d9e5a92d

Изменение убеждений естественным путем


(Что вы можете потерять или что может пойти не так, если вы получите то, чего хотите?)
Получить то, чего я хочу, будет означать для меня__________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что плохого для вас или других людей в том, что вы получите то, чего хотите?)
Из-за того, что_________________________________________________________________
_______________________________________________________все остается по-прежнему.
(Что мешает ситуации измениться?)
Если я получу то, чего хочу, то_______________________________
(Какие проблемы может вызвать то, что вы добьетесь того, чего хотите?) Ситуация никогда не изменится, потому что________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Какие ограничения или препятствия удерживают ситуацию е нынешнем состоянии?)
Я не могу получить то, чего хочу, потому что______________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что мешает вам получить то, чего вы хотите?)
Невозможно получить то, чего я хочу, потому что___________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что делает для вас невозможным получить то, чего вы хотите?)
Я не способен получить то, чего хочу, поскольку____________________________________
_____________________________________________________________________________
(Какой личностный недостаток мешает вам получить желаемый результат?)
Лучше уже не будет, потому что__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что будет всегда мешать вам добиться успеха?)
Я всегда буду ощущать наличие этой проблемы, потому что__________________________
_____________________________________________________________________________
(Какой неизменный фактор мешает вам достичь результата!)
Неправильно хотеть измениться, потому что_______________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что делает ваше желание измениться неправильным или неуместным?)
Я не заслуживаю того, чтобы получить желаемое, потому что_________________________
_____________________________________________________________________________
(Что вы такого сделали или не сделали, из-за чего вы недостойны того, чтобы получить желаемое?)
Создание противоположных примеров
Задание
Выберите убеждение (комплексный эквивалент или причинно-следственную связь), с которым вам хотелось бы поработать, и запишите его в местах пропусков.
(А)___________________________________________________________________________
потому что (Б)________________________________________________________________
Например, (А) Я не способен научиться работать на компьютере, потому что (Б) я не обладаю техническим складом ума.
Для того чтобы определить противоположные примеры, нам потребуется (1) найти случаи, в которых присутствовало бы А, но не Б, т. е. когда люди без технического склада ума успешно овладевали бы навыками работы на компьютере. Кроме того, можно установить противоположные примеры через (2) поиск случаев, в которых присутствовало бы Б, но не А, т. е. когда технически ориентированные люди не смогли обучиться работе на компьютере. Вот пара других примеров.
Я никогда не добьюсь успехов в учебе, потому что я не способен к обучению.
1. Бывали ли случаи, когда люди не добивались успехов в учебе, несмотря на то, что у них были способности к обучению? (т. е. люди не воспользовались тем преимуществом, которое у них было)
2. Бывали ли случаи, когда люди, не способные к обучению (например, Альберт Эйнштейн), все-таки достигали успеха в науке? Я не заслуживаю того, чтобы добиться желаемого, потому что приложил к этому слишком мало усилий.
1. Можете ли вы привести пример человека, который не заслуживал того, к чему стремился, даже если приложил к этому массу усилий? (например, воры или наемные убийцы, потратившие массу сил на свои преступления)


2. Можете ли вы привести пример человека, который не затратил никаких усилий (например, новорожденный ребенок) и все же заслуживал того, чего хотел?
Можете попробовать найти противоположные примеры в вашем личном опыте или в том, что было достигнуто другими. Действия и достижения других людей обычно дают нам предстHвление о том, что нечто в принципе возможно или желательно. Противоположные примеры, которые можно обнаружить в нашем повседневном опыте, убеждают нас в том, что мы обладаем необходимыми способностями и заслуживаем желаемого результата.
Как правило, если нам удается найти хотя бы одного человека, которому удалось совершить нечто невозможное, это уже дает основу для надежды и ожидания результата, укрепляя нашу уверенность в том, что желаемая цель в принципе достижима. Если пример этому находится в нашем собственном жизненном опыте, это еще один шаг вперед, укрепляющий нашу уверенность не только в возможности чего-либо, но и в том,
что мы уже до некоторой степени способны достичь этого, т. е. укрепляется наше ожидание самоэффективности.
Если удалось найти значимый противоположный пример, его следует представить человеку, борющемуся с ограничивающим убеждением. Помните, что цель поиска противоположных примеров, как и Фокусов языка в целом, заключается не в том, чтобы порицать или унижать человека за ограничивающие убеждения, а в том, чтобы помочь ему расширить и обогатить свою карту мира, а также переключить восприятие с фрейма проблемы или ошибки на фрейм результата или обратной связи.
К примеру, если ребенок говорит, что никогда не научится кататься на велосипеде, потому что все время падает с него, реакция родителей может быть следующей: Ты же совсем недавно продержался на нем целых 10 футов! А значит, ты не все время падаешь с него. Продолжай тренироваться, и научишься держать равновесие еще дольше. Этот противоположный пример получен путем мы разделения переживания ребенка и сужения фрейма его восприятия до моментов успеха. Поскольку источником для примера послужило поведение ребенка, можно ожидать, что таким образом мы укрепим его уверенность в собственных силах.

Ребенок будет готов поверить в то, что действительно способен удержаться на велосипеде.
Реплика со стороны родителей может быть и такой: Помнишь, как твой брат все время падал, когда учился кататься на велосипеде? А теперь он ездит легко и с удовольствием. Для того чтобы научиться, сначала приходится падать. В этом случае противоположный пример создан путем объединения, расширения фрейма с указанием на достижения других.

Таким способом можно укрепить уверенность ребенка (или ожидание результата) относительно того, что можно научиться кататься на велосипеде, даже если ты все время падаешь с него. Ребенок будет готов усомниться в том, что падение в конечном итоге означает неспособность научиться.
Оба противоположных примера помогают переместить ограничивающее обобщение Я никогда не научусь кататься на велосипеде, потому что все время падаю с него из фрейма ошибки во фрейм обратной связи.
ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ
Изменение убеждений естественным путем
Задача всех паттернов Фокусов языка, которые мы рассматривали до сих пор, — сделать нас более восприимчивыми к вере в собственные цели, ценности, возможности и в самих себя. Они также могут помочь провести рефрейминг негативных обобщений, подвергнуть сомнению ограничивающие оценочные суждения и высказывания. Паттерны Фокусов языка представляют собой простые, но эффективные вербальные структуры, которые помогают нам создавать новые, расширяющие наши возможности убеждения и изменять убеждения, ограничивающие нас.

Они являются действенными инструментами изменения убеждений в общении.
Людям свойственно думать, что процесс изменения убеждений — дело сложное и трудоемкое, сопровождающееся конфликтами и борьбой. Тем не менее факт остается фактом: на протяжении жизни каждый из нас самым естественным и спонтанным образом создает и отметает за ненадобностью сотни, если не тысячи убеждений. Вероятно, трудность заключается в том, что при попытке сознательно изменить свои убеждения мы их подавляем, не одобряем, критикуем, тем самым нарушая естественный цикл изменения убеждений.

В то же время, если принять во внимание этот цикл и подстроиться под него процесс изменения убеждений может пройти на удивление легко и просто.
Я потратил немало времени на изучение и моделирование естественного процесса изменения убеждений. В течение последних двадцати лет я работал с множеством людей, как индивидуально, так и на семинарах, и был свидетелем порой невероятных последствий того, как люди избавлялись от прежних, ограничивающих убеждений и приобретали новые, расширяющие их возможности. Этот переход нередко оказывается одновременно стремительным и плавным.
Видел я и как мои дети (на момент написания этой книги одному из них исполнилось 8, другому — 10 лет) за свою недолгую жизнь изменили множество потенциально ограничивающих убеждений и создали множество обогащающих. Вероятно, важнее всего то, что они сделали это, не прибегая к помощи психотерапии или лекарственных средств (несмотря на то, что паттерны Фокусов языка и помощь ментора нередко оказываются весьма полезными). Ограничивавшие их убеждения касались самых разнообразных предметов и занятий. В числе этих убеждений были следующие:



Содержание раздела