— выявлять внутренние стратегии, с помощью которых мы оцениваем реальность, а также формируем и обновляем собственные убеждения;
— исследовать способы построения ментальных карт, позволяющих формировать ожидания, устанавливать причинно-следственные связи и определять значение нашего опыта;
- осознавать влияние внутреннего состояния на наши убеждения и установки;
- подстраиваться к естественному процессу изменения убеждений;
- лучше понимать воздействие языка и убеждений на формирование различных уровней нашего опыта;
- в большей мере осознавать потенциальные вербальные мысли-вирусы, а также невысказанные допущения и предположения.
В этой книге представлены лишь первые попытки потенциального применения паттернов Фокусов языка. Эти паттерны создают действенную систему языковых моделей, применение которой способно привести к глубоким и всеобъемлющим изменениям. В ходе всей истории человечества данные паттерны являлись основным средством стимулирования и направления процессов социальных изменений, а также служили развитию коллективных моделей мира.
Следующий том Фокусов языка, в частности, будет посвящен тому, как исторические персонажи (Сократ, Иисус, Линкольн, Ганди, Эйнштейн и др. ) применяли подобные паттерны для создания религиозных, научных, политических и философских систем, на которых основан современный мир. Нам предстоит рассмотреть, с помощью каких средств эти деятели боролись с мыслями-вирусами, скрытыми за расизмом, насилием, экономическим и политическим угнетением и т. д.
Второй том Фокусов языка определит базовые стратегии, позволяющие использовать эти паттерны группами и последовательно. Также в нем будет исследована структура убеждений или стратегий убеждающего, с помощью которых мы формируем и оцениваем системы убеждений (подобно паттернам правдоподобного умозаключения Джорджа Ноля). Кроме того, вы увидите, как принципы, особенности и паттерны, описанные в данной книге, помогают: 1) выявлять и прорабатывать логические ошибки, ограничивающие убеждения и мысли-вирусы; 2) управлять ожиданиями и кривой Бандуры; 3) бороться с двойными связями и т. д.
Послесловие
Я надеюсь, вы получили удовольствие от путешествия в мир Фокусов языка. Если вас заинтересовала возможность более глубокого исследования данных паттернов или других аспектов нейро-лингвистического программирования, существует множество дополнительных источников информации и средств дальнейшего развития и применения понятий, стратегий и навыков, описанных в этой книге.
Университет НЛП — организация, которая ставит своей задачей проведение тренингов высочайшего класса по основному и усовершенствованному курсу НЛП, а также обеспечивает развитие новых моделей и способов применения НЛП в различных областях здоровья, бизнеса и управления, творчества и педагогики. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в Калифорнийском университете (Санта-Крус), в рамках которых читаются разнообразные курсы по навыкам НЛП, включая языковые паттерны Фокусов языка.
За информацией обращайтесь:
NLP University
Р. О. Box 1112
Ben Lomond, California 95005
Тел.: (831)3363457
Факс: (831)3365854
E-mail: Teresanlp@aol.com
Homepage: http: //www.nlpu.com
Помимо ведения курсов в Университете НЛП я много езжу по другим странам, представляя семинары и отдельные программы, посвященные различным аспектам НЛП и Фокусов языка. Я также написал много других книг, компьютерных программ и аудиокурсов, основанных на принципах и определениях НЛП.
Например, недавно я закончил работу над несколькими компьютерными курсами по моделированию стратегий гениальности: От видения к действию (Vision to Action), Стратегия воображения (Imagineering Strategy) и Путешествие к гениальности (Journey to Genius Adventure).
За более полной информацией об этих компьютерных программах, расписании моих семинаров или других источниках информации по НЛП обращайтесь:
Journey to Genius
Р. О. Box 67448
Scotts Valley, CA 95067-7448
Тел.: (831)4388314
Факс: (831)4388571
E-mail: info@journeytogenius. com
Homepage: http: //www. journeytogenius.com
В определении этой роли участвуют четыре следующих фактора, первые буквы которых составляют аббревиатуру ROLE: репрезентативные системы (representational systems), ориентация (orientation), связи (links), эффект (effect).
Репрезентативные системы связаны с тем, какие из пяти чувств доминируют на том или ином мыслительном этапе стратегии, и подразделяются на визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (тактильная чувствительность), обонятельную (обоняние) и вкусовую (вкусовая чувствительность) (1).
Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие определенных базовых качеств переживаний. Сюда входят такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление и т. д. Эти качества в НЛП получили название субмодальности, поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.
1. Наши репрезентативные системы, связанные с пятью чувствами
Ориентация связана с тем, направлена ли конкретная сенсорная репрезентация на внешний мир или вовнутрь, на вспоминаемые или конструируемые переживания (2). Например, если вы видите что-либо, находится ли этот объект во внешнем мире, в вашей памяти или в вашем воображении?
2. Виды ориентации
Связи относятся к тому, как тот или иной шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. К примеру, связано ли то, что мы видим во внешнем окружении, с внутренними ощущениями, вспоминаемыми образами, словами? Связано ли данное ощущение с конструируемыми образами, воспоминаниями о звуках или другими ощущениями?
Репрезентации могут быть связаны одним из двух способов: последовательно или одновременно. Последовательные связи (3) служат якорями, или триггерами, так что одна репрезентация следует за другой в линейной цепочке событий.