d9e5a92d

Три типа особо нуждающихся


Обратим внимание, как редко и ругают, и хвалят детей в гармоничных семьях, которым можно позавидовать. Там не ставят отметок, там просто живут.
Не хвалить за то, что достигнуто не своим трудом -
физическим, умственным или душевным.
Не подлежат похвале: красота, сила, ловкое гь, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант - все природные способности как таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка. Выигрыш в лотерее, везение - вот и все. Не хвалить за прирожденное бесстрашие - не заслуга, лишь данность, иной раз близкая к тупости.

Хвалить только за отвагу - преодоление страха.
ВНИМАНИЕ!
Множество нюансов и исключений! Не правило, а только пожелание, при прочих равных условиях.

Да, что не заработано, за то не хвалить! Но ведь не все могут заработать, и не все зарабатывается...
В любом случае желательно не хвалить:
больше двух раз за одно и то же;
из жалости (очень трудно, иногда неразрешимое
противоречие с требованиями компенсации - см. далее);
из желания понравиться.
Вполне понятное побуждение! Вам необходимо нравиться ребенку, чтобы внушать доверие?

Для доверия достаточно интереса, достаточно улыбки, достаточно доброты... Но иной раз и ничего не достаточно!..
Нечего и говорить, сколь низко хвалить ребенка с целью понравиться его маме или папе.
Я боялся в детстве наезжавшей иногда тетки, степень родства коей определялась как "десятая вода на киселе" и понималась мною буквально: варили кисель, сливали одну воду, другую...
Остались в памяти тяжелые тешювлажные руки, их жирная нежность, рот, оскаленный умилением, и светло-мутные глаза, в которые, страдая какой-то болезнью, она закапывала, кажется, подсолнечное масло. Кисель навсегда стал бессмысленно ненавистен.
Я ее боялся за то, что она приносила подарки, которые я обязан был с благодарностью принимать, а я не хотел принимать ЕЕ подарки - это было необъяснимо... Каким-то гипнозом запихивала в меня пирожки собственного производства с жареными грибками, по-
хожими на удушенных мышат. И самое страшное:
- Ну, иди же сюда, чудо мое золотое, ласковый, сладкий мальчик... А вырос-то как, цветочек мой шелковый. У, какие у тебя мускулы, Геркулес будешь. А реснички - ну прямо как у девочки. Книжки уже читает, стихи сочиняет...

Пушкин будешь. Стройненький какой, деревце мое ненаглядненькое...
Тайну ее я узнал, подслушав разговор взрослых. У нее родился когда-то мальчик, которому не удалось закричать, а больше детей не было, вот она и любит меня вместо того...
Кого и когда хвалить больше
В похвалах нуждается каждый человек, каждый ребенок. Но у каждого своя норма похвалы, своя степень потребности в одобрении.

И эта норма всегда в движении.
ТРИ ТИПА ОСОБО НУЖДАЮЩИХСЯ.
Омега, или якобы неполноценный , Якобы - потому что понятие "неполноценность" мы принципиально не признаем. Но комплекс неполноценности - психологическая реальность, факт самочувствия, связанный с неискорененным, увы, рыночным компонентом человеческой психологии.
Омега - последняя буква в греческом алфавите. Дети, о которых идет речь (и взрослые точно так же), хронически ощущают себя если не самыми последними, то предпоследними людьми в этом лучшем из миров.

Или даже вообще не лдьми.
Отстающий, больной. Слишком своеобразный. Слишком застенчивый или беззастенчивый, без тормозов (две стороны одной медали).

Медлительный, неуклюжий, нескладный, толстый, заика, рыжий, очкарик... Смешная фамилия, неубедительный голос...
Приглядевшись внимательнее, увидим, что Омега весьма многочислен. А через состояние Омеги проходит едва ли не каждый, в то время или иное.
Хуже всех, якобы хуже...
Яснее ясного: если человека, особенно маленького, в этом состоянии не поддержать поощрением, одобрением, человек может дойти до крайности, до безнадежности.
Может погибнуть.
Все, что будет далее сказано о компенсации, авансе, взрыве любви и других особых методах похвалы, к Омеге относится в первую очередь.
Разглядите его - он прячется, маскируется - и не упустите момент.
Альфа, или сверхполноценный
Прямая противоположность. Здоров, жизнерадостен. Способный, все легко дается, во всем первый.



Щедрость природы, избыток сил.
Таких немного - хорошо, если один-два на школьный класс, но значение этого типа огромно: в нем олицетворение всех наших надежд. Может быть скромен. И все же с пониманием своих преимуществ у такого ребенка неизбежно развивается и потребность в подтверждении этих преимуществ, в признании.

Талант нуждается в поклонниках, это закон Природы, преодолеваемый только на высших ступенях духа...
Если Альфу не хвалить - не завянет, но может расточить себя непроизводительно, расплескаться, а то и удариться во все тяжкие.
Кому много дано, с того много и спрашивать. Не хвалить за способности, хвалить только за труд развития - за превышение СВОЕЙ, а не средней нормы.
Похвала Омеге - пособие для малоимущих; похвала Альфе - гормон совершенства, нужный тем менее, чем оно ближе.
Тэта, самолюбивый
Назовем его той же буквой, которой принято обозначать мозговой биоритм эмоционального напряжения.
Достаточно здоров и развит, не без способностей. Вполне, казалось бы, благополучен. И тем не менее резко обостренная чувствительность к оценкам, проявляющаяся едва ли не с первого года жизни.

Не выносит ни малейшего неодобрения, страшно расстраивается, и какой-то неутолимый аппетит к похвале. Всасывает, как песок воду, и наищедрейшей - ненадолго хватает.
Это тот, кто может потом оказаться и преуспевающим деятелем, и озлобленным неудачником, интриганом, завистником. Может стать и героем, добиться невероятного... В семейной жизни и с собственными
детьми скорее всего будет неуравновешен. В наиболее безобидном облике немножко хвастунишка, немножко задавала, немножко позер.

Или ничего, кроме некоторой напряженности, когда хвалят других, некоторой склонности спорить и критиковать. Приветлив, вежлив, но втайне обидчив...
Что здесь врожденного, а что от привнесенного - не всегда понятно, но своевременная диагностика крайне важна. Именно Тэте, с вечно голодной самооценкой, похвала столь же нужна, сколь и вредна.

Кризисы нарастают исподволь, а проявляются неожиданно - в виде ли конфликтов, внезапного отказа воли или прыжка из окна...
'Ты высокого роста, годишься для баскетбола", "У тебя математические способности", "У тебя абсолютный слух" и даже: 'Ты умен", "Ты красива" - просто сообщения, сведения, более или менее объективные. Будут ли эти сведения выражать одобрение, неодобрение или останутся просто сведениями?..
При воспаленной самооценке одобрение и неодобрение выискиваются в любом междометии. Сегодня повышенно самолюбив, завтра обидчив и подозрителен, послезавтра - бред...
Профилактика: как можно меньше оценок, как отрицательных, так и положительных.
Любая оценка имеет опасное побочное действие: фиксирует человека на себе, приковывает к собственной личности, ЭГОЦЕНТРИРУЕТ.
Всякому пожелаем и знать себя, и любить себя, и быть к себе требовательным; но никому не желаем заклиниваться на себе - положительно ли, отрицательно ли.
Самолюбие - прекрасный стимул развития, но только в некоей дозе. Дальше наоборот - ограничивает и уродует.

Дозу эту в цифрах не выразить, но чувствовать необходимо.
Как можно меньше оценочных сравнений!
Поможем и Тэте, если мягко и постепенно сумеем развенчать в его глазах игру в "лучше - хуже"; если покажем, что отношения типа "выиграл - проиграл" в жизни не самые главные (а прежде всего убедимся сами!), что жизнь при всей неизбежности таких отношений к ним вовсе НЕ СВОДИТСЯ, что не в оценке
чьей бы то ни было заключено счастье и сокровенный смысл...
В чем же?..
Может быть, в удивлении. Может быть, в красоте проигрыша.

Может быть, в познании без корысти или в любви без надежы - о, множество еще непостигну-тых, необжитых смыслов жизни!..
Нет чистых типов. Все, о чем только что сказано, не более чем вспомогательные ориентиры.

Жизни ничего не стоит смешать в одном лице Альфу, Омегу, Тэту в самых разнообразных пропорциях, что и видим мы сплошь и рядом.
Ребенку лет до 10 достаточно быть просто уверенным, что он хороший, по крайней мере, не хуже других. Он и уверен в этом, если его не убеждают в обратном.
Но с началом полового созревания, где-то около 12 (плюс-минус 2), самооценка вступает в новое качество. Взрывная волна сравнений, беспомощного самоанализа...
Мальчику вдруг становится нужно узнать, и совершенно немедленно:
слабый я или сильный?
трус или смелый?
имею ли силу воли?
дурак или умный?
смешной или нет?
честный или подлец?
могу ли нравиться?
Девочке:
красивая или симпатичная? симпатичная или ничего?
ничего или уродина? модная или немодная?
умная или дура? порядочная или непорядочная? могла бы понравиться такому-то? КТО Я? ЧТО Я СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮ?

КОМУ Я НУЖЕН? ЗАЧЕМ Я? КТО МОЖЕТ МЕНЯ ЛЮБИТЬ?



Содержание раздела