Словесная эквилибристика
Навыки перевода своей мысли на чужой "язык" вырабатываются путем долгих упражнений. Но что это даст? Ровно втрое увеличится количество людей, с которыми вам будет интересно общаться.
Словесная эквилибристика
Сегодня мой друг прислал мне поздравление: "Желаю кружить головы окружающим + крушить головы обижающим!" О да! Попал в точку. Он вообще мастер словесной
эквилибристики:
- Тащить и протащиться!
- С кем поведешься - от того и забеременеешь.
- Чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не вешалось.
- В магазине "Товары для детей" продается эротическое нижнее белье, возбуждающие кремы, порнокассеты и по-
•
собия по сексу. А в магазине "Товары от детей" - презервативы, противозачаточные таблетки, внутриматочные спирали.
Только все это филологические изыски. А как же заниматься словесной эквилибристикой, чтобы получить от этого практическую пользу при ведении переговоров?
Рассмотрим варианты словесной эквилибристики на примере следующих фраз:
- Ваша цена слишком высока, это значит, я не могу позволить себе купить ваш товар.
- Ты не слушаешь меня, это значит, что тебе нет дела до меня.
- Погода на улице стоит плохая, поэтому и настроение тоже плохое.
- Дети притихли, значит, что-то пакостят.
Итак, какие у нас есть варианты рефрейминга (переосмысления) какого-либо утверждения собеседника?
В дареном презервативе дырки не считают
- Ваша цена слишком высока, это значит, я не могу позво
лить себе купить ваш товар.
Варианты изменения угла зрения на проблему:
- Цена не есть ценность. Цена - только начальная стоимость и она мала по сравнению с преимуществами, которые вы получите со временем.
- А что дешевый товар всегда хорошего качества?
- Неужели вы никогда не покупаете дорогой товар?
- А что для вас настолько важно в товаре, за что вы готовы заплатить дорого?
-
- Эта покупка будет для вас стимулом и помощником одновременно, чтобы вы смогли зарабатывать больше.
- Возможно, в товаре есть что-то, на что вы не обратили внимания и не оценили…
- Неужели вы не сможете извлечь пользу из того, что приобрели дорогую и качественную вещь?
- Это мне напоминает закладку фундамента для строительства дома. Фундамент должен быть надежным и прочным.
- Может, вам посмотреть другую модель или оформить кредит?
- Возможно, у вас временные финансовые трудности, но это проходит. Вы же знаете.
- А в общем, вы совершенно правильно подходите к решению проблемы сообразно собственным возможностям.
Постель - не повод для знакомства
- Ты не слушаешь меня, это значит, что тебе нет дела до
меня.
Варианты быстрого реагирования:
- Слушая то, что я слышу, я не испытываю желания слушать внимательнее. Говори яснее!
- Ты только потому так говоришь, что чувствуешь себя нелюбимой в данный момент. Тебе не хватает внимания? Я рядом, дай мне свою руку.
- Слушать - не значит заботиться. Слушать - значит собирать информацию, а это делают даже враги.
- Всегда ли ты меня слушаешь, любимый? Придумайте еще пять способов быстрого реагирования.
•
Слушай, смайлики не с тебя рисовали?
- Погода на улице стоит плохая, поэтому и настроение
тоже плохое.
Перетягиваем одеяло на себя:
- Может, ты просто хочешь, чтоб тебя пожалели?..
- Погода не климат. Завтра она улучшится, а если все будут ставить свое настроение в зависимость от погоды, то тогда все будут одновременно грустные и одновременно веселые, как по команде. Хочешь, я расскажу тебе анекдот?
- Неужели у тебя никогда не было хорошего настроения при плохой погоде?
Как еще можно поднять настороение вашему собеседнику?
А был ли мальчик? Может, и не было никакого мальчика...
- Дети притихли, значит, что-то пакостят. Улучшаем отношения:
- Если ты не слышишь, как играют дети, это еще не значит, что они шалят.
- Может, ты по ним уже соскучилась?
- Притихли может означать, что загрустили. Пойдем к ним!
Ваши варианты?
Лингвистические паттерны
Пытаясь повлиять на собеседника, будьте ненавязчивы, начинайте предупредительно, со слов: "С моей точки зрения…", "Мне кажется, что", "То, как я это вижу…" Так вы смягчите разговор и покажете визави, что высказываете только
лишь свою точку зрения, не претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное мнение. Наверняка, вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
Старайтесь говорить о конкретном случае или поведении, не переходя на обобщения. Например, в общении с ребенком не помогут обобщения вроде: "Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки)". Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
Предложите собеседнику изменить манеру поведения. Объясните, что и как можно сделать в данной ситуации для того, чтобы исправить ее. Беседуя, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова. Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному, переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о подведении итогов услышанного… И все-таки удивительно, как часто мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог - самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество. Как говорил Марк Твен: "Когда сомневаетесь, говорите правду".
Резюме
- Секрет конструктивного общения прост: чтобы быть понятым, нужно говорить на языке собеседника!
- По поведению человека легко можно понять, на какую приманку ловится и на какие грабли наступает...
•
- Нужно калибровать, кто находится перед вами, и подстраиваться под собеседника. Хотите быть услышанным и понятым, перестаньте быть инопланетянином с планеты альфа Центавра, переходите на язык собеседника, и вам воздастся.
- Честный диалог - самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.
Содержание раздела