d9e5a92d

Боковое смещение негативного ярлыка


Таблица 3
Абдуктивное и дедуктивное мышление в сравнении

Дедуктивное
Абдуктивное
Люди умирают.
Сократ – человек.
Сократ умрет
Люди умирают.
Трава умирает.
Люди – трава.

Задание
Опробуйте этот прием на себе. Снова возьмите негативный ярлык, суждение или обобщение, которым вы пользовались в предыдущем примере. Осуществите его боковое смещение, отыскав процесс или явление, которые были бы аналогичны сути данного ярлыка, суждения или оценки {то есть являлись бы его метафорой), однако обладали новым или более широким подтекстом, либо стимулировали формирование совершенно иной точки зрения на ярлык, суждение или обобщение (16).
Аналогией к неудаче может послужить неудачная попытка Колумба установить торговый путь на Восток, закончившаяся открытием Северной Америки. Пенец лебедя (или гадкий утенок) является классическим примером аналогии для непривлекательного человека. Можно провести аналогию между денежными расходами и энергией, необходимой для физических упражнений и роста, и т. д.
 
16. Боковое смещение негативного ярлыка, суждения или обобщения
 
Упражнение: поиск изоморфных структур
Способность осуществлять боковое смещение и находить аналогии является базовым навыком при создании терапевтических метафор. Последние подразумевают установление между персонажами и событиями придуманной истории и ситуацией слушателя изоморфных отношений, или параллелей, позволяющих отыскать новые перспективы и задействовать новые ресурсы.
Задание
Следующее упражнение направлено на развитие и применение способностей к осуществлению бокового смещения. Оно выполняется в группе из трех человек: А, В и С.
1. А рассказывает В и С о текущей проблеме или ситуации, в которой А необходим совет со стороны. Например, А хотел бы завязать новое знакомство, но не решается, поскольку помнит проблемы, с которыми ему или ей довелось столкнуться в предыдущих отношениях.
2. В и С слушают рассказ А, чтобы определить значимые элементы его/ее ситуации или проблемы. Например, Концентрация на прошлом мешает А двигаться дальше в его/ее жизни.
3. В и С вырабатывают общее мнение относительно важных контекстуальных элементов, персонажей, отношений и процессов в ситуации А. В пересказывает их А, чтобы проверить правильность понимания.
4. В и С вместе придумывают метафору для А. Для этого В и С могут обратиться к следующим источникам вдохновения: Фантазия
Вечные темы Жизненный опыт вообще Собственный опыт участников
Природа: животные, времена года, растения, животные, геология, география и т. д. Народные сказки Научная фантастика Спорт
Например: Мой дедушка учил меня водить машину. Он говорил, что я могу спокойно вести машину, глядя только в зеркало заднего вида, поскольку дорога впереди точно такая же, как и дорога сзади.
5. Меняйтесь ролями, чтобы каждому удалось побывать на месте А.
Пунктуация и изменение пунктуации
Различные формы группирования (объединение, разделение и боковое смещение) представляют собой набор эффективных лингвистических средств, позволяющих нам расширять, обогащать и менять пунктуацию на наших картах мира. Изменение пунктуации восприятия придает новые смыслы прежнему опыту. К примеру, на письме мы можем по-разному расставить знаки препинания между одними и теми же словами, превращая их в вопрос, утверждение или требование. Какой именно смысл заключен в этих словах, позволяют понять запятые, вопросительные и восклицательные знаки.

Нечто подобное имеет место и в организации нашего опыта.
Словарное определение пунктуации гласит: действие или правило расстановки стандартных знаков или пометок для прояснения значения и разграничения структурных единиц. Б НЛП термин пунктуация используется для обозначения процесса группирования человеком своего опыта в значимые единицы восприятия. Этот тип когнитивной пунктуации по своим функциям подобен лингвистической пунктуации в письменном и устном языке.
Задумайтесь на секунду над следующими словами:
• то что это есть есть того что этого нет нет не есть ли так так и есть


На первый взгляд, полная абракадабра. Набор слов, лишенный смысла. Однако смотрите, как изменится ваше восприятие, если расставить знаки препинания следующим образом:
• То, что это есть, — есть. Того, что этого нет, — нет. Не есть ли так?

Так и есть!
Слова неожиданно обретают смысл. Пунктуация, представляющая другой уровень, чем сами слова, организует их и создает из них фреймы, меняя наше восприятие.
Можно расставить другие знаки. Сравните предыдущий вариант и эти примеры:
• То! Что это есть? Есть того!

Что? Этого нет, нет. Не есть ли?

Так, так и есть.
• То. Что? Это есть?

Есть.
Того — что этого: нет. Нет. Не.

Есть ли так? Так и есть.
Содержание нашего опыта подобно первой строчке слов. Оно относительно нейтрально и, по сути, лишено какого-либо смысла. Такие когнитивные процессы, как группирование и восприятие времени, а также их модальность (зрительная, слуховая, кинестетическая) определяют то, как мы расставляем наши мысленные и эмоциональные вопросительные знаки, многоточия и восклицательные знаки.

Психологическая пунктуация влияет на то, какие переживания соединяются в один блок, на чем сосредоточено наше внимание, какие типы взаимоотношений доступны нашему восприятию и т. д. К примеру, размышляя о событии с точки зрения далекого будущего, мы наделяем это событие иной значимостью, чем сравнивая его с недавним прошлым. Оценка конкретной детали в сравнении с целой картиной отличается от оценки ее же в соотношении с другими деталями.
Как правило, люди спорят, впадают в депрессию или убивают друг друга не из-за содержания своего опыта или собственных карт мира. Скорее, они сражаются друг с другом из-за расстановки восклицательных и вопросительных знаков, которые придают этому содержанию различные значения.
В качестве примера возьмем такую фразу: Прибыль в последнем квартале была низкой. Мечтатель, реалист и критик совершенно по-разному воспримут эту информацию, опираясь на разные убеждения, ценности и ожидания.
Критик: Прибыль в последнем квартале была низкой. Это ужасно! Мы разорены (восклицательный знак)!
Реалист; Прибыль в последнем квартале была низкой. Нам пришлось пережить нелегкий период (запятая), что же можно сделать для снижения расходов (вопросительный знак)?
Мечтатель: Прибыль в последнем квартале была низкой. Это всего лишь ухаб на дороге (двоеточие): самое трудное уже позади. Теперь все наверняка пойдет на лад.
Книга -Фокусы языка в значительной степени посвящена тому, как язык руководит нами в расстановке знаков препинания на наших картах мира, а также как эти знаки препинания придают смысл нашему опыту.
ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ
Структура значения
Значение связано с намерением или значимостью сообщения или переживания. Английское слово meaning происходит от среднеанглийского tenen (в древнеанглийском — maenan); родственным для него является древневерхненемецкий глагол meinen, который означает иметь в виду. Таким образом, значение относится к внутренним представлениям и переживаниям, которые ассоциированы с внешними стимулами и событиями.
Приемы и модели НЛП, в том числе и описываемые в Фокусах языка, были созданы для исследования того, как мы описываем в символах, обозначаем или воспроизводим эмпирические данные, как интерпретируем их или придаем этим данным внутреннюю значимость для наших карт мира, иными словами, как происходит создание значения. С точки зрения НЛП, значение является функцией взаимоотношений между картой и территорией. Разные карты мира порождают различные внутренние значения для одной и той же воспринимаемой территории. Один и тот же случай или опыт, связанный с внешним миром, имеет разное значение или значимость для различных людей или в различных культурах, в зависимости от их внутренних карт. К примеру, наличие большой суммы денег одними людьми может расцениваться как успех, а другими — как риск или обуза.

Другой пример: в арабской культуре отрыжка после еды обозначает благодарность за сытное угощение. В других же культурах она является признаком того, что человек страдает несварением желудка, дурно воспитан или просто груб.
Все животные наделены способностью создавать коды и карты мира и придавать значение своему опыту, связанному с этими картами. Значение является естественным следствием интерпретации нашего опыта. Какое именно значение и как мы создаем, определяется богатством и гибкостью наших внутренних репрезентаций мира.

Ограниченная карта восприятия, скорее всего, позволит создать ограниченное значение. В НЛП подчеркивается значимость исследования различных перспектив и уровней восприятия с целью раскрыть различные потенциальные значения какой-либо ситуации или переживания.
Поскольку значение является функцией внутренних ре презентаций нашего опыта, изменение этих репрезентаций может привести к изменению определяемого опытом значения. Сенсорные репрезентации составляют глубинные структуры нашего языка. Чувство успеха отлично от его зрительного представления или разговора о нем.

Изменение цвета, тона, интенсивности, подвижности и других субмодальных свойств внутренних репрезентаций может также изменить значение и воздействие конкретного переживания.



Содержание раздела