d9e5a92d

Упражнение на определение стратегии реальности


Проведите маленький эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы могли бы сделать вчера, но не сделали. К примеру, вы могли бы отправиться за покупками, но не пошли. Затем подумайте о чем-нибудь, что вы наверняка сделали, например сходили на работу или поболтали с приятелем.

Сравните мысленно эти два образа. Как вы определяете, что вы делали и чего не делали? Различия могут быть тончайшими, но качество представляемых образов, звуков и кинестетических ощущений, вероятно, будет различным.

Сравнивая воображаемое переживание с реальным, проверьте внутренние репрезентации: расположены ли они на одних и тех же местах в вашем поле зрения? Является ли один образ четче другого? Может быть, одно из них похоже на видеозапись, а второе — на застывший кадр? Есть ли какая-то разница между представляемыми голосами?

Различаются ли ощущения, связанные с этими двумя переживаниями?
Характеристики сенсорной информации для реального переживания кодируются более тщательно, чем для воображаемого, и именно в этом заключается основное различие, которое позволяет обнаружить стратегия реальности.
Многие из нас предпринимают попытки измнить или перепрограммировать самих себя, представляя себя в образе преуспевающих людей. Этот прием сработает для всех, кто естественным образом использует его в качестве своей стратегии. Но тем, кто пользуется внутренней речью, говоря себе: Ты сможешь это сделать, зрительное программирование не поможет.

Если бы я хотел обратить что-либо в реальность для вас или убедить вас в чем-нибудь, мне пришлось бы привести это нечто в соответствие с критериями вашей стратегии реальности. Такими критериями являются качества ваших внутренних зрительных образов, звуков и ощущений (т. е. субмодальности). Следовательно, если я помогаю вам откорректировать поведение, я должен убедиться в том, что новый вариант соответствует вашей личности.

Определив собственную стратегию реальности, вы можете в точности установить, как вам нужно представить себе изменение поведения, чтобы обрести уверенность в том, что оно возможно.
НЛП, в частности, занимается изучением того, как мы создаем ментальные карты реальности, что придает стабильность этой реальности или этим картам, что дестабилизирует их, а также что делает карту эффективной или неэффективной. В НЛП предполагается, что в различных картах мира отражены разные реальности.
В центре внимания НЛП с момента его основания остаются система или стратегии реальности, создаваемые нами, а также особенности функционирования этой системы при формировании наших карт реальности. Стратегии реальности являются клеем, который скрепляет наши карты и дает возможность узнать истинность чего-либо.
В следующем примере при установлении стратегии реальности используется имя человека.
Вопрос: Как вас зовут? Люси: Меня зовут Люси. В.: Откуда вы знаете, что вас зовут Люси?

Л.: Ну, меня так всю жизнь называют.
В.: Сейчас вы сидите передо мной. Откуда вы знаете, что вас так называли всю жизнь? Вы что-то слышите?
Л.: Да. Я слышу голос, который говорит: Меня зовут Люси.
В.: Если бы этого голоса не было, откуда бы вы знали, что вас зовут Люси?
Л.: Я вижу в уме плакат, на котором написано: Люси.
В.: А если бы вы не видели этого плаката, или не могли разобрать, что на нем написано, откуда бы вы знали, что вас зовут Люси?
Л.: Я бы просто знала это.
В.: Если бы вы видели множество плакатов с разными именами, как бы вы узнали тот, на котором написано, что Люси — ваше имя?
Л.: Я это чувствую.
Этот пример показывает некоторые общие черты стратегии реальности. Девушка знает, что ее зовут Люси, потому что это имя включено в систему перекрестных ссылок различных репрезентативных систем. В конечном итоге выяснилось, что с именем Люси было связано определенное ощущение.

Если бы Люси настроилась так, чтобы не почувствовать или не заметить это ощущение, любопытно было бы посмотреть, знала ли бы она все еще, как ее зовут. Подобное упражнение может зайти настолько далеко, что человек может начать сомневаться даже в собственном имени.
Приближаясь к сути своей стратегии реальности, человек может слегка растеряться или даже испугаться. Однако это переживание открывает возможности для нового знания и новых открытий. В качестве примера можно привести одного изучавшего НЛП психоаналитика, который был очень заинтересован в определении своей стратегии реальности.



Он обнаружил, что постоянно ведет с собой внутренний диалог и оформляет вербально весь свой опыт. Так, он мог войти в комнату и мысленно сказать себе: картина, диван, камин. Когда психоаналитика попросили выключить внутренний голос, он отказался, испугавшись, что потеряет контакт с реальностью, какой он ее знает. На вопрос: Что может помочь вам безболезненно избавиться от внутренних голосов? психоаналитик ответил: Мне нужна точка опоры. Его научили осуществлять кинестетический контакт с реальностью с помощью обыкновенной ложки.

Таким образом этот человек смог расширить свою стратегию реальности и буквально открыл для себя новый, невербальный способ познания действительности.
Для того чтобы исследовать собственную стратегию реальности, попробуйте проделать следующее упражнение.
Упражнение на определение стратегии реальности
Задание. Часть 1
а) Вспомните какое-нибудь тривиальное действие, которое вы вчера совершили, и какое-нибудь другое, которое могли бы совершить, но не совершили (17). То, чего вы не сделали, должно быть для вас совершенно обыденным. Если у вас была возможность добавить арахисовое масло к мороженому, но вы не любите мороженое с арахисовым маслом, вы бы не сделали этого и в любой другой ситуации. Вспомните привычные для вас действия (например, вы всегда чистите зубы или выпиваете с утра чашку чая).

Единственной разницей должно быть то, что вы совершили вчера только одно из этих действий {например, почистили зубы, но чаю при этом не выпили, хотя могли).
 
17. Исследуйте собственную стратегию реальности, сравнивая воспоминание о том, что имело место, с тем, что могло бы произойти, но не произошло
 
б) Обратите внимание на то, как вы определяете разницу между тем, что делали и что могли бы делать, но не делали. Самый первый мысленный шаг обычно оказывается наиболее очевидным тестом на реальность события: у вас мог сохраниться зрительный образ только одного из этих двух поступков. Когда вы воссоздадите вторую картинку, в глаза могут броситься другие детали. Например, проверьте субмодальности. Вероятно, один из образов похож на видеозапись, а второй статичен.

В одном из них может быть больше цвета или яркости. Для успешного исследования глубинных уровней вашей стратегии реальности попробуйте приложить каждое найденное отличие реального события к ложному воспоминанию. Таким образом вы постепенно приблизите сенсорные характеристики репрезентации выдуманного события к характеристикам реального.

Как вы теперь определяете, что одно из них произошло на самом деле, а другое — нет? Продолжайте придавать образу выдуманного события все большее сходство с образом реального до тех пор, пока вы не сможете отличить один от другого.
Вот лишь некоторые из способов, с помощью которых люди убеждаются в реальности произошедшего:
1. Хронология. Что вспоминается первым? Часто переживание кажется нам реальным потому, что оказывается первой ассоциацией, возникающей в ответ на просьбу подумать о чем-либо.
2. Задействовано множество репрезентативных систем. То есть с переживанием связаны определенные образы, звуки, чувства, вкусовые качества и запахи. Обычно чем больше органов чувств задействовано в воспоминании, тем более реальным оно кажется.
3. Субмодальности. Сенсорное качество внутреннего опыта является одной из наиболее распространенных стратегий реальности. Если мысленный образ наделен ассоциативными связями, насыщен, четок, его элементы соответствуют реальному масштабу и т. д., он кажется более реальным.
4. Непрерывность. Согласованность конкретного воспоминания с воспоминаниями о событиях, непосредственно предшествовавших и следующих за ним (его логическая плавность). Если что-либо не вписывается в ряд других воспоминаний, оно кажется менее реальным.
5. Правдоподобие. Правдоподобие является оценкой вероятности того или иного события на основе имеющейся у нас информации о предыдущем поведении. Иногда какое-то событие кажется нам нереальным, поскольку оно неправдоподобно или невероятно с точки зрения имеющейся информации. (Это уже затрагивает область наших представлений или стратегий убеждения. )
6. Контекст. Степень детализации обстановки или фона какого-либо вVспоминания также является параметром реальности произошедшего. Нередко в искусственно созданных переживаниях за кажущейся ненадобностью отсутствуют детали окружающей обстановки.
7. Конгруэнтность. На реальность какого-либо переживания в нашем восприятии влияет также то, в какой мере оно вписывается в наши представления относительно наших привычек и ценностей. Вероятность того, что мы сочтем реальным воспоминание о том или ином действии, снижается, если это действие не конгруэнтно нашим представлениям о себе.



Содержание раздела