Но от увеличения продаж новых импортных иномарок российский рынок надежно, как Уральским хребтом, защищен низкой покупательной способностью населения России. Иностранные автоконцерны вот уже три года готовят планы автосборочных производств в России. За это время Киа, Хенде, БМВ, Дэу, Фольксваген, Дженерал Моторс, Фиат, Рено и Форд озвучили свои планы по производству (в сумме) около 200000 машин в год начиная с 2005 года. Но по оценкам экспертов этих же компаний, сейчас российский рынок автомобилей стоимостью свыше 10000 долларов не превышает 50000 машин в год. Чтобы уравнять две эти цифры, надо ждать, пока российский покупатель разбогатеет, либо снижать себестоимость за счет компонентов российского производства.
Инвесторы занялись поиском качественных российских компонентов и выяснили, что таковых почти нет. Например, Фиат из 127 производителей не нашел ни одного, a Рено из 91 отобрал 16 (с дипломатичной оговоркой способны соответствовать нашим критериям). Не менее серьезной преградой для иностранцев оказалась структура собственности производителей автокомпонентов. Оказалось, что смежники либо глубоко интегрированы в вертикальные структуры (как, например, на Волжском автозаводе), либо на 7080% завязаны на одного покупателя. То есть иностранцам приходится уповать на стабильность российских автозаводов, чтобы с ними же успешно конкурировать.
Наиболее сильно укрепились на российском рынке корейские производители, благодаря невысоким ценам на автомобили. Корпорация Киа открыла автосборочное предприятие в свободной экономической зоне Янтарь (город Калининград). Правда кризис на головном предприятии в Корее не обошел стороной и филиал в России совместное предприятие сейчас стоит с пустыми цехами нет поставок комплектующих.
Корпорация Дэу заключила договора с заводами Красный Аксай (город Аксай выпуск Дэу Эсперо, Дэу Нексия, Дэу Тико и Дэу Дамас) и Донинвест (город РостовнаДону выпуск Донинвест Кондор и Донинвест Ассоль) на отверточное производство своих автомобилей. Но продвижению русских Дэу в России мешает предприятие Дэу в Узбекистане у них автомобили, даже после таможенной пошлины получаются дешевле, хотя качество сборки у УзДэу гораздо хуже.
Концерн Хенде нашла партнера в городе Балаково Саратовской области. Совместное предприятие выпускает модели Хенде Соната II, Хенде Соната III и Хенде Лантра.
Концерн Дженерал Моторс продолжает переговоры о совместных предприятиях с Волжским автозаводом (город Тольятти) и ЕлАЗом (город Елабуга). Но если первое еще находится на стадии разработки, то второе уже работает, выпуская Шевроле Блейзер и Опель Вектра.
Концерн БМВ открыл автосборочное предприятие в городе Калининграде. Общие объемы инвестиций в предприятие 125 миллионов немецких марок. Выпускаются модели БМВ пятой серии и Ланд Ровер Дефендер
Концерн Фиат и АО АвтоГАЗ организовали совместное предприятие НижегородМоторс (город Нижний Новгород). На совместном предприятии планировалось собирать до 150000 автомобилей Фиат моделей Мареа, Сена и Палио Викэнд, но реально производство ограничивается штуками.
Концерн Форд начнет серийное производство автомобилей Форд Фокус в России только в конце 2001 года. Монтаж оборудования на площадях предприятия Русский дизель (город Всеволожск, Ленинградская область) планируется завершить в июле 2001 года, а в сентябре выпустить первые 10 автомобилей Форд Фокус. На первоначальном этапе планируется производить до 5 тысяч автомобилей в год, а в дальнейшем увеличить объем ежегодного производства до 2330 тысяч автомобилей. По итогам 2000 года Форд намерен сохранить продажи автомобилей в России в 2001 году на уровне 1999 года и реализовать 1775 автомобилей (против 5072 автомобилей в 1998 году).
Концерн Рено открыл совместно с АО Москвич автосборочное предприятие Автофрамос (город Москва), которое заканчивает в новом здании завода ремонтные работы, а также монтаж сборочного конвейера и оборудования для регулировки и контроля автомобилей. В августе 2000 года сборка автомобилей на совместном предприятии была приостановлена в связи с переводом сборочного цеха в новое здание (бывший корпус АО Москвич по сборке двигателей). К настоящему времени точная дата возобновления сборки автомобилей еще не определена. В новом цехе совместное предприятие будет собирать автомобили Рено Клио Симбол и Рено Меган. АО Автофрамос в первом полугодии 2000 года произвело 800 автомобилей. В 1999 году Рено реализовало в России 1146 автомобилей, в том числе 535 автомобилей, собранных на АО Автофрамос.
Концерн Фольксваген пытается наладить отношения с ИжМашАвто (город Ижевск). Но дальше переговоров дела так и не продвигаются у Фольксвагена слишком жесткие требования к ИжМашАвто. В частности концерн запрещает заводу производить свои модели и пикапы на их модификациях. По требованиям Фольксвагена ИжМашАвто должен производить только автомобили Шкода Фелиция и Шкода Октавия, на что руководство завода никогда не согласится.
Таким образом, практически никто, кроме корейских автопроизводителей, серьезно не закрепился в России, да и они находятся в нестабильном состоянии из за экономического кризиса в Корее. Производство носит штучный характер, а выход на проектные мощности напрямую зависит от повышения благосостояния населения России, что произойдет очень нескоро. Иностранные автопроизводители ищут возможность удешевить свои автомобили, сделать их более доступными российскому покупателю. Они постоянно проводят переговоры с различными предприятиями в России, которые обладают хорошо квалифицированной рабочей силой и подходящей производственной базой. Процесс этот достаточно динамичный и точно отследить его невозможно, так как за год проводятся десятки переговоров и рассматриваются сотни вариантов для сотрудничества.
III АО АвтоВАЗАвтоВАЗ на сегодняшний день крупнейший производитель легковых автомобилей в России. Он является верхушкой большой производственной пирамиды, состоящей из множества поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, филиалов и дочерних предприятий как в России, так и за рубежом.
Волжский автозавод сумел пережить кризисы 1994 и 1998 годов, увеличить выпуск своей продукции, поднять качество выпускаемых автомобилей, а также разработать принципиально новые модели, имеющие успех не только на российском рынке, но и дающие реальные шансы выйти на мировой рынок.
III.1 Работа АО АвтоВАЗ в современный периодТрудности для акционерного общества АвтоВАЗ начались задолго до 17 августа 1998 года еще в первой половине 1994 года. Сложившаяся на тот момент экономическая ситуация, в которой ввоз автомобилей в страну оказался выгодней вывоза, привела к затовариванию отечественного рынка подержанными иномарками. В 1996 году было ввезено 457 тысяч импортных автомобилей, а в 1997 году уже 620 тысяч, из них только 20% новых. Цены на них были относительно низкими, что, естественно, затрудняло АвтоВАЗу сбыт своей продукции. Но если в 1997 году Волжский автозавод сумел продать свою продукцию, а это более 740 тысяч автомобилей, то в первом полугодии 1998 года начал испытывать серьезные сложности со сбытом. За январьапрель 1998 года АвтоВАЗ отгрузил торгующим организациям 244795 автомобилей, что на 5 тысяч машин выше соответствующего прошлогоднего показателя. На тольяттинских улицах стали не редкость универсалы ВАЗ 2111, собираемые на главном конвейере с участием опытнопромышленного производства. Но перебои финансовых потоков изза зимнего спада в реализации автомобилей сказались на темпах освоения производства, обеспечении комплектной сборки прежде всего автомобилей нового семейства ВАЗ 2110.
В первые майские дни существенного пополнения оборотных средств не произошло. На грани возможного трудились заводские цеха, но калашные ряды автомобилей у заводских корпусов по прежнему росли. На полигоне для обкатки новых автомобилей Волжского автозавода скопилось более 17 тысяч как недоукомплектованных, так и полностью собранных автомобилей по причине отсутствия спроса на них. Волжский автозавод был вынужден перейти на 35 часовую рабочую неделю в одну смену. Так работа продолжалась два летних месяца обычно самых популярных с точки зрения продаж. АвтоВАЗу удалось выровнять ситуацию, и с 17 августа предприятие приступило к работе по нормальной схеме, в две смены.
После известных августовских событий, когда обвал рубля и рост курса доллара поставил в невыгодное положение покупку иномарки. Возник ажиотажный спрос на вазовские автомобили, но при этом замерла банковская система. Волжский автозавод предпринял все усилия, чтобы избежать больших финансовых потерь. И, в общемто, это ему удалось сделать. Но деньги в этой ситуации не могли дойти до поставщиков Волжского автозавода. Поэтому завод был вынужден отказаться от рублевых расчетов и обратиться к бартеру. И всетаки некоторые поставщики комплектующих оказались не в состоянии на прежнем уровне обеспечивать Волжский автозавод, что не позволило предприятию произвести запланированное количество автомобилей: в сентябре было выпущено на 8700 машин меньше, чем планировалось, в октябре на 4500. Пришлось заново восстанавливать всю систему поставщиков, и уже в ноябре АвтоВАЗ практически справился с производственной программой. Но сказалось вымывание оборотных средств у поставщиков. Поэтому Волжский автозавод не справился даже с уменьшенным годовым планом и выпустили вместо 611 тысяч автомобилей 594 тысячи.