d9e5a92d

Осторожность! И чувство меры


Вдруг драма из-за неудачной прически, трагедия из-за несостоявшегося телефонного разговора... От смешного до страшного - полшага, полслезинки...
Отметочная психология входит в плоть и кровь спозаранку.
Кто теперь объяснит, что жизнь - не рынок сбыта товаров, будь этот товар даже самой что ни на есть полноценной личностью, а сокровенное кипение, тайный полет?.. Что ценность человеческая неразменна и абсолютна?..
Раньше знание этого - знание бессознательное - прочно жило внутри, питало и охраняло душу. А теперь новый зов властно гонит в зависимость от внешних оценок. Теперь ты должен не просто жить, но доказывать свое право на жизнь: должен чем-то обладать, кем-то быть - иначе тебя не примут, не выберут, не войдешь в круг, не найдешь ту (того), без кого одинок, не познаешь то, без чего не продолжишься...

Раньше тебя любили ни за что, и ты это втайне знал, даже когда внушали обратное. А теперь то ли будут любить, то ли нет - за что-то конкретное, лотерейное...
Самый прочный бастион прежней уверенности может рухнуть в секунду. От того, какой образ "Я" утвердится в этот период, зависит все будущее, успех или неуспех во всех сферах.
Все высокие разговоры останутся пустыми звуками, если не найдется того, кто внушит, заставит почувствовать:
ТЫ ХОРОШ (ХОРОША) УЖЕ ТЕМ, ЧТО ЖИВЕШЬ НА СВЕТЕ. ТАКОГО (ТАКОЙ), КАК ТЫ, НИКОГДА НЕ БЫЛО, НЕТ И НЕ БУДЕТ. ТЫ - КАПЛЯ РОСЫ, УСПЕВАЮЩАЯ ОТРАЗИТЬ СОЛНЦЕ, И ЭТО ЧУДО.

ТЫ - ЧУДО!..
Завтра, может быть, это откроет избранник, избранница, но откроет ли?.. А сегодня, сейчас - кто, если не ты, родитель?..
Компенсация, или как хвалить за то, что есть.
- У меня уже двухколесный велосипед, а у тебя трехколесный.
- Ну и что?.. А ты через лужу не перепрыгнешь.

А я!..
- Ну и подумаешь. А мой папа милиционер!
- А моя мама в цирке работает!..
Проиграл подряд три партии в шахматы и предлагаю партнеру сыграть в пинг-понг. Опять все партии про-
4 В. Леви, кн. 2 97
играл. Зову на бильярд - снова проигрываю.

В домино, в лото - в пух и прах, в преферанс - подчистую. Становится грустно, надо что-то предпринять или что-то принять...

Тут вдруг почему-то вспоминается, хотя это к делу не относится, что я кандидат наук, а у партнера нет даже аттестата об окончании средней школы...
Способы компенсации пострадавшей самооценки неисчислимы.
Для малыша, самооценка которого еще только зачаточна, компенсацией может служить что угодно. Мама отругала, отшлепала, зато бабушка подарила мячик.

Потерял мячик, облился супом, опять не справился с зашнуровкой ботинок, зато нашел хорошую палочку. Воистину это мудрейшие мастера самоутешения.
...Итак,
совсем маленьких детей и совсем взрослых при наличии физического недостатка, а также умственного или душевного, даже такого, например, как склонность к воровству, лживость или жестокость;
при характере робком, тревожном, меланхолическом, а также раздражительном, злом;
в положении гонимого, травимого, козла отпущения;
даже если это всего лишь в воображении и тем более;
после потери, неудачи, непредвиденной неприятности;
провала на экзаменах;
в болезни, психической в том числе;
в несчастной любви
и просто так, профилактически,
можно, а иногда и крайне необход и-м о хвалить не за то, что достигнуто, заработано, а за то, что просто есть, и даже за то, чего нет. Девочка некрасива и уже - только что - поняла это... Хвалите ее глаза, волосы, голос, улыбку, ум, доброту, способности; хвалите ее всю.

Мальчишка слабее или трусливее других, нескладный, с физическим недостатком? Трудно учиться, выгоняют из школы?..

Хвалите его рисунки, может быть, очень слабые; хвалите за то, как делает бумажных голубей; за то, что ходит сам в магазин; за то, что принес домой этого жалкого блохастого котенка и старается чисто мыть руки (хотя, может быть, и не очень старается); за то, как рассказывает о том, что видел на улице; за мускулы - вон уже какие большие!..
Если ребенок болен, ослаблен физически или морально, его нельзя оставлять без похвалы ни на сутки. Одной лишь похвалой можно унять боль, даже зубную.
А есть времена, когда похвала только за то, что живешь, может спасти жизнь.


Заменой похвалы может быть:
подарок (чем меньше в нем от вещи и чем больше от духа, тем лучше; но, конечно, по вкусу);
что-нибудь веселое и смешное - история, сказка, выдумка, шутка;
животное в доме;
приятное воспоминание;
что угодно - ко времени, к месту.
ОСТОРОЖНОСТЬ! И ЧУВСТВО МЕРЫ!
Если ребенок страдает непоправимым физическим недостатком, то, перехвалив и переласкав его, получим избалованного деспота с физическим недостатком - добавим еще и недостаток душевный, и тогда компенсациям не будет конца.
Аванс, или как хвалить за то, что будет.
ВЫ ЭТО УЖЕ УМЕЕТЕ. Вам нужно только осознать и развить умение. Вы хорошо помните случаи, когда это получалось, и навек благодарны тем, кто в свое время поступал с вами так же. ВЫ УМЕЕТЕ одобрять заранее - внушать человеку веру. Поддержать, ободрить в трудную минуту или в предвидении новых трудностей и страданий - ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ, как это делается, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧУВСТВУЕТЕ.

У вас есть для этого необходимая внимательность, и умение вжиться, и способность к импровизации, и конечно же, доброта...
Супруги, родители, воспитатели, педагоги! Начальники большие и маленькие, подчиненные абсолютные и относительные! Тренеры, милиционеры, врачи, влюбленные!

Всем, всем, всем! Владеющий этим, даже если безграмотен и неумел во всем прочем, может творить чудеса.
Это ключ к человеку. К маленькому, к растущему - самый главный, самый необходимый.

И ведь мы действительно все это отчасти чувствуем, отчасти понимаем и отчасти умеем. Кто же из нас не одобрит похвалой и улыбкой первые шаги малыша, первые усилия
4* 99
что-то сказать, попытки самостоятельности?.. Здесь мы действуем инстинктивно и абсолютно правильно.

Это АВАНС.
Но дальше мы забываем, что жизнь начинается сначала во всякий миг, что каждый шаг - первый. Дальше это не так уже очевидно...
Если вы хвалите человека за то, чего у него нет, это еще не значит, что вы говорите неправду. Есть действительное, и есть возможное.

Вступая в область возможного, нельзя поручиться за истинность своих мнений и предположении. Но мы можем верить и высказывать веру. И мы имеем право объявлять то, чего нет, и даже противоречащее действительности - существующим, если мы в это верим.

НАША ВЕРА СПОСОБНА ПРЕВРАЩАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Поверить в возможное. И передать веру- внушить.
Если вы хотите научить своего ребенка самостоятельно одеваться, убирать игрушки, делать зарядку, сидеть не горбясь, решать задачи, стирать, готовить, работать, не бояться, не унывать, быть вежливым, быть хорошим, не хвастаться - короче, делать, что надо, быть таким, каким надо,
НАЧИНАЙТЕ ВСЕГДА С ПОХВАЛЫ -если нужно, сперва показав, как, подав пример, сделав вместе,- конкретно, по обстоятельствам, но обязательно,
ДАЖЕ ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, сначала хвалите, усердно и щедро, не боясь перехвалить, за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!
Вот он, главный воспитательский момент -
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОДОБРЕНИЕ:
Ты этого хочешь!
Ты это сможешь!
Ты это почти умеешь!
Ты сильнее, смелее, умнее,
Ты лучше, чем кажется!..
А что чаще на практике?..
"Я же тебе показала! Вот так завязывай!.. Да что же ты...

Пусти, дай я сама! Бестолочь!"
"Опять согнулся, как крючок! Выпрямись, сколько раз говорить!"
"Ты что, последнюю извилину потеряла? Тут черным по белому: первая бригада экскаваторщиков вырыла за двадцать два дня столько кубометров грунта, сколько вторая вырыла за три недели.

Одна за два дня, а другая за три ночи, понятно?.." - "Не-а".- "Потому что думать не хочешь. Тупица!.."
Опережающее неодобрение - зловреднейшее отрицательное внушение.
"Опять явишься в двенадцать ночи? ПОСЛЕ ПОЛДЕСЯТОГО ДОМОЙ НЕ ПРИХОДИ!!!"
И не приходит.
Нетерпение, раздражение - не страшны. Страшно неверие.
Не забудем хотя бы шуточно поздравить своего ребенка с первой школьной отметкой, даже если это всего лишь двойка. (Никакой мало-мальски грамотный учитель, правда, не поставит своему ученику такую первую отметку.) "Ну молодец, поздравляю. Лиха беда начало!" "Ого, пару уже заработал?

А ведь могли бы и нуль поставить"...
Если: "Двойка?.. Эх ты!..

Что ж ты... Как не стыдно, а?" - рискуем сразу и навсегда отбить охоту учиться.
ВНИМАНИЕ! Очень важно!

Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день, не забудь, родитель!

И похвала на ночь (или просто поцелуй или ласковое "доброй ночи") тоже не повредит...
Из ответа одной маме.
Дорогая М. А.,
насчет "работы с подсознанием" Вы не поняли.
Вовсе не надо беспрерывно следить и гадать, как относится Ваша дочка к тому или иному Вашему действию или слову, как относится лично к Вам - занятие утомительнейшее.



Содержание раздела