d9e5a92d

Серьезнейшие проблемы, связанные с общением


Давайте притворимся, что у вас, как специалистов в области общения, есть серьезнейшие проблемы, связанные с общением (смех в зале). Неважно, где именно они есть: в профессиональном общении, в личном, общении в семье... Обычно у психотерапевтов годам так к тридцати трем - тридцати пяти накапливается весь комплекс таких проблем. И я хотел бы, чтобы вы, каждый из вас, подумали о своей проблеме, связанной с общением...

Если она у вас есть, конечно... Если такой проблемы нет, то можно о ней и не думать... Я хотел бы, чтобы вы вспомнили конкретную ситуацию, связанную с такой проблемой, или ряд конкретных ситуаций, связанных с такой проблемой... Неважно даже, насколько точно вы сможете все это вспомнить, представить... Возможно, вы только поймете, что у вас может быть проблема в той сфере, о которой я говорю...

Хотя ее может и не быть...
Но если она все-таки есть, вообразите, что я вам предлагаю в этой связи довольно интересное задание... И довольно странное. Хотя, возможно, вам оно и не покажется странным. Задание такое: купить коробку с шоколадными батончиками и раздать все батончики из этой коробки случайным прохожим...

Вы должны именно раздать батончики, угостить случайных людей... При этом будут, наверное, определенные сложности...
Поскольку мозг работает быстро, давайте предположим, что вы уже выполнили это задание. Теперь мой вопрос к вам: а что вы получили, выполнив это задание? И что я хотел, чтобы вы поняли, выполняя это задание?

Сделайте это на сей раз в реальности, а не в воображении - то есть, вслух.
Ответ из зала: Я понял, что реальные конфликты не так сложны, как воображаемые.
: Очень хорошая трактовка, но хотелось бы ее дополнить.
Ответ из зала: Это была метафора насчет способов установления контакта.
: Очень близко, но это не все.
Ответы из зала: Ценен каждый человек. Что-то насчет умения поделиться с незнакомым.
: Это по-прежнему не все, но запомните это.
Ответы из зала: При общении самое сложное - момент вступления в контакт. Раздача батончиков - преодоление барьера первого контакта. Отдаешь батончик - получаешь огромный опыт, который ценнее материальных ценностей.
: И это верно, и это еще не все.
Ответы из зала: Я очень остро почувствовала взаимную зависимость людей друг от друга... Для меня это было метафорой контакта с подсознанием.
: Запомните это... Но меня интересуют и другие дополнения.
Ответы из зала: Человек должен понимать, что такое отдать. У меня была проблема избирательности - кому и как отдать, и я получил, пережил опыт реакции на такое мое действие.
: Запомните это... Подумайте о том, что осталось невысказанным еще что-то... И ответьте мне на тот вопрос, который был первым: а что вы все-таки взяли из задания для себя в плане решения вашей проблемы?
Ответ из зала: Я увидела весь спектр моих проблем.
: Остальные пока молчат... Я напомню вам, что вы уже выполнили задание, пусть в воображении... Каким способом вам это помогло?..

Может быть, вам это вообще не помогло?
Ответы из зала: Помогло!
: Помогло... Каким способом?
Реплика из зала: Это не вполне корректный вопрос. Если я не осознавал свою проблему...
: Вопрос предназначался тем, кто думал о конкретной проблеме в сфере взаимоотношений и о конкретном выполненном задании. Вопрос был к тем, кто пришел ко мне с выполненным заданием.
Ответ из зала: Я не хочу рассказывать детали, но я это сделала, и мне это помогло, и я теперь знаю, как себя вести. Это был очень четкий ответ.
: У кого-то еще был четкий ответ?
Ответы из зала: У меня бьшо даже несколько вариантов. Я поняла, что только брать - не очень хорошо. Я понял, что надо проявлять активность, действовать.
: Какую ценность вы нашли в этом задании?
Ответы из зала: Я проработал свою проблему на нескольких уровнях. Для меня это было метафорой определенного решения проблем. Здесь была пресуппозиция, что решение вообще возможно.

Это была модель общения - что, кому и когда отдавать.
: Мне бы хотелось, чтобы подняли руку те, кто абсолютно никакой ценности в этом задании не увидел, кто ничего не получил... (В зале поднята одна рука). Правильно ли я понял, что все остальные что-то вынесли из этого задания, нашли в нем какую-то ценность? (Возгласы и жесты согласия в зале).


Кстати, работа в воображении вместо работы с реальными объектами типична для эриксонианской терапии. Конечно, было бы забавнее, если бы вы реально выполнили это задание со всеми связанными с ним сложностями (особенно в условиях семинара)...
А теперь подумайте, как много трактовок вы дали... и как много ценного нашли... в абсолютно бессмысленном задании!
Реплика из зала: Почему это оно бессмысленное?
: Да потому, что я его придумал за три секунды до того, как дать вам. Я не вкладывал туда ни единой пресуппозиции, я не составлял метафору... Я только предоставил вам некую форму, обозначил рамку, и дал вам возможность самим наполнить эту форму содержанием, самим разрисовать картинку в этой рамке (долгая пауза в зале).
Вопрос из зала: А зачем нам-то надо было от этом говорить?
: Потому что это - описание техники, которая называется “неопределенная установка”.
Дайте возможность вашему пациенту самому найти решение - особенно там, где вы его не знаете либо не хотите искать. Дайте пациенту пространство, которое он мог бы сам заполнить своим уникальным содержанием. Это можно делать фрагментарно, через паузы в тексте внушения: “И мне хотелось бы, чтобы ты понял... (делает долгую паузу) что-то важное для себя”.

Или так можно: “Посмотри на облака... найди в них какие-то образы ... и подумай, как это тебе помогает”. Это - замена прямой рекомендации “решай свои проблемы сам!” Но это работает...
И я вас верну по времени немного назад - а какой умный ведущий у вас был... Почему же он был умным? А потому, что все время повторял: “Это еще не все, вы еще подумайте”. У этой техники есть и второй план: я знаю больше вас, я уже знаю ваше решение!

Я понимаю, правда, что подробным описанием этой техники мог изменить ваше отношение к себе на прямо противоположное (смех в зале).
У этой техники есть вариант из репертуара шаманов - “Работа с камнем”. Работать можно не только с камнем, с любым подручным предметом - веточкой, листом... Я применял эту технику с одним достаточно неконтактным мальчиком-подростком, у которого были большие трудности во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками, была какая-то философская интоксикация... Диагноз, в принципе, был ясен, но я хочу напомнить вам идею профессора В. В. Макарова - спросите себя: “Какие проблемы у этого человека?”, не спрашивайте: “Какие проблемы у этого шизофреника?”, и вам будет легче работать.

Хотя про нозологию помнить тоже нужно...
Тот мальчик получил от меня примерно такую инструкцию: “Сегодня, когда ты пойдешь домой, будь внимателен. .. Где-то по дороге ты найдешь камень, который каким-то образом тесно связан с твоими проблемами (да, проблемы в общении мальчика волновали). ..Яне хочу, чтобы ты брал первый попавшийся камень... Будь внимателен... Возможно, такой камень - всего один, ноя знаю, что ты его встретишь... Наверное, этот камень не должен быть округлым...

Мне кажется, что у него будут какие-то грани... Возможно, его
форма будет очень многообразной... Я хочу, чтобы ты обязательно его нашел прямо сегодня по дороге домой...
Для того, чтобы удостовериться, что этот камень действительно связан с твоей проблемой, возьми его в руки... Это позволит тебе очень точно понять, тот это камень или не тот... Для того, чтобы окончательно удостовериться в том, что это именно тот камень, который тебе нужен - поздоровайся с ним... Будь с ним вежлив, и когда придешь домой, обязательно вымой его... Положи его у себя в комнате...

Привыкни к нему и дай ему привыкнуть к себе...
Потом, когда ты дома окончательно успокоишься, возьми этот камень в руки так, чтобы видеть одновременно сразу три его поверхности... Найди такое положение камня, при котором тебе будут видны сразу три поверхности, когда ты держишь камень в руке... Подумай о том, что тебя беспокоит, и для поиска решения поверни к себе камень одной гранью. .. Знаешь, камень часто бывает с трещинами, напоминающими рисунок... Поверни камень так, чтобы ты действительно увидел рисунок на этой грани камня...

Запомни, что это был за рисунок...
(Для краткости изложения: аналогичная инструкция -искать рисунок - дается для всех трех граней камня).
Если тебе будет мало одного вечера, займись этим же завтра... Интересно, будут ли образы с камня присутствовать в твоих сновидениях... Я хочу, чтобы ты был внимателен к тому ответу, который ты получишь от камня...

Когда ты придешь ко мне послезавтра, ты обо всем расскажешь... Обо всем, что уже улучшилось за эти два дня...”
Такой вариант начала работы оказался достаточно эффективным и для установления контакта с пациентом, и для того, чтобы мальчик так и не попал в психиатрический стационар (хотя и остался весьма странным в поведении), и для достижения некоторых ближайших целей... Ну, например, ему надо было школу заканчивать, то есть читать учебники, а не книжки Гегеля.
.. .Область возможного применения неопределенной установки, конечно, не ограничивается психотерапией. Достаточно часто эта техника используется экстрасенсами (“А сейчас я направляю на вас биополе... Что вы чувствуете?”); и очень ярко она представлена в такой сфере, как гадание,

предсказание судьбы. Некоторые наши коллеги, кстати, весьма профессионально гадают на картах, а весь секрет их успеха - в том, чтобы, создав раппорт, умело сконструировать для клиента неопределенную установку позитивной направленности. Если хотите подстраховаться дополнительным заработком к пенсии, сделайте гадание своим хобби.
Для начала можно употребить готовые образцы (и хорошо бы их иметь в личной библиотеке). Вот, например, “Гадание на рунах” (руны - специальные карточки с символами ддя гадания). Восхититесь отточенностью формулировок:
“Это - время расходящихся путей. Старая кожа должна быть сброшена, изжившие себя отношения - прекращены. Требуемым действием здесь является подчинение и, вполне вероятно, отступление, сопровождаемое знанием, как и когда отступить, и твердостью воли, чтобы осуществить это.

С этой руной связана собственность, это знак приобретений и выигрышей. Однако выигрыши, “наследство” могут исходить от чего-то, с чем вы должны расстаться.”
Или такая формулировка: “Подвергаясь испытаниям, мы находим в себе силы преодолеть препятствия и предотвратить поражение, одновременно мы развиваем в себе отвращение к поведению, которое создает тяжелые ситуации. Кажется, на вашем пути есть препятствие, но задержка может оказаться благоприятной. Не следует слишком рваться вперед. Это не то время или ситуация, когда вы можете ощутить свое влияние.

Совет этого знака - терпение. Здесь требуется предвидение и настойчивость. Предотвращайте ожидаемые трудности с помощью правильных действий.

Мы не столько те, кто делает, сколько те, кто решает. Когда наше решение чисто, действие не требует усилий, потому что его поддерживает и усиливает Вселенная.”
И квинтэссенция: “Пустота - это конец. Пустота - это начало. Здесь Непознаваемое сообщает вам, что оно пришло в движение в вашей жизни.

В этой неполноценности содержится мощный потенциал. Пустая и одновременно полная содержания, она охватывает всю полноту бытия, все, что должно осуществиться. Благоприятствование происходящему и готовность к нему - требование этой руны.

Ведь как можно установить контроль над тем, что еще не оформилось? Эта Руна часто требует акта мужества, подобного прыжку в пустоту
с пустыми руками. Ее появление - прямое испытание вашей веры. С одной стороны, Чистая руна представляет собой кармические силы - полную сумму того, что вами свершено, и границы того, чем вы являетесь и станете.

С другой стороны, эта руна учит, что даже долги старой кармы смещаются и изменяются одновременно с тем, как изменяетесь и развиваетесь вы. Ничто не предопределено: нет ничего такого, чего нельзя было бы избежать.”
А в чем весь смысл рекомендаций? Продолжайте делать то, что у вас хорошо получается, но будьте внимательны и осторожны, чтобы вовремя заметить препятствие...



Содержание раздела