d9e5a92d

Каждый должен обрести свободу.


Вспомним: исходный договор, с которого начинаются наши экспериментальные работы над самораскрытием, таков: мы вместе, лишь пока не можем идти дальше самостоятельно. Значит, мы верны друг другу лишь в рамках присяги, общего договора вместе достичь чего-то. Значит, каждый сам определяет срок, сам определяет, когда он уйдет.

И однажды каждый должен обрести свободу.
Получается, что предательство это не уход от остальных, а нарушение договора, нарушение присяги, которую принес.
Еще точнее ты волен уйти в любой миг, но объяви заранее всем, кого приручил, что ты уйдешь тогда-то или после того-то, чтобы они знали, до какой поры на тебя можно рассчитывать. Получается, что ты предатель лишь тогда, когда не соответствуешь заявленному о себе, образу себя, который создал.
Для полководца или руководителя это означает, что он должен видеть такие несоответствия и приводить людей в постоянное единство со своими образами. Даже если эти образы гадки.
Если ты ощущаешь себя гадким в каком-то образе убирай его! Становись таким, каким ты можешь гордиться. Это в твоих руках. Жить недовольным собой предательство.

Заставлять других жить с таким собой предательство вдвойне.
При таком подходе, выгнать того, кто предал себя это подчас единственный способ помочь ему обрести цельность. Пусть это соображение облегчит ваши действия на посту Руководителя.
На Любках это видно ярче. Когда ты ведешь Любки, тот, кто постоянно нарушает договор и из Любков перескакивает в зверки, калечит остальных. Это можно наглядно показать.

И Руководителю проще на этом примере научиться безжалостно выгонять таких людей, потому что боль и вред тут очевидны, а он в Любках гораздо больше ощущает себя Полководцем, чем на Предприятии.
А это значит, он ощущает себя тем, кем не правит общественное мнение. Когда начинается война, есть только одна цель победить, чтобы выжила Родина. И больше нет цели занять достойное место в обществе. А это значит, что, когда ты в состоянии Полководца, для тебя имеет значение только жизнь и здоровье людей, с которыми ты идешь в бой, потому что от них зависит победа.

И никакого общественного мнения! Никакого озирания на то, что скажут зрители и свидетели. Это сложно, это так сложно...

Это так же сложно, как решение жить для себя.
Итак, я думаю, что сейчас уже довольно отчетливо заметен первый психологический сбой, мешающий нам побеждать в жизни, да и просто жить, который был заметен по нашим американским гостям: согласившись изучать Науку полководца, сказав мне «да», они, условно говоря, обманули, то есть поступили так, как это предписывала им их культура их воспитание и образование: они не приняли это «да» как действительность, не начали его исполнять сразу и однозначно. Предпочли сначала присмотреться, походить туристами.
Это было вполне возможно, но об этом надо было заключить другой договор, уточняющий их «да». Он заключен не был, потому что сам собой разумелся для американца: американец, едущий в другую страну не по делам правительства или бизнеса, всегда турист. Он об этом знает, поэтому об этом должен знать весь мир.
В народной психологии такие убеждения имели свое наименование «настоятель». То, что стоит перед внутренним взором вместо действительности. Об этом тоже подробнее рассказывается в Науке мышления, которая отчитывается как особый курс в Училище народной культуры.

По сути же, это выражение того, что американцы дети по своему психологическому состоянию. Они искренне верят, что спасают мир и считают, что все человечество должно их любить, восхищаться и знать. И это в первую очередь.

Учеба и взаимодействие только после того, как получено восхищение.
Первейшее условие совместной деятельности, делающее ее возможной, научиться передоговариваться, перезаключать договора, если ошибся или не продумал всего заранее!
Второе нарушение договоров, которое они сделали, не так очевидно, хотя очень важно из него извлечь урок. Возможно, что на своих, привычных, не на американцах, его бы и вообще не удалось рассмотреть.
Когда я говорил, что на этом семинаре мы будем изучать посвящение полководца, то я заключал договор на две вещи, на два вида действий: на изучение полководчества и на учебу, как основу любого изучения.


Именно этот как бы скрытый за само собой разумеющимся договор и не смогли рассмотреть. А ведь, по сути, он составляет как бы следующую иерархическую ступень по отношению к любой теме, которую мы можем рассматривать на наших семинарах: полковод-чество ли это, Любки ли, народная психология или психотерапия. И уж тем более, такое ответственное дело, как создание экономики.
Научиться учиться, может быть, важнее всего в начале движения. Это очень высокая цель, потому что она позволяет достигать вообще любые цели.
Также очень важно научиться соотносить цели между собой. Когда они расположены иерархически, по мере возрастания их ценности, предательство становится все трудней. И тут мы подходим к тому, как может полководец быть верным своим воинам, а работодатель, предприниматель своим работникам.
Где-то на очень высоких уровнях наши цели, цели всех собравшихся на Тропу, должны совпадать. Иначе что же могло свести нас вместе, таких разных. И там, где хранятся наши мечты, мы равны.
Так разложились наши судьбы, что здесь, в этой непосредственной битве, я лучше владею орудиями Полководца, а ты Воина. Или наоборот. Но бьемся мы за одно и то же. И когда битва завершится, то я могу остаться все тем же Полководцем или стать простым работником, а ты станешь Князем или моим Хозяином.

Как часто это происходило с заслуженными боевыми командирами, которые на гражданке оказывались на службе у бывших подчиненных. И это будет новая битва, где мы преданно пойдем рука об руку к новой победе, потому что она нам важнее, чем временные должности, которые мы занимаем, или чем оценки посторонних людей.
Для нас на Тропе договор об учебе важнее всего. Мы пришли ради нее. Значит, что бы ни происходило, как бы ты ни был обижен или уязвлен, учебу ты все равно можешь получить и даже обязан извлечь урок из всего.
Точно так же и я. Что бы ни происходило, как бы это ни разрушало привычное и правильное, как бы ни отталкивало друг от друга сначала углубиться в себя и подумать: дает ли мне это какой-то урок, полезно ли это для моей учебы или работы над собой. И если так, то, прежде чем уходить, убедись, было ли целью учителя навредить тебе или же все делалось для твоей учебы.
А кто может быть учителем? Учителем является любой, кто дал тебе урок. Попробуй принять это простейшее правило. Рассмотри его. Учитель это не звание и не должность.

Это стечение обстоятельств. В тот миг, когда кто-то получил от тебя урок или чему-то научился из-за тебя, ты учитель. Я намеренно говорю «научился из-за тебя», а не благодаря тебе. Мы не вольны не быть учителями, потому что мы не вольны ими быть. Вопрос не в том, чтобы учить.

Вопрос в том, чтобы кто-то захотел у тебя научиться. Учителем быть нельзя, можно быть учеником. Вот какая хитрость.
И когда я сижу на преподавательском месте и читаю лекции о народной культуре, меня слушают, а я созерцаю то, что происходит. И когда я вижу, что кто-то учится, а это каким-то образом всегда видно, я с удивлением думаю: вот это состояние, в котором я только что был, оказывается, и есть состояние учителя!.. Как его запомнить, как удержать?.. Но это неповторимо.

И это недостижимо усилием.
А вот когда тебе кто-нибудь из твоих же слушателей навешивает по роже, тут и выбор и усилие возможны. Ты можешь избрать быть обиженным, а можешь сделать над собой усилие и сказать себе: Но мне же больно! Значит, он что-то задел, что можно задеть, и что болит.

Единственный способ избавиться от боли навсегда, это войти в нее и найти причину. Я хочу научиться видеть такие болячки и убирать их!
И тогда это урок. Ты вышел из схватки с болью, но не с поражением.
Как ни странно это прозвучит, но Руководитель учится у подчиненных больше, чем они у него. И боли он от них получает больше, чем они. Почему?

Да просто потому, что их больше, и они все хотят доказать ему, что у них тоже есть достоинство и они значат не меньше, чем он.
При этом Руководителю гораздо проще бросить все, забрать избыток денег, который вращается в деле, и жить спокойно в собственное удовольствие. У него есть такая возможность, в отличие от работников. И это будет предательство тех, кого повел за собой.
Мир так сложен, жесток и коварен, что нам придется проходить сложнейшие и разрушительнейшие ситуации. Мы будем приходить в тупики, нам будут наговаривать кучи лжи друг про друга, наша боль будет гнать нас прочь.
Только более высокие договора могут спасти тебя в миг, когда все рушится, это решение учиться, решение познать себя и решение однажды вернуться к себе, стать собой.
Быть верным себе значит постоянно помнить эти решения, постоянно все проверять на полезность для достижения этих целей.
Если твоя задача ненавидеть и выпускать ненависть, то лучший способ, который изобрели дети, видеть во всех обидчиков и на всех обижаться.
Если ты хочешь идти к себе, то себя надо изучить, а для этого придется самому себе создавать разнообразнейшие положения, которые вскроют тебя, как консервную банку, и покажут тебе, что же ты прячешь, каков ты в глубине.
Мне думается, что из американских гостей наибольший урок могут извлечь те, кто сунулся в «Тюрьму» и был ею потрясен.
Конечно, это можно использовать для обиды. А можно поглядеть на то, как заключались и незаметно отменялись договора. Как из желающего изучать Науку полководца ты превращался в туриста, что привычнее и уютнее, как родное болото.

Как договор об учебе вообще не начал действовать, и ты полез в тренинг, словно бы и не подозревал, что он создан, чтобы давать урок.
Я пишу это, конечно же, не для американцев. Может быть, они никогда больше не приедут и не прочитают этих строк. Я это пишу для желающих учиться.

Я просто использую американцев как иллюстративный материал, считая, что этим они заплатили мне за учебу.
Но пример именно с американцами хорош еще и тем, что он показывает всеобщность тех психологических законов, которые мы с вами изучаем. Различия в культуре только пена над ними.
Точно так же лишь пена различия в наименованиях Полководца и Руководителя.
Поэтому Наука полководца это основа того, как нам сделать свою экономику и стать народом.



Содержание раздела