Э: Да.
Р: Это прекрасный способ навести транс косвенным образом так, что С. даже не узнает, что наводится транс. Вы просто задаете невинный вопрос о том, что происходит с ее левой рукой, в ответ она невольно фокусирует внимание на левой руке.
Ваш вопрос фактически является имплицированным внушением того, что что-то произойдет, и когда что-то действительно происходит (движение ли это, осознание ощущения или еще что-то), оно является показателем начинающейся диссоциации (поскольку это, по-видимому, происходит само собой, без сознательного волевого усилия субъекта). Диссоциация, конечно, является одной из основных черт состояния транса.
Э: И субъект знает, что это сделал он. Не говорите субъекту: “Сделай то, сделай это”, многие терапевты указывают пациентам, о чем думать и что чувствовать, это совершенно неправильно.
Р: Более эффективно наводить транс таким образом, чтобы пациент мог знать, что это он сделал.
Удивление для подкрепления транса
Э: Это вас удивляет?
С: В ней правда чуть-чуть покалывает.
Э: Этот вопрос также является утверждением.
Р: Вы подкрепляете “удивление” и имплицитно состояние замешательства, так что ...
Э: ...подкрепляется транс!
Составное внушение для диссоциации
Э: Это произойдет, и у вас не будет контроля над тем, что происходит.
С: Я не помню, как вы говорили мне об этом хоть что-нибудь, поэтому я не знаю, что должно произойти. [Постепенно становится ясно, что ее левая рука застывает неподвижно.]
Э: [Обращаясь к Р.] Вы, может быть, имеете представление о том, что происходит [постепенно становится очевидным, что ее левая рука обездвиживается.]
Р: Это составное внушение, которое очень типично для вашего стиля. Трюизм в первой части “это произойдет” открывает последовательность принятия, которая облегчает принятие вашего сильного директивного внушения во второй части “у вас не будет контроля над тем, что происходит”.
Небрежность, с которой вы это сказали, была настолько обезоруживающей, что в тот момент я даже не понял, что вы делаете сильное внушение, рассчитанное на диссоциацию.
Каталепсия и анальгезия
С: Ну, ощущение довольно странное, как будто моя рука чувствует, что она засыпает или что-то подобное. Я сама не уверена, но, по-моему, моя левая рука тоже немножечко немеет.
Э: Теперь попытайтесь понять, что же происходит, чтобы мы могли определить, что с той рукой.
С: Ну, она немножко онемела.
Э: Что-то еще происходит.
С: Ну, она немножко и двигается тоже.
Э: [Обращаясь к Р.] На самом деле то, что она двигается в этот момент, является формой сопротивления.
(Пауза)
Р: Ваше внушение, что “она не будет иметь контроля над тем, что происходит”, начинает развитие замешательства, каталепсию и, в конце концов, ассоциированную анестезию.
Э: (Обращаясь к Р.) В конце и впрямь есть косвенное внушение, что что-то происходит.
Р: Понятно, ваши замечания, обращенные ко мне, это на самом деле косвенные внушения ей.
Каталепсия как феномен сегментации
Вы можете обнаружить, что происходит с вашей рукой через локоть, затем через запястье.
(Пауза)
Вы видите, что произошло.
Сначала у всей левой руки была предельная подвижность,
затем стала меньше в локте,
затем, наконец, растущая неподвижность вниз к запястью,
и затем, наконец, пальцы.
Так что ваша рука замирала по частям.
(Пауза)
Теперь что, по-вашему, вы сделаете дальше?
Э: У всех пациентов есть собственные паттерны переживания гипнотических явлений по сегментам. Неважно, чтобы она знала, как она это делает, но такого рода описание позволяет мне оставаться с ней.
Очень важно оставаться со своим пациентом.
Р: Так что это было косвенное наведение транса просто путем утверждения, что что-то происходит с ее левой рукой. То, что происходило, было постепенно распространяющейся неподвижностью (каталепсия) и онемением (анестезия). Эти реакции значительно индвидуализированы, и значительная часть искусства терапевта состоит в том, чтобы видеть их спонтанное проявление.
Установив наличие этих гипнотических явлений, вы заканчиваете еще одним вопросом: “Что, по-вашему, вы сделаете дальше?”. Этот вопрос готовит место для еще одного открытого исследования любых других гипнотических явлений, которые она, может быть, готова испытать.
Вы используете ее желание сделать одно, для того чтобы она приняла другое внушение, которое поддержит транс.
Завершение и ратификация транса
Я хочу, чтобы вашим рукам было очень комфортно,
и тогда вы можете проснуться с ощущением комфорта,
и вы можете проснуться только после того, как откроете глаза.
[Обращаясь к Р.] И каким бы ни было состояние транса, если у них глаза были открыты, вы говорите им сначала закрыть глаза и только потом открыть их, чтобы пробудиться. За этим стоит опыт всей жизни.
(С. пробуждается и меняет положение тела, немного потянувшись, прикоснувшись к своему лицу, поправив волосы, одернув юбку.)
Э: Ну, и как вы себя сегодня чувствуете?
С: Отлично.
Э: Устали?
С: Нет, прекрасно.
Э: Теперь, когда вы не в трансе, поднимите руку в то же самое неловкое положение и посмотрите, как она устает.
(С. поднимает руку и вскоре признает, что она начала уставать.)
Э: Нужно, чтобы они закрывали глаза, потому что опыт целой жизни стоит за тем, что глаза должны быть закрыты, перед тем как проснуться.
Р: Вновь вы используете привычный встроенный механизм для своих целей. Какие у вас с этим были случаи? Кто-нибудь когда-нибудь уходил из вашего офиса в трансе?
Как долго вы оставляли людей в трансе?
Э: Люди выходили из офиса и затем возвращались обратно и говорили: “Вы бы меня лучше разбудили”. (Тут доктор Эриксон рассказывает несколько случаев, когда он позволил особенно компетентным гипнотическим субъектам оставаться в трансе так долго, как им было нужно, чтобы решить конкретную проблему в одном случае даже в течение двух недель. Они продолжали свою нормальную повседневную деятельность, причем никто не заметил их состояния транса. Цель транса была в том, чтобы позволить им продолжать прорабатывать некоторую внутреннюю проблему.)
Р: Вы ратифицируете транс, заставляя ее, “пока она не в трансе, поднять руку в том же самом неловком положении и посмотреть, как она устает”. Это, конечно, указание, которое содержит сильное внушение, что ее рука устанет.
Поскольку рука сильнее устает, когда она не в трансе, это ратифицирует то, что она была в трансе прежде.
Замешательство в динамике наведения транса
Р: Вы говорили прежде, что почти во всех ваших техниках наведение замешательства это то, что разрывает их ощущение реальности. Оно разрывает их связь с нормальным состоянием бодрствования?
Э: Да, ведь обычно знаешь, что к чему, о себе и о другом человеке. Когда вы в замешательстве, то внезапно начинаете беспокоиться, кто вы такой, и другой человек начинает исчезать.
Р: Замешательство это задвижка, которая открывает вход в транс?
Э: Да, если вы не уверены по поводу себя, вы не можете быть уверенным по поводу чего-либо еще.
Р: Фактически, они получают большую часть своего чувства реальности от вас, и если вы зароните в них сомнения..?
Э: В конце концов, оно заставит их усомниться в реальности всего в целом. Если вы чувствуете неуверенность в связи с чем-то, вы этого чего-то обычно избегаете.
Р: Я понял! Они начинают уходить от реальности, если они в ней не уверены.
Э: Совершенно верно! Они не знают, что она [реальность] такое.
Р: Если вы затем добавите к этому внушение приятной внутренней реальности, они охотно переходят к ней.
Э: Все лучше, чем это состояние сомнения.
Р: Особенно, если вы в первом ряду зрительного зала и все на вас смотрят.
Э: Хочется выбраться из этой ситуации, но идти некуда, кроме как в транс.
Р: Вот почему гипноз так хорошо работает перед аудиторией. Именно там эстрадные гипнотизеры получают хороший рычаг.
Э: Да, они просто пользуются этим и сознательно усиливают неприятное ощущение своей агрессивной манерой и применением различных трюков. Они сделают что угодно, чтобы убежать от этого. (Эриксон приводит пример того, как он создавал неприятные ситуации, чтобы “катапультировать” пациента в транс. Некоторые из них описаны в статье Росси (Rossi, 1973) “Психологический шок и творческие моменты в психотерапии”.)