d9e5a92d

Цикл изменения убеждений


Я никогда не научусь кататься на велосипеде.
Я ничего не понимаю в математике.
Я не переживу этой боли.
Мне слишком трудно научиться кататься на лыжах.
Учиться играть на пианино (или разучивать эту песенку)
слишком скучно и неинтересно. Я плохо играю в бейсбол. Я не могу научиться раскачиваться на качелях.
В определенные моменты жизни мои дети действительно говорили все это. Они настолько верили в собственные слова, что почти теряли надежду на успех. В крайних случаях подобные убеждения приводят к тому, что человек может опустить руки и никогда больше не браться за какое-либо занятие или уже не получать от него удовольствия.
Однако моим детям удалось изменить свои убеждения с помощью естественного циклического процесса, в ходе которого они становились готовыми усомниться в ограничивающем убеждении и поверить в собственный успех. На основе этого процесса я сформулировал то, что получило название цикл изменения убеждений (Strategies of Genius, Volume III, 1995).
Цикл изменения убеждений
Естественный цикл изменения убеждений можно сравнить со сменой времен года. Новое убеждение подобно семечку, посаженному весной. К лету выросшее из него растение набирает силу, крепнет и укореняется. В процессе своего развития ему иногда приходится бороться за существование с другими растениями или сорняками, которые росли в саду и до него.

Для этого новому растению может потребоваться помощь садовника, который защитит его от сорняков или удобрит почву.
Подобно растениям осенью, рано или поздно убеждение выполняет свою функцию и начинает стареть и увядать. Однако плоды убеждения (его позитивные намерения и цели) пожинаются, отделенные от всего ненужного. В итоге зимой отжившие свое убеждения исчезают, чтобы дать возможность начаться новому циклу.
Готовясь к различным этапам своей жизни или карьеры, мы снова и снова повторяем этот цикл, начиная с 1) желания поверить в то, что мы способны успешно и искусно справиться с новой ситуацией. Вступив в новый этап и получив необходимые для его преодоления уроки, мы 2) готовы поверить в то, что способны достичь успеха. Подтверждение способностей 3) укрепляет наше убеждение в том, что мы удачливы, находчивы и делаем именно то, что нам нужно.
Иногда новое убеждение вступает в конфликт с уже существующими ограничивающими убеждениями, противоречащими какому-либо новому обобщению или суждению. Нередко в роли мешающих убеждений выступают обобщения, которые в прошлом служили нам опорой или защитой, поскольку определяли казавшиеся тогда необходимыми для выживания или безопасности ограничения и приоритеты. В результате осознания того, что тот период в жизни или в работе остался позади, у нас возникает 4) готовность усомниться в том, что связанные с ним ограничения и принятые решения все еще важны, приоритетны и справедливы.
Став способными двигаться вперед, к новому этапу жизни или работы, мы можем оглянуться и увидеть, что то, что казалось важным и истинным, более таковым не является, и в значимость тех или иных вещей 5) мы верили прежде. Можно сохранить полезные на нынешнем этапе убеждения и способности, но следует отдавать себе отчет в том, что наши ценности, приоритеты и убеждения уже изменились.
Стоит только задуматься над теми изменениями, через которые каждому из нас довелось пройти в детстве, отрочестве и на разных этапах взрослой жизни, и вы найдете множество примеров подобного цикла. Начиная и заканчивая отношения с людьми, работу, дружеские отношения, партнерство и т. д., мы создаем новые убеждения и ценности и освобождаемся от них, едва ступив на новый отрезок жизненного пути. Рассмотрим основные стадии этого цикла.
1. Желание поверить
Желание поверить связано с нашими ожиданиями и мотивами, касающимися нового убеждения. Когда мы хотим поверить во что-либо, обычно это происходит, так как нам кажется, что новое убеждение приведет к позитивным последствиям в нашей жизни. Желание поверить во что-либо подразумевает также признание того, что мы в это еще не верим.

Новое убеждение должно быть еще соотнесено со стратегией реальности или критериальными соответствиями, необходимыми для того, чтобы знать, что мы в полной мере интегрированы в имеющуюся у нас модель мира.


2. Формирование готовности к принятию убеждения
Формирование готовности к принятию убеждения — захватывающий и продуктивный процесс, как правило, сопровождающийся чувством свободы и исследовательского азарта. Когда мы готовы поверить, мы еще не полностью уверены в справедливости нового убеждения. Скорее, мы собираем и оцениваем свидетельства, которые могли бы его подкрепить. Готовность к принятию убеждению подразумевает полное принятие фреймов результата, обратной связи и фрейма как если бы.

Мы знаем, что еще ни в чем не убеждены, но рассуждаем следующим образом: Может быть, это возможно, Это может произойти, Какой стала бы моя жизнь, если бы я принял это новое убеждение?, Что мне необходимо услышать, увидеть или почувствовать, чтобы убедиться в ценности и полезности нового убеждения?.
3. Имеющееся убеждение
Обобщения, в которые мы верим в данный момент, составляют актуальную для нас систему убеждений. Во что бы мы ни верили (позитивно или негативно, расширяя или ограничивая свои возможности), мы полностью доверяем этому убеждению как текущей реальности и совершаем поступки так, как если бы это убеждение соответствовало истине. Именно в этот момент убеждение приобретает свойства самоосуществления, связанные с верой во что-либо (как в случае с эффектом плацебо).

Когда мы верим во что-то, в нашем сознании не возникает ни вопросов, ни сомнений.
Нередко при первой попытке принять новое убеждение возникает конфликт между новым и уже существующими убеждениями. Ребенок, который хочет поверить в то, что может научиться кататься на велосипеде, вынужден бороться с прежними обобщениями, к которым привел опыт неоднократного падения с велосипеда. Точно так же ребенок, который хочет поверить в то, что самостоятельно переходить улицу для него безопасно, должен сначала избавиться от убеждения, когда-то навязанного ему родителями: Нельзя переходить улицу одному, без помощи взрослого.
Конфликт убеждений — нередкое явление для тех случаев, когда мы всерьез собираемся поверить во что-то новое. Таким образом, попытка полностью принять новое убеждение
может привести к конфликтам и сопротивлению со стороны имеющейся системы убеждений.
4. Формирование готовности к сомнению
Для переоценки существующих убеждений и освобождения от тех из них, которые мешают принятию нового убеждения, необходимо быть готовым усомниться в существующем убеждении. Это переживание является составной частью готовности к принятию убеждения. Когда мы готовы к сомнению, мы думаем уже не об истинности нового убеждения, а о том, что какое-либо из давних убеждений могло уже утратить свою ценность. Мы рассуждаем следующим образом: Может быть, это убеждение неверно или перестало быть верным, Вероятно, уже не так важно или необходимо верить в это, Мне и прежде доводилось менять свои убеждения, Какие противоположные примеры могут заставить меня усомниться в старом убеждении?*, Если посмотреть на все это со стороны, какие новые возможности мне откроются?, С какой позитивной целью было связано это убеждение?

Есть ли другие способы добиться того же самого, которые в меньшей степени ограничивали бы мои возможности?.
Готовность к сомнению, как правило, подразумевает рефрейминг убеждений, сформулированных в терминах фрейма проблемы или ошибки, и заключение их во фреймы результата или обратной связи. Действенными вербальными средствами, позволяющими заключать в новые фреймы и подвергать сомнению конфликтующие убеждения, являются паттерны Фокусов языка.
5. Музей личной истории — воспоминания о том, во что мы верили
Когда мы перестаем во что-либо верить, это не означает, что у нас внезапно развивается амнезия и мы забываем, что обладали данным убеждением. Гораздо чаще происходит резкое изменение эмоционального и психологического подтекста этого убеждения. Мы помним, что верили в него прежде, но осознаем, что сегодня это убеждение не оказывает никакого значимого влияния на наши мысли или поведения — оно более не соответствует нашим критериям реальности.
По-настоящему изменив убеждение, мы больше не нуждаемся в дополнительных усилиях, чтобы отрицать или подавлять его. Наше отношение к нему напоминает скорее отношение к экспонатам исторического музея. Средневековое оружие и орудия пытки в стеклянной витрине не вызывают в нас страха, гнева или отвращения. Мы смотрим на них задумчиво и с любопытством, зная, что когда-то эти предметы служили людям, но с тех пор прошло немало лет.

На самом деле, важно помнить ошибки и ограничивающие убеждения наших предков, чтобы не повторять их.
Подобное происходит и с убеждениями, утратившими ценность. Мы знаем, что когда-то верили в них, но теперь уже не верим. Классическим примером является вера в Сайта-Клауса. Большинство взрослых (в тех странах, где отмечается Рождество) помнит, что в детстве верили в то, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе и в Сочельник мчится по небу на волшебных санях, чтобы раздать подарки детям всего мира. Если человек перестает верить в Санта-Клауса, это не значит, что он начинает гневно и неистово отрицать существование этого персонажа.

Гораздо чаще мы ностальгически вспоминаем о том, какую сказочную радость приносило это убеждение.



Содержание раздела