d9e5a92d

Ну как, сделали?


б) о чем-то похожем и попятном.
Можете даже запретить ему сообщать вам о содержании.
2) Спросите, чем отличаются эти два его опыта. Пусть вас не волнует, чем они похожи главное то, чем один отличается от другого.
3) Когда у вас будут как минимум два различия, попросите партнера изменить замешательство, чтобы оно имело такие же характеристики, как и понимание.
4) Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что раньше приводило его в растерянность. Если 0,1 понимает, вы закончили. Если нет, вернитесь на шаг 2
и найдите еще несколько отличий. Продолжите до тех пор, пока он либо не поймет, либо не определит, какая конкретно нехватка информации препятствует полному пониманию. Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца.

И это нормально.
Ну как, сделали? И наверное, испытали удивление потому что то, по поводу чего вы только что испытывали замешательство, внезапно стало куда более ясным и понятным. Не удивляйтесь так происходит всегда, когда в работе с субмодальностным переносом вы правильно определяете "эталон" и точно переносите ключевые его характеристики на опыт, структуру и содержание того, что вы хотите улучшить.
Пример подобного превращения. Лариса привела ко мне своего тринадцатилетнего сына по поводу подростковых проблем, в числе которых находилась и успеваемость по физике, каковую Петр (так звали сына) никак не мог понять ("учит учит все без толку!"). В качестве "эталона" мы сообща выбрали химию, по которой Лари-син отпрыск еще ни разу не получал оценку ниже "четверки". Я предложил ему представить "картинку", ассоциирующуюся со словами "изучение физики", и мы выяснили, что картинка эта (здесь и далее я привожу только ключевые субмодальности) далекая, маленькая, темная и размытая. После этого я попросил его на время убрать "картинку физики" и представить себе "изучение химии".

Этот опыт представлялся Петру в виде близкой, большой, светлой и контрастной картины (цвет причем одинаковый присутствовал в обеих "картинках", т.е. не выступал в качестве ключевой субмодальности). Затем я предложил Петру представить обе "картинки" сразу и, используя любые воображаемые инструменты, ручки настройки и т.п., сначала передвинуть картинку "изучение физики" на то самое место, где находится картина "изучение химии" (поставить их рядом); потом увеличить "физику" Д°
размеров "химии"; а далее сделать "изучение физики" таким же светлым и контрастным, как "изучение химии".
Вся работа заняла минут десять и, естественно, что в тот момент ни Петр, ни Лариса никак не могли проверить ее результат. Но почему-то она настолько понравилась подростку, что он самостоятельно попросил "сделать уж заодно что-то с алгеброй и геометрией". Просьба клиента закон для психотерапевта (если, конечно, просьба эта экологичная), и потому я сразу же приступил к работе.

В качестве "эталона" для алгебры был избран русский язык (и там, и там присутствуют символы), а "эталоном" для геометрии послужило черчение...
Через две недели позвонившая мне по поводу возможности приезда своей переживающей тяжелую депрессию подруги Лариса с гордостью сообщила, что классная руководительница удивленно поведала ей о том, что ее сын "заметно подтянулся по основным предметам"...
Вы обратили внимание на то, что в вышеописанных процедурах меня не слишком интересовало содержание "скрещиваемого" опыта, а только лишь его определенное некоторое "подобие", а главное четкое противопоставление качества этого самого опыта (в данном случае замешательству Петра по части физики, алгебры и геометрии мы противопоставили понимание им химии, русского и черчения). Это, по сути, единственное условие, необходимое для субмодально-стного переноса. А использовать его вы можете практически в любой области своей жизнедеятельности.
Использование субмодалыюстного редактирования Для создания мотивации. Например, продолжая "школьную" тему, могу сообщить, что подразделение учебных предметов на "любимые" и "нелюбимые" носит чисто иллюзорный характер. Ну закодировал их мозг как "нелюбимые" так что мешает вам осуществить "перекодировку" за счет переноса ключевых субмодалыюстей "любимых" учебных дисциплин?


Впрочем, здесь мы касаемся еще одной важнейшей области субмодальностного редактирования создания мотивации, желания делать нечто. Чтобы понять, как может помочь здесь перенос субмодальностных характеристик, а заодно и потренироваться в этом переносе, проделайте следующую технику создания мотивации (описание взято из книги В. Макдональда "Руководство по субмодальностям").
1. Выберите что-нибудь, что вы действительно любите делать. Что-нибудь, что вы хотите делать, и делание этого для вас является легким и естественным (если ничего не приходит в голову, возьмите любое развлечение).
2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации (если опять-таки ничего не придумали, возьмите любую работу).
3. Используя субмодалыюстный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации.
4. Теперь осуществите перенос ключевых субмодальностей и, выждав несколько минут, оцените свое эюела-пие делать то, что ранее вы делать не хотели.
Направления субмодальностного редактирования. Субмодальностные переносы позволяют вам редактировать любые ваши переживания и опыт. И трудно даже перечислить все области, в которых его можно применять.

Однако, в принципе, все их можно свести к четырем важнейшим.
Во-первых, это способности понимать или делать что-то (превращение замешательства в понимание как раз и представляет собой перенос способности понимания).
Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции т.е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел де-
лать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного.
В-третьих, это убеждение в возможности что-то сделать или что-то получить (достичь, добиться)
важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что лично я не приступаю ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока не выясню то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберу "эталон" хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т.е. где присутствует качество "естественной возможности") и не осуществлю перенос субмодальностей с "эталонной", принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс исцеления.
И, наконец, в-четвертых, это состояния души и тела человека. Например, страх, который вы испытываете в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости (только не переусердствуйте). А раз так, вы уже сейчас можете сделать еще один шаг к вашему здоровью, например, осуществив перенос субмодальностей
чего-то, что вы точно знаете, что можете делать, на процесс излечения от болезни,
состояния (ну хотя бы воспоминания) здоровья на картину вашей болезни.
Упражнение 47.
Создайте образ всего того, что вы знаете о своей болезни (или систему этих образов) и с помощью субмодаль-ностного редактирования превратите обнаружившееся замешательство в понимание.
Упражнение 48.
Представьте образ вашего традиционного лечения (если, конечно, оно неприятно) и "замотивируйте" себя, используя субмодальности чего-то такого, что вам нравится.
Упражнение 49.
- Создайте образ (образы) вашего исцеления и перенесите в него субмодальности чего-то того, что вы, безусловно, можете (пить, есть, говорить) и что происходит как бы само собой безо всякого вашего участия (смена времен года и т.п.)
Упражнение 50.
Представьте образ вашей болезни (или больного органа) и субмодаль-ностно отредактируйте его, используя в качестве позитивного ресурсного контрпримера образ давнишнего здоровья (или здорового органа).
6.3. Редактирование субмодальностей дискретной репрезентативной системы
Дискретная репрезентативная система и возможности работы с ней. Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что в своем рассказе о субмодальностях я все время говорил только в терминах трех модальностей визуальной, аудиальной и кинестетической, начисто исключив любое упоминание о модальности четвертой дискретной? Дело в том, что вплоть до недавнего времени мысль о том,
Т/Ггцеление с помощью НЛП 237
qxo к слову главному элементу дискретной модальности так же применимы субмодальностные законы и закономерности, как-то не очень укладывалась в головах специалистов по НЛП. Но время пришло, и до этого додумалась немецкий исследователь и практик психотерапии К. Бессер-Зигмунд, создавшая метод "магические слова". Кстати, именно так называется ее книга ("Магические слова.

Пособие по психологической самозащите"), из которой я и почерпнул нижеописанное.



Содержание раздела