Этих комментариев оказалось достаточно для того, чтобы превратить внутреннюю реакцию подростка из гнева в признательность. Новый фрейм отцовского поведения позволил мальчику также воспринимать родителя уже не как помеху или камень преткновения, но как потенциальный источник информации о правильном планировании будущего. Признание отцовских намерений привело к тому, что отец стал иначе воспринимать собственную роль (и, соответственно, свой способ участия) в жизни сына.
Он осознал, что может с тем же успехом взять на себя роль реалиста или тренера.
Таким образом, рефрейминг содержания включает в себя определение вероятного позитивного намерения, которое могло стоять за проблемным поведением. Намерение обладает двумя аспектами. Первый — позитивная внутренняя мотивация поведения (например, потребность в безопасности, любви, заботе, уважении и т. д. ). Второй — позитивный результат, к которому может привести поведение в рамках более широкого контекста или системы (например, защита, привлечение внимания, достижение признания и т. д. ).
Одной из основных форм рефрейминга содержания в НЛП является шестишаговый рефрейминг. В ходе этого процесса проблемное поведение отделяется от позитивного намерения внутренней программы, или части, ответственной за поведение. Затем эту часть наделяют ответственностью за внедрение альтернативных видов поведения, которые соответствовали бы тому же позитивному намерению, но не давали проблемных побочных продуктов.
Так создаются новые варианты поведения.
Рефрейминг критиков и критики.
Как показывает пример отца и сына-подростка, рефрейминг может успешно применяться в работе с критиками и критическими замечаниями. Критиков нередко считают людьми, самыми неудобными в общении, из-за их кажущейся сосредоточенности на негативном и склонности находить недостатки в чужих идеях и предложениях. Часто критики воспринимаются как вредители, поскольку оперируют фреймами проблемы или ошибки. (Мечтатели же, напротив, пользуются фреймом как если бы, а реалисты — фреймами результата или обратной связи. )
Основной проблемой критиков на лингвистическом уровне является их характерная манера высказываться в форме обобщающих утверждений, например: Этот проект обойдется слишком дорого, Из этой идеи ничего не выйдет, Это нереально, Этот проект потребует слишком большх усилий и т. д. Дело в том, что, исходя из самой формулировки этих заключений, собеседник может только согласиться или не согласиться с ними. Если вам говорят: Из этой идеи ничего не выйдет или Это слишком дорого, можно ответить или Думаю, что ты прав, или Нет, совсем не так дорого. Таким образом, критические замечания обычно приводят к поляризации мнений, разногласиям и в конечном итоге к конфликту (если собеседник не согласится с критикой).
Самые сложные проблемы возникают в тех случаях, когда критики не просто высказываются против мечты или плана, но начинают критиковать самих мечтателей или реалистов на личностном уровне. Между фразами Это дурацкая идея и Ты дурак, если так думаешь есть существенная разница. Начиная нападать на партнера на уровне идентификации, критик из вредителя превращается в киллера.
Важно помнить о том, что критика, подобно любому другому поведению, вызвана благими намерениями. Цель критика — оценить результаты мечтателя или реалиста. Успешный критик анализирует предложенный план или сценарий, с тем чтобы определить возможные сбои и предотвратить их.
Критики находят недостающие звенья цепочек за счет логических умозаключений: что будет, если проблема возникнет. Хорошие критики часто смотрят на ситуацию не с точки зрения людей, непосредственно вовлеченных в деятельность или план, а глазами тех, на ком может отразиться эта деятельность, или тех, кто может повлиять на реализацию задуманного как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Позитивное формулирование позитивных намерений
Одной из проблем, связанных с критическими замечаниями, является то, что они не только негативны по сути, но и состоят из негативных слов — иначе говоря, сформулированы в форме отрицания. К примеру, избежать стресса или расслабиться и успокоиться — два способа описания одного и того же внутреннего состояния, однако в них использованы совершенно разные слова. Одно утверждение (избежать стресса) описывает нечто нежелательное.
Второе (расслабиться и успокоиться) описывает желаемое состояние.
Подобным образом многие виды критики заключены во фреймы слов, описывающих скорее нежелательные, чем желаемые результаты. Например, позитивное намерение (или критерий оценки), скрытое за критическим замечанием это пустая трата времени, вероятнее всего, является желанием мудро и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Однако определить это намерение по поверхностной структуре высказывания оказывается не просто, поскольку оно указывает на то, чего необходимо избежать.
Таким образом, ключевым лингвистическим навыком в работе с критическими высказываниями и в преобразовании фреймов проблем во фреймы результата является способность распознавать позитивные утверждения и выводить их из позитивных намерений.
Временами это сделать сложно, поскольку критики очень любят пользоваться фреймом проблемы. К примеру, если спросить критика о позитивном намерении, скрытом за высказыванием: Это предложение нерентабельно, в ответ мы, скорее всего, услышим: Я хочу избежать излишних расходов. Заметьте, что несмотря на позитивность этого намерения, лингвистически оно оформлено негативно — т. е. сообщает о том, чего следует избежать, а не о том, чего следует достичь.
Позитивной формулировкой этого намерения было бы что-нибудь вроде:. Убедиться в том, что мы можем себе это позволить или Убедиться в том, что мы остаемся в рамках бюджета.
Для того чтобы позитивно сформулировать намерения и критерии, необходимо задавать следующие вопросы: Если вы не хотите стресса (расходов, ошибок, затрат), то чего же вы хотите? или Что бы вы получили в результате (в чем бы вы выиграли), если бы вам удалось избежать того, что для вас нежелательно?.
В табл. 2 приведены некоторые примеры позитивных формулировок негативных высказываний.
Негативное высказывание |
Позитивное утверждение |
Слишком дорого Потеря времени Страх поражения Нереально Слишком много усилий Глупо |
По средствам Разумное использование имеющихся ресурсов Желание достичь успеха Конкретно и осуществимо Легко и быстро Мудро и со знанием дела |
Превращение критических замечаний в вопросы
Если нам удалось обнаружить и позитивно сформулировать позитивное намерение, само критическое замечание легко превратить в вопрос. В таком виде оно предполагает совсем иные варианты ответа, чем обобщение или суждение. Предположим, вместо того чтобы сказать Это слишком дорого, критик спросил: Как мы можем себе это позволить?.
В этом случае собеседник получает возможность обрисовать в общих чертах свой план, избегая необходимости не соглашаться или спорить с критиком. Это справедливо практически для любого критического замечания. Высказывание Из этой идеи ничего не выйдет можно преобразовать в вопрос Как ты намерен воплотить эту идею?. Утверждение Это нереально превращается в вопрос Как придать твоему плану большую конкретность?.
Жалоба на то, что это потребует слишком больших усилий, может звучать иначе: Как реализовать эту же идею, но более легким и простым путем?. Обычно такие вопросы преследуют ту же цель, что и критика, однако являются более эффективными.
Отметим, что все перечисленные вопросы начинаются со слова как. Этот тип вопросов считается наиболее продуктивным. К примеру, вопросы, начинающиеся со слова почему, часто предполагают в ответе новые утверждения, которые могут привести к конфликту или разногласиям. Спрашивая Почему это кажется тебе слишком дорогим? или Почему ты не хочешь посмотреть в глаза реальности?, мы все-таки рассматриваем ситуацию во фрейме проблемы. То же самое относится к вопросам Из-за чего твое предложение обойдется нам так дорого?, или Кто за это заплатит?.
В целом, вопросы, начинающиеся с как, являются наиболее эффективными, если мы хотим переключить внимание на фрейм результата или фрейм обратной связи.
(П р и м е ч а н и е: На уровне глубинных структур критические замечания носят онтологический характер, утверждая тот факт, что нечто существует или не существует. Вопросы, начинающиеся с как, ведут к гносеологическим исследованиям — поиску того, как вы узнали, что нечто существует или не существует. )
Превращение критиков в советчиков
В общих чертах, для того чтобы помочь кому-либо стать конструктивным критиком, или советчиком, нужно сделать следующее: 1) найти позитивную цель критического замечания; 2) сформулировать позитивное намерение в позитивных понятиях; 3) преобразовать замечание в вопрос — в частности, начинающийся со слова как.
В этом вам помогут следующие вопросы:
1. В чем суть твоего замечания или возражения? Например: Твое предложение слишком поверхностно.
2. Какое позитивное намерение скрыто за этим замечанием? Чего ты хочешь достичь с помощью критики? Например; Радикальных и основательных изменений.