d9e5a92d

Вариант для больших групп


Шаг 3
Вовлекайтесь (ассоциируйтесь) по очереди в каждую из позиций, начиная с мечтателя. Проводите в них столько времени, сколько необходимо, чтобы добиться чистого состояния, прежде чем переходить к следующей позиции. В позиции мечтателя используйте только визуальное воображение, звуки и ощущения.

Внутренний диалог ненужен для творчества. В позиции практика, возьмите образы, созданные мечтателем, и переведите их в действия. Вовлекитесь (ассоциируйтесь) в участвующих лиц, чтобы реалистично почувствовать, как на них повлияют выработанные идеи.

С позиции критика снова и снова задавайте вопрос: “А что, если?”, пока не преодолеете все возможные проблемы и опасности.
Шаг 4
Перейдите в позицию наблюдателя и рассмотрите весь процесс творчества, происходящий в трех позициях. Заметьте признаки несогласованности (неконгруэнтности), ухода от ситуации и задач.
Шаг 5
Продолжайте переходить из одной позиции в другую, пока не будете удовлетворены выработанными идеями и согласованы (конгруэнтны) с ними.
Вариант для больших групп
Вместо перемещения по позициям восприятия, можно попросить каждую из групп занять одну из точек зрения и передавать информацию следующей группе. Для этого упражнения вам потребуются четыре смежных комнаты. В первой комнате будут мечтатели, задача которых-вырабатывать идеи и передавать их практикам во вторую комнату. Критики в третьей комнате берут идеи у практиков и передают их наблюдателям в четвертую комнату.

Наблюдатели не изменяют идей, а дают каждой группе обратную связь по тому, насколько они придерживаются ситуации и задач. Вдобавок им нужно извлекать и передавать качественную информацию о том, что выработала каждая из групп.
Стратегия Эйнштейна Большинство людей знают об Альберте Эйнштейне по его “теории относительности” (E=mc2). Чтобы прийти к этой формуле, Эйнштейну потребовалось много лет. Самая первая мысль по относительности пришла к нему в возрасте 16 лет, когда он замечтался во время урока математики в школе.

Он задал себе вопрос: “Как будет выглядеть мир, если сесть на конец луча света? И если держать в руке зеркало, можно ли будет увидеть свое отражение?”
Эйнштейна считают гением за его вклад в науку. Благодаря исследованиям Роберта Дилтса 2 стали известны творческие стратегии Эйнштейна, которые любой может изучить и использовать. Здесь я хочу дать вам один пример того, как стратегию мышления Эйнштейна можно использовать в процессе группового творчества.
Техника Эйнштейн предпочитал мыслить образами, а не словами. В чисто визуальном воображении нет тех ассоциаций, значений, правил и структуры, которые есть в словесной речи. Если вы мыслите словами, это уже влияет на качество и количество идей, которые вы можете выработать.

Словесный язык полезен, только когда мысли уже выработаны.
Кто-то может сказать, что он не видит картинок, или не воображает визуально. На самом деле эти люди визуализируют, но у них преобладают другие системы представления информации. У деловых людей очень часто встречаются развитая аудиальная система и внутренний диалог.

Их часто можно убедить такими словами: “Сейчас я попрошу вас вообразить зеленую обезьяну, играющую в баскетбол с пурпурно-желтым бегемотом. Вы можете это вообразить?” Конечно, они могут. Теперь пора визуализировать.
УПРАЖНЕНИЕ 12
Инструкции к этому упражнению просты. Сначала вам нужны рамки (фрейм) ситуации-несколько слов, описывающих проблему, и возможно, системная диаграмма, на которой показаны границы проблемы. Когда рамки определены, людей инструктируют мыслить только визуальными образами.

Им нужно успокоить свой внутренний диалог,-если он будет возникать, пусть они его отключают и сосредоточиваются на образах.
Позвольте воображению овладеть процессом мышления. Может помочь расслабляющая музыка, а дыхание верхней частью груди поможет вызвать визуальную модальность. Предложите им возможность лечь или закрыть глаза-как им удобнее всего. Дайте группе до 20 минут на эту технику. После этого попросите их свободно поделиться друг с другом идеями в группах по 3-5 человек.



Когда каждый человек объясняет свои идеи, другие участники группы задают ему вопросы, связанные с восприятием, идентичностью, ценностями и убеждениями. Например, какая идентичность полезнее всего для осуществления этой идеи? Какие ценности и убеждения нужны, чтобы это произошло?

Какие восприятия могут создаться у людей в связи с этой идеей?
Результаты можно записать, чтобы оценить их позже. Еще эту технику можно использовать для этапа мечтателя в стратегии Уолта Диснея.
Представление в виде рисунков В этой технике для поиска идей в глубинах подсознания используется рисование. Консультанты организаций используют рисование для того, чтобы человек раскрыл смысл своего восприятия проблемы. Здесь я объясню, как его можно использовать для раскрытия проблемного пространства.
УПРАЖНЕНИЕ 13
Объясните проблему группе и проведите 20-минутное обсуждение, охватив как можно больше разных точек зрения. Тем самым раскроется разнообразие данной проблемы. Дайте побольше листов бумаги формата А3 и А1, и много ручек разных цветов.

Цель в том, чтобы позволить уму свободно мыслить и вообразить, что может быть причиной проблемы. По мере возникновения идей они изображаются на рисунках. Объясните, что нет никаких ограничений в том, что рисовать.

Это могут быть рисунки предметов, людей, метафор или абстрактного смысла.
Иногда во время этого упражнения, когда человек сосредоточивается на рисовании, некоторые детали картинки входят в противоречие с субъективными взглядами на ситуацию. Не удивляйтесь, если люди будут настаивать на рисовании трех или больше картинок, потому что они переосмыслили и изменили свои мнения и предположения во время рисования. Когда все закончили рисовать, прикрепите картинки к стене и пусть группа рассмотрит каждую из картин, как будто в картинной галерее.

Расслабляющая музыка может помочь людям обдумать идеи, изображенные на рисунках.
После этого проведите открытое обсуждение представленных идей. В этом упражнении часто раскрываются разные восприятия проблемы,-и эти восприятия часто являются частью прорабатываемой проблемы.
Представление в виде моделей Эта техника похожа на представление в виде рисунков, только для выражения идей используется конструирование или моделирование. Может быть, детские строительные кирпичики, игрушечный конструктор, или пластилин для моделирования. Испробуйте и предложите на выбор несколько материалов для работы.

Объясните, что задача не в том, чтобы показать выдающееся мастерство в строительстве, а сконструировать, построить, слепить или изваять форму, которая представляет собой обсуждаемую проблему.
УПРАЖНЕНИЕ 14
Выполните ту же технику, что и в предыдущем упражнении, начав с краткого обсуждения для исследования разных точек зрения, затем дайте время на изготовление моделей, после этого проведите экскурсию по галерее искусств, и закончите открытым обсуждением. Будьте готовы к неожиданностям во время занятий такого типа. Могут всплыть на поверхность какие-то глубоко укоренившиеся восприятия, убеждения, обиды, вопросы морали и всевозможные вещи, которые до этого были замкнуты в подсознании.
Некоторым организациям может быть трудно хоть немного серьезно воспринять идеи, представленные в этом разделе по инновации. Этого и нужно ожидать, ведь организации, как и люди, находятся на разных стадиях развития, имея свои фильтры восприятия окружающего мира. Для смельчаков у меня есть два совета-предостережения:
 
1 Как бы вы ни решили измениться, чтобы стать более эффективным менеджером, обязательно сначала присоединитесь к вашей организации. Я заметил, что если выводить людей слишком далеко из их зоны удобства, они бунтуют. Это одна из причин, по которым нам всем трудно реализовать свой настоящий потенциал. Если вы собираетесь привести людей к чему-то лучшему, важно присоединиться к ценностям и убеждениям организации.

Радикальные и немедленные изменения могут смущать и отталкивать людей. Сохраняйте раппорт (взаимопонимание).
2 Что бы вы ни решили делать-поверьте в это в полном объеме. Будьте полностью конгруэнтны (согласованы) в ваших целях, намерениях и поведении. Вялая попытка, поддержанная шатким убеждением, не приведет вас туда, куда, как вам кажется, вы хотите попасть.

Если есть несогласованность, не предпринимайте действий, пока не разберетесь с ней.
Я не могу стоять на месте. Мне нужно исследовать и экспериментировать. Я вечно недоволен своей работой.

Меня возмущают ограничения собственного воображения.
Уолт Дисней
(1901-66)
Американский мультипликатор и режиссер
Эпилог К
сожалению, в жизни организаций часто встречается несправедливое отношение одного человека к другому из-за предположений о его поведении.  То, насколько часто плохая осведомленность, слабая острота восприятий и общее непонимание людей вызывают изменения к худшему в жизни людей, должно беспокоить лидеров бизнеса. Талант может существовать незамеченным в джунглях, где статус и власть ценятся больше вклада в работу и способностей.



Содержание раздела