d9e5a92d

Вопрос с двойной связкой: спонтанное наведение


Идеомоторный сигналинг, по-видимому, является наиболее удобной формой оценки внутренних сигналов и мотиваций, поскольку автономный аспект идеомотороного движения так убедителен для человека, который его переживает. В этом примере миссис Л., как выясняется, верит идеомоторному движению своей руки больше, чем своей собственной сознательной идеации.
Вопрос с двойной связкой: спонтанное наведение
путем вызывания прежних трансовых ассоциаций
Э: Кого-нибудь еще?
Л: Джона.
Э: Вы видели его?
Л: Да.
Э: Вы знаете, что вы сейчас в трансе?
Л: Нет.
Э: Вы действительно умеете входить в транс
эффективно.
Вы умеете получать удовольствие
от использования своих способностей.
Р: Она не знает, отчего в этот момент опять вошла в транс?
Э: Такие вещи следует отслеживать. Я здесь обратил внимание, что, пока она говорила, ее лицевые мускулы начали расслабляться и зафиксированный немигающий взгляд усилился, а мобильность тела уменьшилась. Транс обычно возрождается, когда вы начинаете говорить о любом гипнотическом явлении, которое переживали субъекты. Они начинают вновь переживать то, о чем говорят, и вновь испытывают транс, иногда зная об этом, а иногда нет.

Поэтому дальше вы говорите: “Вы знаете, что находитесь в трансе?” А они не знают. Тогда, считайте, вы только что сообщили им, что можно войти в транс, не зная этого.
Р: Фантастический способ обвести сознание вокруг пальца.
Э: Да.
Р: Вы возрождаете транс путем разговоров о событиях в трансе. Затем вы подбрасываете вопрос с двойной связкой: “Вы знаете, что вы сейчас в трансе?”. Ответ “да” означает, что она знает, ответ “нет” означает, что она не знает, что она находилась в трансе. Оба ответа означают, что она находилась в трансе.

Под вопросом остается только знание об этом. Это еще более подкрепляет транс.

Так что она обнаруживает, что транс случился, а она сознательно не знает точно, как именно. А это демонстрирует, как мало на самом деле знает разум сознательно.

Это очень ценные сведения, поскольку они позволяют ей признать необходимость исследования возможностей ее бессознательного, которые превосходят то, во что верит ее разум сознательно.
Э: Это верно.
Задействование потенциалов бессознательного:
подкрепление внушений через трюизмы
Процесс, о котором вы в себе не подозреваете,
но способности, которые находятся в вашем
бессознательном разуме...
(Пауза)
Ваши глаза широко открыты
и приспосабливаются таким образом, чтобы не стало темно.
(Пауза)
Р: Здесь снова вы подкрепляете мысль, что у нее больше способностей, чем она думает. Вы все время усиливаете акцент на бессознательном и его возможностях, одновременно депотенциализируя их сознательный разум с его ограниченными представлениями о том, что достижимо.

Вы допускаете короткую паузу для того, чтобы это послание было воспринято, но затем, прежде чем она начнет обсуждать этот вопрос, вы произносите самоочевидный трюизм о том, что глаза у нее открыты. Очевидная истинность этого должна вызвать внутреннее “да”, которое может теперь отчасти подкрепить прежнее внушение о ее бессознательных способностях. Вы любите использовать констатацию очевидных истин для подкрепления предыдущего внушения.

В вашей технике рассеивания (Erickson, 1966b) вы используете серию очевидных истин, чтобы окружить ими субъект и тем самым подкрепить каждое внушение.
Постгипнотическое внушение
как обусловленное внушение
Э: Теперь я собираюсь разбудить вас,
и я хочу, чтобы вы очень удивились тому,
что будете не способны согнуть ноги в коленях.
Э: Я разбужу ее как бы сам, но зато она считает, что вошла в транс самостоятельно.
Р: Вы используете формат обусловленного внушения для этого постгипнотического внушения. Внушение (“вы не сможете согнуть ноги в коленях”) идет в паре с неизбежным событием (“я теперь собираюсь разбудить вас”).
Установка, поток сознания и креативность
...И вы ведь не сможете?
(Пауза)
Вы их увидите, но не сможете их чувствовать
после того, как я вас разбужу.
Договорились?
20, 19, 18, 15, 12, 10, 9, 8, 5, 3,
2,
1,
Вы готовы теперь проверить, как там ваша дочка?


Л: Нет.
(Пауза)
Э: Как вы на самом деле себя чувствуете?
(Пауза)
Э: Эти переходы от отрицательного (не будете) к положительному (увидите) и иногда переходы от положительного к отрицательному заставляют пациента оставаться в постоянном движении. Вы переключаете разум туда-сюда.
Р: В чем ценность этого постоянного движения?
Э: Вы не позволяете пациентам создать установку. Мысленную установку, с которой они могут оставаться.
Р: Почему нет?
Э: Вы не хотите, чтобы у них была их мысленная установка.
Р: Вы заставляете их быть в движении, чтобы они вынуждены были ухватиться за вашу мысленную установку?
Э: Да, мысленную установку, с которой вы хотите работать. Вы держите их в движении, так чтобы вы могли их постоянно ориентировать, но не говорите им: “Я хочу, чтобы вы обратили внимание на эту одну вещь”.
Неделание: обобщение успешного
постгипнотического внушения
Л: Мои ноги не проснулись.
Они не работают.
Э: Какое это у вас вызывает ощущение?
Л: Мне неловко.
Э: Как это заставляет вас чувствовать себя, когда у вас ноги не работают?
Л: Очень ограниченной.
Э: Это вас ведь не огорчает?
(Пауза)
Э: Вы можете это сделать с любой частью своего тела, когда вам только нужно.
Вы также можете использовать их всегда, когда нужно.
В любой момент, когда вам это нужно,
вы можете иметь полную власть над своими способностями.
Вы понимаете это?
Э: У нее есть степень магистра, и, тем не менее, она здесь использует детский язык. Гипнотические субъекты часто регрессируют к более простым формам мышления, чувства и поведения.

Становятся проще, моложе, склонны к менее сложным формам.
Р: В этом постгипнотическом внушении содержится нечто большее, чем невозможность стоять: вы подчеркиваете неделание как основной модус гипнотического переживания. Вы даете ей переживание в рамках этого базового понятия, что в трансе не Эго или обычные, свойственные бодрствованию паттерны пациента выполняют гипнотическое внушение. В вашей работе о глубоком гипнозе (Erickson, 1952) вы говорили, что “глубокий гипноз  это такой уровень гипноза, который позволяет субъекту реагировать адекватно и прямо на бессознательном уровне осознания, без вмешательства сознания”.

Вы тонко обобщаете это простое постгипнотическое внушение по поводу ее ног, чтобы оно включало любую другую часть тела. Вы можете очень сильно расширить область любого успешного внушения этим простым обобщением.

Это базовый принцип теории обучения, равно как и гипноза.
Постгипнотическое внушение
и повторное наведение транса
Вы думаете, что совсем проснулись?
Л: Нет.
Э: Совершенно верно.
Закройте глаза, и на этот раз вы можете проснуться, когда я скажу “один”. Ну, один!
Р: Она все еще в трансе, потому что выполняет ваше более раннее постгипнотическое внушение “вы не сможете согнуть ноги в коленях”. Вы описали (Erickson and Erickson, 1941), как выполнение постгипнотического внушения повторно индуцирует момент транса, который может быть использован для того, чтобы навести еще один транс. Это показывает, каким осторожным порой приходится быть при пробуждении субъекта,  если использовались постгипнотические внушения. Вы заметили, что в этот момент, несмотря на то, что вы прошли через формальную процедуру “пробуждения”, сосчитав в обратном порядке до одного, она не делает обычных для пробуждения движений, потягиваний и т.д., для того чтобы изменить положение тела.

Возможно, она еще не проснулась. Это подтверждается, когда она признает постгипнотическое внушение, объявив о том, что ее ноги не проснулись.

Вы задаете вопрос с двойной связкой, “думает ли она”, и любой ответ (да или нет) может предполагать, что она еще в трансе. Она охотно признает, что все еще пребывает в трансе, поэтому вы просто начинаете будить ее заново.
[Л. теперь меняет положение тела, немного перемещая руки, сдвигая ноги и т.д.].
Ратификация транса и пробуждения:
идеомоторные движения и диссоциация
Э: У вас теперь какое-то другое ощущение, какое?
(Пауза)
Л: Я теперь могу делать, что хочу, то, о чем думает мое сознание. Прежде я могла думать о разных вещах, но мне не хотелось ничего в связи с этим делать.
Э: Совершенно верно.
Что-нибудь еще хотите добавить?
Л: Ну, когда я в трансе, я значительно более расслаблена, как бы чувствую, что мне хорошо,
кроме случаев, когда я действительно глубоко в трансе,
вроде я тогда в значительной мере теряю чувство равновесия и ощущаю себя немножко неловко.
Р: Вы подкрепляете то, что она сейчас проснулась, и в то же время ратифицируете ее транс, задавая ей вопрос, какое у нее сейчас другое ощущение, когда она пробудилась?
Э: Да. Когда вы думаете о чем-то, ваше тело совершает много идеомоторных движений.

Когда дети смотрят кинофильм, особенно заметно, как они начинают двигаться, метаться туда-сюда, разыгрывать сцену, которую смотрят. Вот миссис Л. говорит: “Я могу делать то, что хочу, о чем думает мое сознание, в трансе я думаю о разных вещах, но на самом деле мне не хочется ничего в связи с этим делать”.



Содержание раздела