Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковые средства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний. Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма даже если. Этот паттерн заключается в простой замене слова но на фразу даже если в любом предложении, где слово но уменьшает или обесценивает позитивное переживание.
Задание
Попробуйте использовать его по следующей схеме:
1. Найдите утверждение, в котором позитивное переживание обесценивается словом но.
Пример: Я нашел выход из проблемной ситуации, но она может повториться вновь.
2. Замените но на даже если и посмотрите, на чем сфокусируется ваше внимание.
Пример: Я нашел выход из проблемной ситуации, даже если она может повториться вновь.
Эта структура позволяет нам удерживать внимание на позитивных моментах, сохраняя при этом взвешенную точку зрения. Данный прием оказался очень эффективным в работе с теми, кто склонен к использованию паттерна Да, но... .
ФРЕЙМЫ И РЕФРЕЙМИНГ
Фреймы
Фрейм, или психологическая рамка, связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм устанавливает рамки и ограничения при взаимодействии человека с окружающим миром. Фреймы оказывают огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняют функцию расстановки акцентов в этих переживаниях и направляют наше внимание. Неприятное переживание, к примеру, может охватить нас целиком, если воспринимать его во фрейме пяти минут непосредственно после события.
Однако на фоне всей прожитой жизни это же переживание может показаться вполне банальным. Фреймы придают большую продуктивность взаимодействию, поскольку определяют то, какая информация и какие темы соответствуют или не соответствуют его цели.
Повседневным примером использования фреймов является временной фрейм. Поместив встречу или выполнение упражнения во фрейм десяти минут, мы в значительной мере предопределяем объем того, что нам удастся сделать в этом временном промежутке. Временные ограничения определяют объекты внимания, темы и предметы, уместные для обсуждения, а также тип и меру приложенных усилий. Совсем иную динамику задаст для той же встречи или выполнения упражнения временной фрейм размером, скажем, в час или в три часа. Краткосрочные фреймы заставляют нас концентрироваться на актуальных задачах, тогда как более долгосрочные фреймы открывают возможность параллельно развивать отношения.
Если для деловой встречи установить лимит 15 минут, разговор будет почти наверняка ориентирован на конкретные задачи и едва ли превратится в исследовательский мозговой штурм без определенного итога.
В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм результат*, фрейм как если бы и фрейм обратная связь в противовес ошибке. Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимания на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния (3).
Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы (табл. 1). Фрейм проблемы основное значение придает тому, что неправильно или нежелательно, а не тому, что желательно или необходимо.
В этом случае внимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске их причин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться на желаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее.
3. Фреймы направляют внимание и влияют на интерпретацию событий
Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием негативных слов — на позитивные описания. С точки зрения НЛП, любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, вырасти или научиться чему-нибудь. При таком подходе все проблемы предполагают благоприятный исход.
Если человек говорит: Моя проблема заключается в том, что я боюсь неудачи, — можно предположить, что скрытая цель говорящего — получить уверенность в том, что он достигнет успеха. Точно так же, если проблема в том, что прибыль падает, вероятным желаемым результатом является рост прибыли.
Часто люди непреднамеренно формулируют результат в негативной форме: Я хочу перестать стесняться, Я хочу бросить курить и т. д. Подобным образом мы концентрируем внимание на проблеме и, как это ни парадоксально, в скрытой форме высказываемся в ее пользу. Неотъемлемой частью мысли Хочу перестать быть трусом является утверждение быть трусом. Устанавливая фрейм результата, мы спрашиваем себя: Чего ты хочешь? или Что бы ты чувствовал, если бы не был таким трусом?
Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и их причины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемого состояния. В противном случае, исследование симптомов и причин не приведет ни к какому решению.
Если же информация собирается в связи с результатом или желаемым состоянием, решения могут найтись, даже если сама проблема останется не до конца изученной.
Другие фреймы НЛП используют тот же принцип. Фрейм как если бы заставляет нас действовать так, будто желаемое состояние или результат уже достигнуты. Фрейм обратная связь в противовес ошибке дает возможность интерпретировать видимые проблемы, симптомы или ошибки как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.
Вероятно, основная функция вербальных паттернов Фокусов языка — помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи, и 3) с фрейма невозможности на фрейм как если бы. Описанные выше ситуации с женщиной-полицейским, психиатром, доктором, тренером и т. д. являются иллюстрациями изменения фрейма, в котором происходит восприятие некоторых обстоятельств или событий. Психиатр, доктор, заботливый дядя, мать и тренер — каждый из них помог своему партнеру изменить восприятие проблемной или ошибочной ситуации так, чтобы она находилась во фрейме результата или обратной связи. Переключение внимания с проблемы на результат позволило героям открыть для себя новые возможности. (Даже то, что женщина-полицейский выдала себя за мастера из телеателье, является метафорическим способом переключения на фреймы результата и обратной связи: в этом случае акцент был сделан на ремонт, а не на избавление от ненужных вещей. )
Изменение результатов
Мы уже говорили о том, что цель направляет деятельность. Это значит, что результат сам по себе создает фрейм, определяющий, что именно будет восприниматься как подходящее, удачное и попадающее внутрь фрейма, а что будет отметаться
Фрейм результата в сравнении с фреймом проблемы
Фрейм результата |
Фрейм проблемы |
Чего ты хочешь? Как этого достичь? Что для этого необходимо? |
В чем проблема? Почему это является проблемой? Что ее вызвало? Чья в том вина? |
как не имеющее отношения к делу, бесполезное и находящееся вне фрейма. Для участников мозгового штурма, к примеру, желаемым результатом являются новые, оригинальные идеи. По отношению к этому результату уместными и ценными могут оказаться неожиданные аналогии, грубые шутки, глупые вопросы и прочие странности в поведении.
Напротив, попытки использовать уже имеющиеся решения и стратегии, стремление реально смотреть на вещи окажутся неуместными и бесполезными.
В то же время, если бы деловая встреча представляла собой не мозговой штурм, а последний этап переговоров с важным клиентом, желаемым результатом было бы достижение согласия по основным вопросам производства и доставки определенного продукта. Маловероятно, чтобы в этом случае неожиданные аналогии, грубые шутки, глупые вопросы и ненормальное поведение оказались уместными и полезными делу (разумеется, кроме тех ситуаций, когда переговоры заходят в тупик, для выхода из которого требуется небольшой мозговой штурм).
Точно так же действия, которые мы считаем соответствующими цели лучше узнать друг друга, будут отличаться от действий, ведущих к результату уложиться в жесткие сроки. Таким образом, изменение результата, являющегося центром внимания в той или иной ситуации, способно изменить наши суждения и наше восприятие того, что уместно и значимо в данной ситуации.
Паттерн другого результата представляет собой высказывание, которое переключает внимание человека на задачу, отличную от подразумеваемой в том или ином суждении или обобщении. Цель данного паттерна — подвергнуть сомнению (или подтвердить) уместность данного суждения или обобщения.
К примеру, представим себе участника семинара, который выполнил какое-то упражнение и огорчился, не добившись ожидаемых результатов. Нередко это происходит потому, что желаемый результат — выполнить задание в совершенстве. Этой формулировке соответствует умозаключение: