d9e5a92d

Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. - Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы

Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. - Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы



Книга содержит более 300 задач и кейсов по курсу «Количественные метода в менеджменте», с неизменным успехом читавшемуся авторами на протяжении 8 лет на различных программах MBA и Executive MBA в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, других институтов, а также на различных корпоративных программах. Множество разнообразных и относительно простых для анализа примеров дает представление о том, как широк спектр приложений количественных методов в управлении.

Книга адресована студентам, слушателям различных программ MBA и как материал для самостоятельных занятий. Для менеджера она является своеобразной «базой данных» для сознания собственных количественных моделей и применения их в практике своей компании. Преподаватели могут использовать книгу как материал для практикумов и семинаров.

.только мелкие сооружения доводит до конца начавший строительство архитектор, истинно же великие постройки всегда оставляют ключевой камень потомству! Вся эта книга — не более как проект, вернее, даже набросок проекта. О, Время, Силы, Терпение и Звонкая монета!

Герман Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»




Предисловие

Курс «Количественные методы в менеджменте» является обязательной частью любой серьезной программы профессиональной подготовки и переподготовки современных управленцев. В нем рассматриваются модели и методы оптимизации управления и принятия решений, развитые за почти сто лет, прошедшие с момента появления научного менеджмента, в специальном разделе прикладной математики, называемом «Исследование операций» (Operations Research).

Все эти модели и методы возникли как ответ науки на прямой заказ от бизнеса, поэтому их распространенность в реальной деловой практике исключительно велика.

Одним из наиболее активных «потребителей» рекомендаций, выдаваемых количественными методами, является Операционный менеджмент - раздел менеджмента, занимающийся рассмотрением каждодневных операций компании, не важно, работает ли компания в сфере производства, торговли или в сфере услуг. Оптимальные планы производства, продаж, закупок, перевозок, агрегатное планирование, управление запасами и проектами, организация работы и оценка эффективности систем массового обслуживания - вот далеко не полный перечень применений количественных методов в управлении операциями.

Количественные методы предоставляют мощные инструменты анализа в области финансового планирования, оптимизации инвестиционных портфелей, для оценки и управления финансовыми рисками, прогнозирования ценообразования производных ценных бумаг и пр.

Трудно представить себе маркетинговые исследования без использования методов статистики и бизнес - прогноза, а количественные методы выбора альтернативы в условиях неопределенности и риска дают незаменимые инструменты для рационального принятия решений во всех областях от производственного и операционного менеджмента до инвестиционного анализа и стратегического управления.

Количественные методы дают четкие и ясные ответы на точно поставленные вопросы. Они позволяют просчитать последствия выбора различных альтернатив и выделить наилучшую по тому или иному критерию. Однако сами по себе количественные методы вопросов не ставят, критерии не выбирают и решений не принимают. Это - задача менеджеров.

Именно менеджер должен увидеть в реальной ситуации возможности применения количественных методов для повышения эффективности управления, распознать, какую именно из известных моделей использовать, проявить волю для организации сбора необходимой информации (данных) для формулировки модели. А после решения задачи (не важно, решил он ее самостоятельно или с помощью специалистов и консультантов) именно менеджер должен понять, что означает полученный результат и как его использовать для принятия разумного управленческого решения.

Таким образом, основная задача курса «Количественные методы в менеджменте» состоит в том, чтобы подготовить менеджеров к использованию количественных методов для принятия эффективных управленческих решений.

Вместе с тем, традиционный подход к преподаванию исследования операций в программах российского высшего экономического и управленческого образования делает основной акцент на математической стороне проблемы, на детальном рассмотрении вопроса о том, как получить решение поставленной математической задачи, какие эффективные алгоритмы решения существуют и в чем они состоят, как технически реализовать и в каких условиях следует применять тот или другой алгоритм. Такой подход полностью оправдан, когда речь идет о подготовке математиков и программистов - специалистов в области исследования операций.

Однако, как отмечено выше, цели курса «Количественные методы в менеджменте» в программах МВА (и других программах подготовки и переподготовки менеджеров) существенно иные. Менеджер должен научиться правильно применять готовые компьютерные программы, хорошо разработанную технику анализа количественных моделей управления для принятия эффективных управленческих решений, а не разрабатывать их заново. В случае, когда стандартные системы поддержки принятия решений по какой-либо причине неприменимы, менеджер может и должен обратиться к услугам специалиста по исследованию операций. Но никто не заменит его на стадии построения модели, определения ее входных и выходных параметров, а также на стадии анализа результатов и принятия решения.

Для реализации отмеченных целей, во-первых, в основу преподавания курса должен быть положен анализ практических управленческих проблем и ситуаций (кейсов). Только на практических примерах можно пытаться научить студентов и слушателей ставить задачу, строить модель для применения количественных методов и анализировать управленческие аспекты полученных решений. Во-вторых, нужно снабдить слушателей инструментом для решения поставленных задач и анализа решений (анализа чувствительности решения к изменениям входных параметров, проигрывание ситуаций «что - если» и т.п.). Таким инструментом может и должен быть компьютер. Подавляющее большинство кейсов и задач представляющих хоть какой-то практический интерес, не может быть проанализировано без компьютера. При этом для эффективного анализа большинства реальных или реалистичных учебных примеров вполне достаточно использовать общедоступную программу электронных таблиц MS-Excel с несколькими дополнительными надстройками к ней.

Следуя этим принципам преподавания, авторы на протяжении более чем 8 лет многократно проводили курс «Количественные методы в менеджменте» в различных вариантах на различных программах MBA и Executive MBA в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, на различных корпоративных программах. Это потребовало подбора и разработки большого количества кейсов и задач для обеспечения как лекционного и семинарского материала, так и материала для самостоятельной работы слушателей и контрольных мероприятий. Результаты этой работы подытожены в настоящем сборнике, который содержит более 300 кейсов и задач.

Многие из них предложены авторами. Некоторая часть материала возникла в результате переработки идей и сюжетов, которые авторы почерпнули в примерах и задачах для самостоятельного решения в различных зарубежных учебниках по количественным методам и операционному менеджменту. При этом авторы не ограничивались простым переводом текстов кейсов и задач, а стремились (там, где это уместно) «русифицировать» их так, чтобы практические менеджеры - слушатели программ, в которых преподавался курс «Количественные методы в менеджменте», находили там легко узнаваемые детали российских экономических и социальных реалий и деловой культуры. С этой целью, как правило, изменялись и численные данные задач. Учебники, оказавшие на авторов наибольшее влияние, приведены в списке литературы в конце этого предисловия.

Наиболее интересной частью материалов, представленных в настоящем сборнике, мы считаем кейсы и задачи, «принесенные» нашими слушателями -практическими менеджерами различных российских и международных компаний. Система оценки работы слушателей, которую используют авторы, включает необязательное задание (которое, однако, может существенно повысить оценку за курс). От слушателя требуется найти в работе своей компании проблему, для которой полезно использовать рассмотренные в курсе количественные методы, сформулировать задачу и решить ее.

1 В этой книге мы используем западный новомодный термин «кейс» и традиционный российский термин «задача» как родственные по смыслу. Сюжеты и кейсов и задач, рассмотренных в книге, представляют реальные или реалистические управленческие проблемы и ситуации. Кейс представляет такую ситуацию более развернуто, с большим количеством деталей (как правило, не нужных для формальной модели). В нем, как правило, формулируется не один, а много вопросов, возникающих при различных вариациях исходных данных. Это позволяет проанализировать различные управленческие аспекты проблемы, провести анализ вопросов «что -если», получить оценку ситуации с разных точек зрения. Вследствие этого и ответ к кейсу не столь однозначен как ответ к задаче. В задаче ситуация более рафинированна, сложность и неоднозначность, присущие реальной управленческой ситуации, заретушированы, применение количественных методов более прямолинейно и носит скорее характер упражнения, чем поддержки принятия решения.

Лучшие из «принесенных» слушателями проблем включены в настоящий сборник (их заголовки содержат помету «бизнес-кейс»). Они составляют около 10% всех кейсов и задач. Для них мы всегда указываем имя автора кейса, его должность и место работы на момент прохождения курса (даже если из методических соображений или соображений конфиденциальности информации кейс был нами переработан). Мы глубоко благодарны слушателям, внесшим столь ценный вклад в настоящий сборник, тем более, что эти слушатели, как правило, не нуждались в улучшении своей оценки. Отметим так же, что часть задач слушателей были настолько сложны, что мы пока не сумели упростить их так, чтобы со спокойной совестью предлагать для решения другим слушателям и студентам. Возможно, что они еще дождутся своего часа.

Весь материал сборника разбит на две части: «Оптимизация в условиях полной определенности» и «Принятие решений в условиях неопределенности и риска», традиционно выделяемые при преподавании курса «Количественные методы в менеджменте» и содержащие следующие разделы:

I. Оптимизация в условиях полной определенности

1 Метод линейной оптимизации

2 Транспортные задачи и логистика; задачи о назначениях и отборе

3 Планирование и анализ проектов

4 Оптимальное управление запасами

5 Комплексное и многопериодное планирование

II. Принятие решений в условиях неопределенности и риска

6 Оптимальное управление запасами с учетом случайных вариаций спроса

7 Выбор альтернатив

8 Управление проектами с учетом случайных вариаций времени выполнения

9 Оценка эффективности систем массового обслуживания и их оптимизация

Каждому разделу предшествует краткий обзор необходимых теоретических концепций и формул. Этот раздел не имеет своей целью заменить учебники по количественным методам в менеджменте. Он лишь «настраивает» читателя на восприятие материала раздела, содержит абсолютно необходимые справочные сведения и описание компьютерных инструментов для решения, а также конкретные ссылки на учебные пособия (в том числе и зарубежные), содержащие подробное изложение соответствующих теоретических материалов.

Далее следует подраздел «Приемы решения задач», содержащий примеры кейсов и задач с решениями. Разобранные примеры формализации моделей и постановки задач, а также приемы их решений с помощью MS Excel, помогут читателю не только решить аналогичные задачи, приведенные в сборнике, но и, как надеются авторы, применить освоенную технику к реальным практическим задачам управления.

Все файлы MS Excel, содержащие примеры, разобранные в разделах «Приемы решения задач», а также надстройку к MS Excel для анализа систем массового обслуживания, написанную авторами для этого раздела курса, читатель найдет на специальной страничке сайта Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ, посвященной настоящей книге.

После этого следуют собственно кейсы и задачи для самостоятельного решения. Следует обратить внимание, что они сгруппированы не по применяемым методам решения, не по их сложности или каким-либо другим характеристикам техники решения, а по сферам деятельности и по областям менеджмента компании (производство, торговля, транспорт и логистика, сфера услуг, финансы, реклама и маркетинг и т.п.).

В конце книги приведены краткие ответы ко всем задачам и кейсам для самостоятельного решения.

Авторы надеются, что настоящий сборник может быть полезен с двух точек зрения. Во-первых, его могут использовать преподаватели как материал для практикума и семинаров по количественным методам в управлении (под каким бы названием и в каких бы программах этот материал ни подавался).

Во-вторых, материалы сборника могут использоваться

заинтересованными студентами, слушателями различных программ и работающими менеджерами как материал для самостоятельных занятий. Относительно простые для анализа примеры, приведенные в сборнике, дают представление о том, как широк спектр приложений количественных методов в управлении. Авторы надеются, что представленные в сборнике разнообразные примеры послужат читателю-менеджеру своеобразной «базой данных» для развития собственных количественных моделей управления и применения их в практике своей компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. М.Г. Зайцев, Методы оптимизации управления для менеджеров (компьютерно-ориентированный подход), «Дело», Москва 2002, «Дело», Москва 2005 (изд. 2-ое дополненное и исправленное).

2. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф., Производственный и операционный менеджмент, “Вильямс”, Москва-Санкт-Петербург-Киев, 2001

3. Эддоус М., Стенфилд Р., Методы принятия решений, «ЮНИТИ Аудит», Москва, 1997

4. Томас Р., Количественные методы анализа хозяйственной деятельности, «Дело и Сервис», Москва 1999

5. В.Н. Сулицкий, Методы статистического анализа в управлении, «Дело», Москва,2002

6. В.А. Козловский, Т.В. Маркина, В.М. Макаров, Производственный и операционный менеджмент, Учебник и Практикум “Специальная Литература”, Санкт-Петербург, 1998

7. Е.С. Вентцель, Исследование операций, «Наука», Москва 1988.

8. Исследование операций в экономике, под ред. Н.Ш. Кремера, ЮНИТИ, Москва, 1997

9. Фомин Г.П., Математические методы и модели в коммерческой деятельности, “Финансы и Статистика”, Москва, 2001

10. М.С. Красс, Б.П. Чупрынов, Основы математики и ее приложения в математическом образовании, раздел II - Основы оптимального управления, «Дело», Москва 2001

11. Austin L.M., P. Ghandforoush, Management Science for Decision Makers, West Publishing Company, 1993

12. Chase R.B., N.J. Aquilano, Jacobs F.R., Production and Operations Management / Manufacturing and Services, Irwin- McGrow-Hill, 1995

13. Lawrence J.A., B.A. Pasternack, Applied Management Science (Computer Integrated Approach for Decision Making), J Willey&Sons, 1998

14. Meredith J.R., S.M. Shafer, E.Turban, Quantitative Business Modeling, SouthWestern, Thomson Learning, 2002.

15. Hiller F.S., G.J. Lieberman, Introduction to Operations Research, McGrow-Hill International Edition, 1995.

Настоящий сборник кейсов и задач составляет учебный комплекс вместе с учебным пособием [1]. Они связаны единой концепцией курса «Количественные методы в менеджменте», общей методикой подачи материала, основанной на рассмотрении реалистических управленческих ситуаций и активном

использовании MS Excel для их анализа, акцентированием управленческих аспектов при использовании количественных методов как поддержки для принятия решений.

Учебное пособие [1] содержит весь теоретический материал,

необходимый для рассмотрения кейсов и задач первой части настоящего

сборника.

Вопросы, связанные с принятием решений в условиях неопределенности и риска в учебное пособие [1] не вошли. Все эти вопросы автор учебного пособия [1] предполагает рассмотреть в специальной книге, которая находится в стадии подготовки к изданию.

Для изучения теоретических вопросов, не вошедших в пособие [1], но необходимых для рассмотрения кейсов и задач второй части настоящего

сборника, авторы рекомендуют отдельные главы учебников [2-5]. Ссылки на них будут даны в соответствующих разделах настоящего сборника.

В переводном издании одного из наиболее популярных на западе учебников по операционному менеджменту [2] содержатся описания всех количественных методов и моделей, которые авторы используют в этом сборнике.

Переводные книги [3,4] содержат большинство из рассматриваемых в сборнике вопросов. В них достаточно много реалистичных практических примеров и мини - кейсов, но, к сожалению, совершенно не используется компьютерная поддержка и, в соответствии с традиционной манерой изложения, слишком много внимания уделяется изложению «ручных» методов анализа количественных моделей.

В книге [5] рассмотрены статистические методы и модели, не затронутые в пособии [1]. Приведены примеры использования этих методов в практических ситуациях, взятых из разных областей управленческой деятельности. Особенно полезно использовать эту книгу при решении задач разделов 6 и 7.

В книге [6], хорошо представлено использование некоторых количественных методов и моделей в производственном и операционном менеджменте, а в практикуме приведено много интересных задач.

В качестве общего введения в предмет можно использовать интересную популярную книжку [7].

В книгах [8-10] подробно представлены математические методы и алгоритмы, лежащие в основе оптимального управления.

Современные американские учебники [11-15] оказали большое влияние на авторов и в плане формирования концепции курса «Количественные методы в менеджменте», и в плане разработки конкретных методик преподавания, и как источники кейсов и задач с интересным управленческим содержанием, которые в переработанном, «русифицированном» виде вошли в настоящий сборник.

Благодарности

Мы благодарим ректора Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ профессора С.П. Мясоедова и декана Высшей школы менеджмента ГУ - ВШЭ профессора С.Р. Филоновича. Их бизнес школы стали для нас настоящей творческой лабораторией, вне которой настоящая книга не могла бы возникнуть.

Мы приносим искреннюю благодарность нашим бельгийским коллегам по совместной программе Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена (UAMS) и ИБДА АНХ профессорам Нико Вандале и Клоду Ван Мехелену за неформальное творческое сотрудничество, которое во многом сформировало нашу концепцию преподавания курса, и за любезно предоставленные учебные материалы и кейсы, которые в переработанном виде вошли в настоящую книгу.

Мы глубоко благодарны нашим слушателям:

Аксенову Сергею Петровичу (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА) АНХ, группа ЕМВА-04, 1999 г.),

Аптекарю Андрею Александровичу (программа MBA Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 20, 2004 г.),

Бакшееву Егору Владимировичу (программа MBA Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 08, 2002 г.),

Балю Игорю Эмиьевичу (программа MBA Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 15, 2003 г.),

Вощинскому Сергею Сергеевичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа МВА-10, 2001 г.),

Голубеву Сергею Александровичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа РМВА-06, 2003 г.),

Джавахяну Вигену Мишаевичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа МВА-11, 2001 г.),

Довнару Александру Станиславовичу (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА) АНХ, группа ЕМВА-09, 2002 г.),

Зайцеву Александру Владимировичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа МВА-12, 2002 г.),

Кобленц Наталье Георгиевне (программа MBA Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 11, 2002 г.),

Кузембаеву Рашиду Талаповичу (программа MBA Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 18, 2003 г.),

Кузьмичевой Виктории Николаевне (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА), группа ЕМВА-10, 2002 г.),

Левину Алексею Алексеевичу (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА), группа ЕМВА-09, 2002 г.),

Попову Дмитрию Сергеевичу (программа MBA Высшей школы

менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 01, 2000 г.),

Макарочкиной Наталье Викторовне (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА), группа ЕМВА-16, 2006 г.),

Малинину Юрию Алексеевичу (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА), группа ЕМВА-09, 2002 г.),

Мирошниченко Александру Витальевичу (программа MBA Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, группа 04, 2001 г.),

Пчелинцеву Владимир Юрьевичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа МВА-04, 2002 г.),

Робертусу Виталий Владимировичу (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА) АНХ, группа ЕМВА-11, 2003 г.),

Федосееву Дмитрий Александровичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа МВА-10, 2001 г.),

Чупрыненко Ирине Владимировне (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА) АНХ, группа ЕМВА-11, 2003 г.),

Шевлягину Виктору Владимировичу (программа MBA ИБДА АНХ, группа РМВА-02, 2001 г.),

Щурову Дмитрию Вячеславовичу (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА) АНХ, группа ЕМВА-13, 2004 г),

Ясенской Виктории Владиславовне (совместная программа Executive MBA школы менеджмента университета Антверпена UAMS и IBS-M (ИБДА) АНХ, группа ЕМВА-03, 1999 г),

которые сумели применить знания и навыки, полученные в нашем курсе, для решения практических проблем в своих компаниях и сформулировали задачи и кейсы, вошедшие в настоящий сборник.

Мы также благодарны всем слушателям программ MBA и Executive MBA вышеуказанных школ, которые своим энтузиазмом и добрым отношением к предмету стимулировали нас к работе над этой книгой.

Наконец, мы искренне признательны нашим женам: Алле Варюхиной, которая перерешала большинство задач и составила первую базу данных задач, решений и ответов, и Наталье Зайцевой, которая прочитала и откорректировала первоначальный текст рукописи. В результате их работы количество ошибок в книге значительно уменьшилось. Вместе с тем мы отдаем себе отчет, что в таком объемном сборнике все ошибки (как в формулировках задач и кейсов, так и в их решениях) устранить сразу невозможно. Поэтому мы заранее благодарны читателям, которые такие ошибки обнаружат и сообщат нам о них.

Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. 26 апреля 2006 года



Содержание раздела