УБЕЖДЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ
Убеждения и системы убеждений
В дополнение к ценностям и критериям одним из основных средств установления фреймов и осмысления опыта являются убеждения. Они представляют собой еще один ключевой компонент глубинной структуры. Убеждения во многих отношениях формируют и создают поверхностные структуры наших мыслей, слов и поступков.
Они определяют то значение, которое мы придаем событиям, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение}, поддерживающее либо подавляющее те или иные способности и формы поведения. Убеждения и ценности связаны с вопросом почему?.
По сути, убеждениями являются суждения и оценки, касающиеся нас самих, других людей и окружающего мира. В НЛП под убеждениями принято понимать тесно взаимосвязанные обобщения относительно 1) причинно-следственной связи, 2) значения и 3) границ: а) окружающего мира; б) нашего поведения; в) наших возможностей и г) нашей идентификации. К примеру, утверждения Причиной землетрясений является сдвиг континентальных плит и Причиной землетрясений является гнев Господа отражают различные убеждения относительно причин происходящего вокруг нас.
Те или иные убеждения представлены и в следующих высказываниях: Цветочная пыльца вызывает аллергию, Неэтично скрывать от других информацию, Человек не может пробежать милю быстрее, чем за четыре минуты, Я никогда не достигну успеха, потому что слишком медленно усваиваю материал и За любым поведением кроется позитивное намерение.
Убеждения функционируют на ином уровне, чем поведение или восприятие, и влияют на наш опыт и интерпретацию реальности тем, что связывают наши переживания с нашими критериями или системами ценностей. Для того чтобы обрести практический смысл, ценности должны быть связаны с переживаниями через убеждения. Убеждения соединяют ценности с окружающей средой, поведением, мыслями и репрезентациями, а также с другими убеждениями и ценностями. Убеждения определяют взаимоотношения между ценностями и их причинами, критериальными соответствиями и последствиями (подробнее об этом будет рассказано в главе 6).
Типичное выражение убеждения связывает конкретную ценность с какой-либо другой частью нашего опыта. К примеру, такое высказывание, как Успех дается тяжелым трудом связывает ценность успех с определенным видом деятельности (тяжелый труд). В то же время утверждение Успех зависит от везения связывает ту же ценность с другим видом деятельности (везение).
В зависимости от собственных убеждений конкретный человек выбирает тот или иной путь к успеху. Насколько та или иная ситуация, деятельность или идея вписывается (или не вписывается) в системы убеждений и ценностей данного человека или группы, напрямую определяет то, как она будет воспринята и истолкована.
С точки зрения неврологии, убеждения ассоциируются с такими структурами среднего мозга, как лимбическая система и гипоталамус. Лимбическая система связана с эмоциями и долговременной памятью. Она выполняет функцию интеграции информации, полученной из намного более сложной по строению коры головного мозга, а также регулирования вегетативной нервной системы, осуществляющей контроль над такими базовыми функциями организма, как сердцебиение, температура тела, расширение зрачка и др.
Представляя собой продукты глубинных структур мозга, убеждения вызывают изменения в основных физиологических процессах организма и отвечают за многие из наших неосознанных реакций. Фактически одним из источников нашего знания о том, что мы действительно верим во что-то, являются определенные физиологические реакции: сердце стучит, кровь кипит, кожу покалывает. Ни одну из этих реакций мы не можем вызывать сознательно. Именно поэтому детектор лжи способен установить правдивость наших слов.
Физиологические реакции человека, верящего в то, что он говорит, отличаются от реакций говорящего просто так, в рамках определенного поведения (например, от реакций актера, произносящего реплики своей роли), или реакций, свидетельствующих о несоответствии или обмане.
Примером этого является случай с женщиной, усыновившей грудного ребенка. Она была настолько убеждена в том, что матери должны кормить детей молоком, что у нее действительно началась лактация, и полученного молока хватило на выкармливание малыша.
Власть убеждений
Влияние убеждений на нашу жизнь огромно. Помимо того, они почти не поддаются воздействию обычной логики или рационального мышления.
Абрахам Маслоу любил рассказывать старую историю о человеке, который лечился у психиатра. Герой нашей истории отказывался есть и ухаживать за самим собой, утверждая, что он уже труп. Психиатр потратил немало часов, безуспешно пытаясь разубедить пациента. В конце концов он спросил, может ли из мертвого тела идти кровь.
Конечно же, нет, — ответил пациент, — ведь у трупа прекращаются все физиологические функции. Тогда психиатр предложил в порядке эксперимента уколоть его булавкой, чтобы проверить, пойдет ли кровь. Пациент согласился — ведь он и без того уже был трупом.
Разумеется, кровь пошла. И тогда потрясенный пациент воскликнул: Черт меня подери... у трупов ТОЖЕ идет кровь!
Прописная истина — если ты действительно веришь в то, что способен достичь цели, ты достигнешь ее, если же веришь в то, что это невозможно, никакие усилия не убедят тебя в обратном. К великому сожалению, больные люди, в том числе страдающие онкологическими или сердечными заболеваниями, нередко общаются с врачами и друзьями в рамках того же убеждения, что и герой истории Маслоу. Уже слишком поздно, Я бессилен что-либо изменить, Я жертва... Пришел мой срок, — любое из этих убеждений способно существенно ограничить ресурсы пациента.
Наши убеждения относительно нас самих и того, на что мы способны, сильнейшим образом влияют на нашу повседневную продуктивность. У каждого из нас есть убеждения, служащие дополнительными ресурсами, и убеждения, ограничивающие наши возможности.
Власть убеждений подтвердил еще один поучительный эксперимент, в рамках которого группа детей со средним (по результатам тестирования) интеллектом была произвольно разбита на две равные подгруппы. Одну получил учитель, которому было сказано, что это одаренные ребята; учителю, взявшему вторую подгруппу, сообщили, что это дети, отстающие в развитии. Спустя год обе группы прошли повторное тестирование интеллекта. Неудивительно, что большинство тех, кому выпало быть одаренным, набрали больше очков, чем те, кто учился с ярлыком отстающих в развитии.
Так убеждения учителей отразились на ученических способностях.
В ходе другого исследования был проведен опрос ста победителей рака (пациентов, которым удалось предотвратить возврат симптомов на протяжении более десяти лет). По результатам опроса, ни один метод лечения не был существенно эффективнее других. Одни пациенты прошли через стандартный курс химиотерапии и/или радиации, другие принимали лекарства, третьи занимались духовным лечением, четвертые сконцентрировались на психологическом подходе, а кое-кто не делал вообще ничего.
Единственное, что объединяло всех членов группы, — вера в эффективность своего подхода.
Еще одним хорошим примером того, что убеждения способны как ограничивать, так и расширять наши возможности, является история о миле за четыре минуты. До 6 мая 1954 года считалось, что четыре минуты — абсолютный рекорд скорости, с которой человек может пробежать милю. На протяжении девяти лет до того исторического дня, когда Роджер Баннистер преодолел четырехминутный барьер, ни один бегун не показывал даже близкого результата.
Через шесть недель после рекорда Баннистера австралийский бегун Джон Ланди улучшил его результат еще на одну секунду. На протяжении следующих девяти лет около двухсот спортсменов побили когда-то недосягаемый барьер.
Все эти примеры лишь подтверждают, что наши убеждения способны формировать или даже предопределять уровень нашего интеллекта, здоровья, взаимоотношений, творческих способностей, даже меру нашего счастья и личного успеха. Однако в таком случае, как научиться управлять убеждениями, чтобы они перестали управлять нами? Многие из убеждений закладываются еще в детстве, под влиянием родителей, учителей, общественного воспитания, средств массовой информации, прежде чем мы начинаем осознавать их воздействие или обретаем способность самостоятельно выбират убеждения.
Можно ли перестроить, забыть или изменить старые убеждения, ограничивающие наши возможности, и создать новые, которые позволили бы нашему потенциалу выйти за придуманные нами же границы? И если это возможно, то как?