка продвижения
- Анализ целей и стратегий
Исследования рынка и оценка данных
Методы сбора информации варьируются в зависимости от целей и задач исследования.
- Первичные источники информации
- Вторичные источники информации
По виду собираемой информации исследования делятся на:
- Количественные
- Качественные
Схема проведения маркетингового исследования
(Стадии исследования)
Определение проблемы
- Описание проблемы
- Определение цели сбора информации
- Формулирование рабочих гипотез
Разработка концепции сбора информации
- Разработка проекта исследования (источники информации и кто проводит)
- Разработка плана исследований (временные затраты и стоимость)
- Определение метода сбора информации. Выбор инструментария.
- Предварительное тестирование. Определение объема выборки.
Полевые исследования
- Разработка плана исследования
- Организация проведения сбора данных. Контроль сбора данных.
- Документирование
Анализ данных
- Проверка собранной информации на достоверность и надежность.
- Обработка собранной информации
- Интерпретация результатов
Представление
- Изготовление исследовательского отчета
- Представление результатов (презентация)
Опросы
- Интервью
- Анкетные опросы
- телефонные опросы
- почтовые опросы
- Интернет-опросы
- экспертные опросы
Инструментарий опросов вопросник, анкета, бланк.
Преимущества и недостатки опросов
Способ |
Преимущества |
Недостатки |
Личное интервью |
Индивидуальный подход, гибкость, возможность объяснить |
Дорого, долго, мало людей в выборке |
Телефонный опрос |
Быстро, недорого, легко проводить, высокая степень ответов, гибкость формулировок |
Вопросы простые, ограничено время |
Почтовый опрос |
Охват большой географической площади, недорого, стандартные вопросы |
Долго по времени, низкий процент возврата ответов |
Интернет-опрос |
Массовый, недорогой, глобальный |
Нецелевой, формальный, необязательный |
Панели
Метод панелей используется для получения первичной информации о состоянии рынков, отраслей, отдельных предприятий, семей и индивидуальных потребителей. Идея панели на основе проведенной выборки, которая статистически отражает поведение соответственно рынка, отрасли, предприятия, семей или индивидуальных потребителей, регулярно получать от них информацию в виде заполненных опросных форм.
Панель постоянно действующая репрезентативная выборка.
Виды панелей
- Розничная торговля
- Оптовая торговля
Фокус-группы
Фокус-группа небольшая по размеру группа, собираемая из незнакомых друг с другом людей. Оптимальный состав 8 -10 человек. Состав группы определяется после предварительного отбора людей, давших согласие принять участие в дискуссии по определенной тематике. Участники группы подбираются по наличию ряда общих для них характеристик, имеющих отношение к теме исследования. Продолжительность одной фокус-группы 1.5 2 часа.
Виды фокус-групп:
- Разведывательные (эксплоративные)
- Оценочные (тестирование рекламы, новых товаров)
- Творческие (исследования мотиваций, поведения)
Глубинные интервью
Метод сбора качественной информации, заключающийся в проведении глубоких неформальных интервью с представителями целевой группы.
Инструментарий глубинных интервью сценарий или гайд. Продолжительность одного интервью до 1 часа.
Эксперимент
Задача экспериментальных исследований изучение поведения, мотиваций, мнений. Эксперимент вид теста, когда испытуемого погружают в реальную или искусственно созданную обстановку, в которой его поведение подобно поведению в жизненной ситуации. Эксперимент должен показать, какие факторы подвержены вилянию зависимых переменных, а какие независимых.
Независимая переменная такая, которая может регулироваться испытателем за счет изменения начальных условий, а зависимая переменная та, которая изменяется под воздействием независимых переменных.
Экспериментальные исследования можно проводить в лабораторных или полевых условиях.
Самый распространенный вид эксперимента холл-тесты (Hall-Test).
Исследования с помощью наблюдений
Наблюдение внешнее изучение (со стороны) объектов, на основе чего проводится анализ объекта и процессов.
Наблюдения проводятся для получения следующей информации:
- О конкурентах
- О партнерах и поставщиках
- Выставках
- Организации работ на производстве
Систематическое наблюдение называется мониторингом.
- По способам организации специальное и документальное (отчетность)
- Скрытое и открытое
- Лабораторное или полевое
- Стандартизированное и нестандартизированное
Бизнес-разведка
Методы определения размеров выборки
Исследования носят выборочный характер из-за ограничений времени и стоимости. Самый достоверный результат может дать только сплошное исследование (перепись). Существуют вероятностные законы, позволяющие по результатам изучения части судить о целом.
Под выборкой (или выборочной совокупностью) понимается ограниченная группа респондентов, идентичная всему исследуемому множеству.
Методы построения выборки:
- Вероятностный
- Детерминированный
Способы получения выборок:
Вероятностный подход
- Простая случайная выборка
- Стратифицированная выборка
- Кластерная выборка
Анализ конкурентови их стратегий
Чтобы разрабатываемый Вами план был эффективным, Вы должны понимать своих конкурентов.
Только тогда Вы сможете добиться осязаемого преимущества перед ними.
В анализе конкурирующих фирм есть 2 компонента:
- Идентификация и анализ конкурентов
- Идентификация моментов различия между Вами и конкурентами в глазах Потребителей.
Конкуренты это компании, которые:
- Работает с теми же группами Потребителей, что и Вы
- Пытается удовлетворить те же самые нужды Потребителей, что и Вы
Вы их знаете. Вы сталкиваетесь с ними каждый день. Иногда Вы даже проигрываете им.
Важным фактором в идентификации и определении конкурентов будет взгляд на них со стороны Ваших Потребителей, у которых есть определенные нужды. Они готовы потратить часть своих денег на то, чтобы удовлетворить эти самые нужды.
Определение параметров конкурентовчерез нужды Потребителей
- Если Потребители требуют высокого качества, они НЕ станут тратить свои деньги на продукцию фирмы, имеющей низкую репутацию.
Компания Mercedes-Benz НЕ обращается к потребителям, которые хотят просто автомобили (как средство передвижения). Поэтому компании Mercedes-Benz НЕ следует рассматривать дилеров Жигули как своих конкурентов.
Hugo Boss или Pierre Cardin НЕ обращаются к тем потребителям, которые предпочитают одежду, сшитую у местных портных (например, ателье Жылдыз или Тюльпан). Поэтому местные ателье НЕ являются их конкурентами.
- Если Потребители хотят делать все свои покупки в одном месте, они НЕ станут иметь дела с фирмой, предлагающей только один вид продукта.
Покупатели Бишкек СИТИ (супермаркета с низкими ценами) вряд ли предпочтут ему мелкооптовый магазин, предлагающему в основном вино - водочную продукцию.
- Если Потребители ищут новых технологий, то они НЕ станут обращаться к фирмам, предлагающим продукты со старой технологией.
Абоненты Бител GSM, привыкшие к удобствам сотовой связи, вряд ли захотят поменять её на пейждинговую связь.
- Если Потребители пытаются найти продукты по самым низким ценам, то они НЕ станут обращаться к фирмам, предлагающим дорогую продукцию.
Пенсионеры или люди с очень низкой зарплатой НЕ покупают товары в супермаркете Европа.
Итак, Вы потратили немало труда на то, чтобы понять и определить своих Потребителей. Используйте эту информацию, чтобы идентифицировать Ваших настоящих конкурентов с точки зрения своих Потребителей.
Спросите своих Потребителей КОГО они рассматривают в качестве Ваших конкурентов?
И поскольку, в конечном счете, именно их мнение оказывается решающим, они-то и будут главным источником этой информации.
Качества Вашего конкурентав Целевой аудитории
Проанализируйте деятельность Ваших конкурентов. Разузнайте о них как можно больше. Таким образом, Вы сможете выработать стратегии борьбы с ними. Эти стратегии позволят Вам увеличить Вашу долю рынка и уровень прибыли.
Для сбора информации о Ваших конкурентах примените некоторые из разведывательных техник:
- Посетите места расположения конкурента.
- Поговорите с их Потребителями.
- Станьте Клиентом Вашего конкурента.
- Поговорите с менеджерами по продажам.
Вам необходима следующая информация:
1. |
Месторасположение |
- Где располагается конкурент?
- Какие благоприятные возможности он использует?
|
2. |
Предлагаемый продукт |
- Какой ассортимент предлагает конкурент?
- Какова номенклатура продукта?
|
3. |
Предлагаемые сервисные услуги |
- Какой он предлагает предпродажный сервис?
- Какой он предлагает послепродажный сервис?
|
4. |
Рынок его работы |
- Какие географические районы охватывает конкурент?
- Какие сегменты рынка охватывает конкурент?
|
5. |
Пункты продажи |
- Какие каналы сбыта он при этом использует?
|
6. |
Сильные стороны |
- Какова сфера компетенции конкурента?
|
7. |
Слабые стороны |
- В чем конкурент НЕкомпетентен?
|
SWOT анализ.
КАК его сделать?
SWOT это аббревиатурное обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities) и факторов угрозы (Threats).
ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
Сильные стороны
Компетентность?
Адекватные финансовые ресурсы?
Хорошие конкурентоспособные навыки?
Хорошая репутация у Покупателей?
Признанный лидер на рынке?
Преимущества перед конкурентами?
Способность к инновациям?
Проверенный менеджмент?
Прочее? |
Благоприятные возможности
Внедрение в новые рынки или сегменты рынка?
Расширение спектра продуктов для удовлетворения более широкого круга потребителей?
Дифференцированность продуктов?
Вспомогательные продукты?
Вертикальная интеграция?
Уверенность в отношении фирм-соперников?
Быстрый рост рынка?
Прочее? |
Слабые стороны
Никакого стратегического направления?
Неприемлемый уровень прибыльности из-за...
Недостаток глубины и таланта менеджмента?
Отсутствие ключевых навыков или компетенции?
Плохой контроль за выполнением стратегии?
Слабость в отношении конкурентов?
Отсталость в отношении исследований?
Слабый имидж на рынке?
Маркетинговые навыки ниже среднего уровня?
Прочее? |
Факторы угрозы
Приход новых конкурентов?
Повышение объема продаж аналогичных продуктов?
Медленный рост рынка?
Неблагоприятная политика государства?
Рост расходов на заключение сделок с Потребителями и Поставщиками?
Изменение нужд и вкусов Покупателей?
Неблагоприятные демографические изменения?
Прочее? |
НЕ забывайте, что SWOT анализ должен делаться применительно к конкретной цели.
Выработка вариантов Вашей будущей стратегии(по результатам SWOT анализа)
Конкурентные стратегии
Анализ конкуренции и построение конкурентных стратегий часто сравнивают с военными принципами.
Содержание раздела