d9e5a92d

Избавление от проблемных и навязчивых состояний


Когда вспоминаешь, что все мы сумасшедшие, странное в жизни исчезает и все становится понятным.
М. Твен
Техники терапевтических интервенций, о которых вы уже узнали: якорепия, взмаха и субмодалыюстпого редактирования это как бы "три кита", на которых, как Земля в представлении древних, покоится нейролингвистичес-кое программирование. Техники эти универсальные и могут использоваться для излечения самого широкого спектра телесных и психических нарушений. Однако НЛП, конечно же, не сводится только лишь к ним.

И хотя о психотехнологиях высокого уровня (с которыми я, в основном, и работаю) вряд ли уместно будет говорить в этой научно-популярной по сути книге, есть целый ряд не таких универсальных, а, скорее, специализированных призов и методов "саморедактирования по НЛП", которые серьезно могут помочь вам в вашей борьбе за здоровье. Давайте же познакомимся с теми из них, которые позволяют работать с:
навязчивостями и проблемными состояниями,
психологическими травмами и
фобиями (устойчивыми страхами).
7.1. Избавление от проблемных и навязчивых состояний
Микронавязчивости и их репрезентация. Для начала возьмем типичную ситуацию из серии "не могу об этом не думать!" Скажите, сколько раз некоторое проблемное событие, мысль или чувство накрепко застревало в вашей голове и мучило вас неограниченно долго, несмотря на все ваши истерические вопли "не вспоминать!" "не думать!", обращенные к самому себе? Ладно, не считайте, а то собьетесь. Своеобразные микронавязчивости, постоянно возвращающиеся по поводу имевших место или будущих травмирующих нас ситуаций тревога, досада, страх, обида, гнев, стыд и/или вина (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) являются постоянными спутниками нашей жизни.

Это так называемые проблемные состояния и ситуации, с ними связанные. Избавиться от них путем полезных советов самому себе (типа "не стоит об этом беспокоиться!") практически невозможно. Так что давайте посмотрим, чем здесь может помочь нейро-лингвистическое программирование.
Прежде всего вспомним, что любая неприятность кодируется нашим мозгом либо в визуальной (чаще всего), либо в аудиальной (значительно реже) модальностях, к коим присовокупляются "кинестетически-модальные" чувства и ощущения (которые, однако, могут выступать и как самостоятельные). Первенствует здесь, безусловно, визуальная репрезентация, в которой неприятные или проблемные воспоминания или представления отражаются либо в виде отдельно взятого образа ("картинка"), либо в виде серии статичных образов ("фотороман" н0 один из образом все равно остается ключевой "картин-
кой"), либо в виде динамичной последовательности образов ("кинофильм").
Образы эти могут быть или ассоциированными (вы видите ситуацию как бы из своих глаз) и диссоциированными (вы видите в ней себя как бы со стороны). "Ассоциированность" в фиксации неприятности означает вашу психотравматическую вовлеченность в нее. Так что первое, что вам всегда нужно делать так это мысленно как бы выйти, "вышагнуть" из неприятной ситуации, оставив, однако, там себя самого, более молодого. То есть диссоциироваться и посмотреть на все это со стороны.
Простые техники избавления от микронавязчи-востей. Однако одного только диссоциирования от проблемной ситуации может оказаться явно недостаточно особенно если она будет репрезентироваться не только визуально, но и кинестетически (неприятные ощущения) и даже аудиально ("жуткие" звуки и слова например, "Позор Иванову!"). В этом случае вам может помочь очень простая техника избавления от проблемных состояний и микроиавязчивостей, основанная на "аудиалке" и "кинес-тетике" (описание техники сделано мною).
1. Представьте полный или частичный VAKD вашей проблемной ситуации или состояния (просто вспомните о том неприятном, что возвращается вновь и вновь или о "свеэ/сей" неприятности, которую вы не ходите сделать навязчивым воспоминанием). "Повспоминав" достаточно для того, чтобы почувствовать себя не ахти как, отбросьте воспоминание.
2. Теперь примите позу уверенности и силы (вашу собственную или чью-нибудь Шварценеггера, Петра Первого работы Церетели и т.п.). Вспомните какую-нибудь бодрую мелодию, которую вы в состоянии вос-пРоизвести (очень хорошо "работает" здесь входной марш из кинофильма "Цирк"). И, вновь представив VAKD своей проблемной ситуации или состояния, в позе


уверенности и силы под напеваемую вами бодрую мелодию начните энергично шагать на месте или куда-то вдаль.
3. Делайте это в течении одной-двух минут, после чего проверьте результат. Скорее всего, VAKD проблемной ситуации попросту развалится. Если нет или недостаточно, повторяйте пункт 2 до тех пор, пока это не произойдет.
Обычно эта несложная техника завершается... хохотом. Сие естественно, если учесть, что, по словам одного из классиков марксизма-ленинизма, человечество смеясь расстается со своим прошлым. И, может быть, поэтому в еще одной простой технике "лечения" микронавязчивос-тей и проблемных ситуаций/состояний по НЛП технике "Троица "любовь, свет и смех", которую я вам сейчас опишу, смех играет очень важную роль в аудиальной модальности изменения вашего негативного опыта (я почерпнул эту технику в материалах одного из давнишних семинаров по НЛП, к сожалению, не могу указать ее автора).
1. Войдите в следующие состояния, сделайте их полными и заякорите:
а. Кинестетическое переживание любви. Дополните, заякорите.
б. Визуальное переживание видения света. Дополните, заякорите.
в. Аудиалыюе состояние смеха.
Слушайте мир через фильтр смеха. Чтобы это произошло, например, замените все согласные звуком "X" и поварьируйте ритм или темп. Также заякорите.
2. Проверьте себя и найдите оптимальную для вас последовательность.
Любовь свет смех Любовь смех свет Свет любовь смех Свет смех любовь Смех свет любовь Смех любовь свет
Цсиеление с помощью НЛП 251
3. Возьмите проблемную ситуацию или состояние.
а. Осветите ее и наложите визуальный якорь.
Направьте на нее свет, чтобы сделать ее более ясной. Измените несколько раз соотношение фона и переднего плана. Сфокусируйте свет последовательно на разных деталях.

Заметьте все сочетания.
б. Посмейтесь и наложите аудиальный якорь. Услышьте проблемную ситуацию с комической точки зрения. Подставьте "X" на место всех согласных.

Представьте себе, что ее изображает ваш любимый комик.
в. Испытайте состояние любви и наложите кинестетический якорь. Почувствуйте эффект любви в себе, в другом, в отношениях между вами и другим (и).
4. Наложите эти три репрезентативных системы то есть переживите эту ситуацию, освещенную и с любовью и смехом.
5. Войдите в нее снова и подстройте ее к будущему. Техника расширения восприятия. Теперь можно
вернуться к визуальной модальности и расширить собственное восприятие дабы извлечь из своей неприятности урок и смысл, а заодно и (если она до сих пор не разрешена) отыскать альтернативы и решения. Дело в том, что наш драгоценный и горяче любимый мозг частенько не слишком удачно шутит с нами, заставляя видеть в ситуации только то, на что мы его запрограммировали. Ведь даже в обычном хорошем состоянии мы обычно созерцаем не реальность, а только то, что допустили из нее в наше поле осознавания многочисленные "фильтры" типа репрезентативных систем (если вы визуал, до вас не вполне дойдет аудиальная и кинестетическая информация), субмодальностных ограничений (если вас мотивирует яркое и блестящее, вы равно-Душно отвернетесь от тусклого и матового) и массы других, о которых я просто не могу вам сейчас рассказать. " результате поле ("карта") нашего восприятия оказывается зачастую суженным донельзя, и в него просто

"не влазят" свойства, альтернативы и решения, которые позволили бы нам с блеском выйти из трудной ситуации. Однако мы вполне можем существенно расширить наше сознание и осознавание, воспользовавшись техникой периферийного процесса (по М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП).
Делается это так.
/. Вспомните ситуацию, которая была или является в каком-нибудь смысле проблемной для Вас. Увидьте ее в виде картины или фильма.
2. Сфокусируйтесь на ощущениях вашего тела. Как вы себя ощущаете вспоминая эту ситуацию?
3. Просмотрите картину или фильм вновь. В картине увидьте себя со стороны. Фильм же превратите в серию маленьких, обемных черно-белых картинок, заключенных в рамку.
4. Просмотрите картину или фильм опять. Увидьте себя в них и установите периферийное зрение. Для этого сделайте рамку при помощи рук, а затем раздвиньте ее в стороны так, чтобы краешками глаз видеть свои руки.

Не смотрите прямо па периферию продолжайте смотреть перед собой.
5. Просмотрите эти картинки ичи фильм снова и диссоциированно, и так, как если бы вы были внутри опыта (то есть не видя себя самого). Сохраняя периферийное зрение, связь с телом и замечая сходство и различия. Спросите себя: "Чьи ценности я использую?" "Чему я могу научиться?" Если ценности, которые вы используете, ваши собственные, спросите себя "Как я могу стать другим в будущем?"



Содержание раздела