d9e5a92d

Два вида рефрейминга


Жить можно и так. Остановитесь. Снимите эту рамку и просто оглянитесь вокруг. "Мир прекрасен!" - эта новая рамка куда более приятна.

Отправляйтесь в путешествие по миру, созданному ею.
Книга. Прекраснейшее изобретение человечества! Великолепная кладезь знаний и человеческого опыта! И до чего же гениальные люди придумали алфавит!

Всего тридцать три буквы, а сколько оттенков опыта можно передать посредством их! Какую бурю эмоций может поднять одна только печатная фраза! И это только малая часть нашего прекрасного мира.

Мир прекрасен!
И в этом прекрасном мире можно найти массу полезных вещей. "Как я могу это использовать?" - задаем мы себе вопрос и тем самым примеряем на себя новую рамку. Начальник раскритиковал мою работу. Пардон! Начальник обратил внимание на мою работу и указал в ней слабые места.

Как я могу это использовать? Например, могу сделать ее намного лучше, уже зная ее недостатки. Между прочим, мне не пришлось искать ошибки самому - это сделал начальник.

Могу в будущем сразу учитывать его предпочтения и наладить с ним хорошие отношения. Теперь я могу чаще к нему обращаться, ведь у меня появился для этого замечательный повод! И, кстати, могу порадоваться, что он нашел ошибки сейчас. а не за день до сдачи.

Правда полезно иметь начальника?
- В желчном пузыре у вас камни, в моче песок, в легких известь…
- Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну строиться!
Еще одна интересная рамка: "Что я могу для этого сделать?" Хочу получить повышение в зарплате. Что я могу для этого сделать? Могу, конечно, походить-помечтать, повозмущаться недогадливым руководством… Но полезнее будет начать работать усерднее, пойти обсудить денежный вопрос с начальником, пройти курсы повышения квалификации, найти себе более высокооплачиваемую работу… Хочу быть счастливым человеком! А что я могу для этого сделать?

Какие действия я должен совершить? Какие шаги для этого предпринять?
Вот такие рамки и рамочки.
Два вида рефрейминга.
Рефрейминг контекста - изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"
Рефрейминг содержания - придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?"

В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.
Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.
Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.
Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.
Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый - это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны.

Ведь то, что мы имеем в реальности - это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать - это наше дело.
Например, заменяем слово "проблема" на слово "задача". А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче.

Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не рMшили! К проблеме отношение куда более серьезное.

Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе…
Снимаем со сложившейся ситуации табличку "Проблема" и прибиваем новую: "Задачка". Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно - вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась - с перепугу.

А если навесить табличку "Цель", то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все - из-за разных названий.
Второй способ - перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе - к ней просто неясно как отнестись.



Толи она хорошая, толи - плохая. Поместил в одни обстоятельства - фу! Какая гадость!

В другие - прелесть!
Начинающая певица - профессору:
- Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?
- Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет!
Навоз на огороде - удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех - чудо!

А в три часа ночи - мука. Халявный зачет в напряженную сессию - спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу - лучше бы я тогда все выучил!

Куча денег в кармане - богатство. А если навстречу идет грабитель…
- Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили?

Две тысячи долларов!
- Не может быть! Они же у тебя фиговые!
- Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: "XVII век!.. XVII век!.."
Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста - меняет рамку, не меняя картину.
Если внутрь кладут творог,
Получается - пирог.
Если сверху его кладут,
То - ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо,
Так и эдак вкусно!
В первом случае, признается сам факт наличия события: "Да, я действительно вешу 110 кг". Но не принимается его оценка: "Я толстый!" Вместо этого произносится: "Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий - здоровяк!" Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть.

И даже гордиться собой!
Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: "Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий!

Зато за мной, как за каменной стеной!" Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание.
Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит:
- Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!
- Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь!
С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла - к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения - наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение.

Только в одном случае подстройка прямая, а в другом - перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то - только с наличием признака, запустившего эту оценку.
Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего.

Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому:
"Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать".
"Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!"
"Она не пришла на свидание. Она меня не любит".
Здесь можно задаться вопросом: "Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?" Ответ может превзойти все ожидания:
"Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!"
"Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!"
"Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?"
Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: "Не бывает поражений, бывает только обратная связь". Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей.
Один предприимчивый человек сколотил огромное состояние благодаря урокам пения, которые берет его дочь - он скупил за бесценок все соседние дома.
Для рефрейминга контекста есть свой список "любимых проблемок". Это уже знакомые нам обобщения, точнее - сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая частная задачка, вырастает до слишком больших масштабов:
"Я слишком осторожный".
"Я слишком грубая".
"Я недостаточно красива".
Мои им сочувствия. Хотя нет - сочувствие можно оставить при себе. Ведь скоро можно будет им завидовать: "При каких обстоятельствах это может оказаться полезно?" Поместим в другой контекст и:
"Зато ты никогда не попадешь под машину!"
"Зато тебе не приходится держать все эти гадости в себе!"
"Зато тебе не нужно позировать часами перед камерой!"
Как видите, есть ситуации, когда былые недостатки обращаются в преимущества.
Главная задача рефрейминга - дать человеку новый взгляд на ситуацию. Иногда - буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день за своими болячками. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой. Рефрейминг не обязан быть приятным.

Он может быть просто шокирующим.



Содержание раздела