d9e5a92d

Послесловие


— выявлять внутренние стратегии, с помощью которых мы оцениваем реальность, а также формируем и обновляем собственные убеждения;
— исследовать способы построения ментальных карт, позволяющих формировать ожидания, устанавливать причинно-следственные связи и определять значение нашего опыта;
- осознавать влияние внутреннего состояния на наши убеждения и установки;
- подстраиваться к естественному процессу изменения убеждений;
- лучше понимать воздействие языка и убеждений на формирование различных уровней нашего опыта;
- в большей мере осознавать потенциальные вербальные мысли-вирусы, а также невысказанные допущения и предположения.
В этой книге представлены лишь первые попытки потенциального применения паттернов Фокусов языка. Эти паттерны создают действенную систему языковых моделей, применение которой способно привести к глубоким и всеобъемлющим изменениям. В ходе всей истории человечества данные паттерны являлись основным средством стимулирования и направления процессов социальных изменений, а также служили развитию коллективных моделей мира.

Следующий том Фокусов языка, в частности, будет посвящен тому, как исторические персонажи (Сократ, Иисус, Линкольн, Ганди, Эйнштейн и др. ) применяли подобные паттерны для создания религиозных, научных, политических и философских систем, на которых основан современный мир. Нам предстоит рассмотреть, с помощью каких средств эти деятели боролись с мыслями-вирусами, скрытыми за расизмом, насилием, экономическим и политическим угнетением и т. д.
Второй том Фокусов языка определит базовые стратегии, позволяющие использовать эти паттерны группами и последовательно. Также в нем будет исследована структура убеждений или стратегий убеждающего, с помощью которых мы формируем и оцениваем системы убеждений (подобно паттернам правдоподобного умозаключения Джорджа Ноля). Кроме того, вы увидите, как принципы, особенности и паттерны, описанные в данной книге, помогают: 1) выявлять и прорабатывать логические ошибки, ограничивающие убеждения и мысли-вирусы; 2) управлять ожиданиями и кривой Бандуры; 3) бороться с двойными связями и т. д.
Послесловие
Я надеюсь, вы получили удовольствие от путешествия в мир Фокусов языка. Если вас заинтересовала возможность более глубокого исследования данных паттернов или других аспектов нейро-лингвистического программирования, существует множество дополнительных источников информации и средств дальнейшего развития и применения понятий, стратегий и навыков, описанных в этой книге.
Университет НЛП — организация, которая ставит своей задачей проведение тренингов высочайшего класса по основному и усовершенствованному курсу НЛП, а также обеспечивает развитие новых моделей и способов применения НЛП в различных областях здоровья, бизнеса и управления, творчества и педагогики. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в Калифорнийском университете (Санта-Крус), в рамках которых читаются разнообразные курсы по навыкам НЛП, включая языковые паттерны Фокусов языка.
За информацией обращайтесь:
NLP University
Р. О. Box 1112
Ben Lomond, California 95005
Тел.: (831)3363457
Факс: (831)3365854
E-mail: Teresanlp@aol.com
Homepage: http: //www.nlpu.com
Помимо ведения курсов в Университете НЛП я много езжу по другим странам, представляя семинары и отдельные программы, посвященные различным аспектам НЛП и Фокусов языка. Я также написал много других книг, компьютерных программ и аудиокурсов, основанных на принципах и определениях НЛП.
Например, недавно я закончил работу над несколькими компьютерными курсами по моделированию стратегий гениальности: От видения к действию (Vision to Action), Стратегия воображения (Imagineering Strategy) и Путешествие к гениальности (Journey to Genius Adventure).
За более полной информацией об этих компьютерных программах, расписании моих семинаров или других источниках информации по НЛП обращайтесь:
Journey to Genius
Р. О. Box 67448
Scotts Valley, CA 95067-7448
Тел.: (831)4388314
Факс: (831)4388571
E-mail: info@journeytogenius. com
Homepage: http: //www. journeytogenius.com


Приложение
Модель ROLE
Термин модель ROLE был изобретен Робертом Дилтсом в 1987 г. для того, чтобы описать четыре основных элемента НЛП, входящих в моделирование когнитивных стратегий. Задача процесса ROLE заключается в том, чтобы идентифицировать существенные элементы мышления и поведения, с помощью которых можно добиться определенной реакции или результата. Это включает определение критических этапов психической стратегии и той роли, которую каждый этап играет в общей неврологической программе.

В определении этой роли участвуют четыре следующих фактора, первые буквы которых составляют аббревиатуру ROLE: репрезентативные системы (representational systems), ориентация (orientation), связи (links), эффект (effect).
Репрезентативные системы связаны с тем, какие из пяти чувств доминируют на том или ином мыслительном этапе стратегии, и подразделяются на визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (тактильная чувствительность), обонятельную (обоняние) и вкусовую (вкусовая чувствительность) (1).
Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие определенных базовых качеств переживаний. Сюда входят такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление и т. д. Эти качества в НЛП получили название субмодальности, поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.
 
1. Наши репрезентативные системы, связанные с пятью чувствами
 
Ориентация связана с тем, направлена ли конкретная сенсорная репрезентация на внешний мир или вовнутрь, на вспоминаемые или конструируемые переживания (2). Например, если вы видите что-либо, находится ли этот объект во внешнем мире, в вашей памяти или в вашем воображении?
 
2. Виды ориентации
 
Связи относятся к тому, как тот или иной шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. К примеру, связано ли то, что мы видим во внешнем окружении, с внутренними ощущениями, вспоминаемыми образами, словами? Связано ли данное ощущение с конструируемыми образами, воспоминаниями о звуках или другими ощущениями?
Репрезентации могут быть связаны одним из двух способов: последовательно или одновременно. Последовательные связи (3) служат якорями, или триггерами, так что одна репрезентация следует за другой в линейной цепочке событий.


Одновременные связи проявляются в так называемой синестезии (4), при которой происходит пересечение сенсорных репрезентаций. Определенные качества ощущений могут быть связаны с определенными качествами образов, например визуализация формы звука или слуховое ощущение цвета.
 
4. Синестезические связи
 
Разумеется, оба эти вида связей являются существенными для мышления, обучения, творчества и общей организации наших переживаний (5).
 
5. Два вида связей
 
Эффект относится к результатам, последствиям или задаче каждого этапа мыслительного процесса (6). Например, функцией этих этапов может быть создание сенсорной репрезентации, проверка или оценка той или иной репрезентации, изменение какой-либо части переживания или поведения в связи с сенсорной репрезентацией.
 
6. Функции этапов мыслительного процесса
 
Физиологические ключи: превращение ROLE в BAGEL
Элементы модели ROLE имеют отношение прежде всего к когнитивным процессам. Однако для осуществления этих ментальных программ необходимы определенные физические усилия и физиологические процессы. Эти соматические реакции играют важную роль при передаче или развитии определенных психических процессов, а также для их внешнего наблюдения и подтверждения. В число первичных поведенческих элементов, участвующих в моделировании ROLE, входят:
— поза (body posture);
— ключи доступа (accessing cues);
— жесты (gestures');
— движения глаз (eye movements');
— языковые паттерны (language patterns).
1. Поза (В)
Обычно люди, находясь в состоянии глубокой задумчивости, принимают закономерные, привычные позы. Эти позы могут
немало рассказать о репрезентативной системе, которую использует данный человек. Вот несколько типичных примеров:
A. Визуальная репрезентативная система: наклон назад, голова поднята вверх, плечи подняты или ссутулены, дыхание поверхностное.
Б. Аудиальная репрезентативная система: тело наклонено вперед, голова поднята вверх, плечи отведены назад, руки сложены.
B. Кинестетическая репрезентативная система: голова и плечи опущены, дыхание глубокое.
2. Ключи доступа (А)
В процессе размышления люди с помощью целого ряда способов, или ключей вызывают определенные типы репрезентаций. В число этих ключей входят частота дыхания, невербальные ворчание и стоны, выражение лица, щелканье пальцами, почесывание головы и т. д. Некоторые из них носят индивидуальный характер и нуждаются в калибровке применительно к конкретному человеку. Однако многие из ключей ассоциируются с определенными сенсорными процессами:
A. Визуальная репрезентативная система: частое неглубокое дыхание, прищуривание глаз, высокий тон голоса, ускоренный темп речи.
Б. Аудиальная репрезентативная система: грудное дыхание, нахмуренные брови, меняющиеся тон голоса и темп речи,
B. Кинестетическая репрезентативная система: глубокое брюшное дыхание, низкий голос с придыханием, медленный темп речи,
3. Жесты (G)
Нередко люди с помощью жестов или прикосновений указывают на тот орган чувств, который участвует в процессе мышления. Вот типичные примеры таких жестов:
А. Визуальная репрезентативная система: дотрагиваются до глаз или указывают на них.
Б. Аудиальная репрезентативная система: Указывают на уши, жестикулируют в этой области; дотрагиваются до губ или челюсти.
В. Кинестетическая репрезентативная система: дотрагиваются до грудной клетки и области желудка; жестикулируют ниже уровня шеи.
4. Движения глаз (Е)
Автоматические, неосознанные движения глаз нередко сопровождают определенные мыслительные процессы, указывая на доступ к одной из репрезентативных систем. В НЛП эти ключи классифицированы следующим образом (7):

5. Языковые паттерны (L)
Основным методом нейро-лингвистического анализа является поиск определенных лингвистических паттернов, таких как предикаты, которые указывают на ту или иную неврологическую репрезентативную систему или субмодальность, а также на то, как эта система или качество используются в общей мыслительной программе. Предикаты представляют собой слова, — глаголы, наречия и прилагательные, — которые указывают на действия или качества, а не на предметы. Выбор этой категории языка обычно осуществляется на бессознательном уровне; таким образом, она отражает неосознаваемые структуры, лежащие в ее основе. Ниже приводится ряд распространенных предикатов, соответствующих определенным репрезентативным системам:



Содержание раздела