Нет более скучного занятия, чем изучение какой-нибудь науки по учебникам и учебным пособиям. Это касается не только общественных и экономических дисциплин, но и точных наук, математики, в частности. Если читатель уже имеет опыт преподавательской работы, он знает, с каким противоречием все мы, преподаватели, сталкиваемся.
С одной стороны, нам хочется, чтобы наши ученики, студенты, магистранты и, тем более, аспиранты углубленно изучали первоисточники, классическую литературу по заданной теме, ощущали аромат истории науки, с другой, — мы точно знаем, что делать этого они не станут хотя бы из-за недостатка времени. Наши ученики все равно будут обращаться к учебникам, методическим пособиям, иным комментирующим материалам. А ведь учебники написаны обычными людьми, авторами, имеющими свои пристрастия, симпатии и антипатии, свое понимание предмета науки, методов исследования и изложения и, конечно, свои методические приемы подачи материала. И чем лучше написан учебник, тем быстрее учащийся попадает в плен чужих идей, порой ложных.
А поскольку первоисточники и классическая литература остаются за пределами внимания, то искаженный взгляд на предмет, сформированный в молодости, в период обучения, может сохраниться на всю жизнь.
Если учебник написан слишком занимательно, то это зачастую происходит за счет содержательности. А если учебник уж очень содержателен, то скучен невероятно. Вот и приходится выбирать некий методический оптимум, прийти к которому нелегко: все время возникает соблазн уклона в ту или иную сторону.
Идеальный учебник не должен быть похож на лекарство: хотя и полезно, но не вкусно. Но учебник — и не художественное произведение, он требует значительных мозговых усилий. Главная цель любого учебного пособия — это усвоение учащимся некоего набора позитивного материала, без которого невозможно понимание предмета данной науки. Но есть еще более важная цель — вызвать у читающего человека интерес к науке, желание самому покопаться в источниках, полистать труды выдающихся представителей науки.
Вот тут-то не обойтись без определенной доли занимательности. И если в учебном пособии содержатся дискуссионные материалы, спорные гипотезы, непривычные подходы к теме — это может еще более возбудить интерес к науке, правда, если автор учебника не выставляет свою точку зрения в качестве непререкаемой истины и прямо признается в существовании иных взглядов.
Самая прекрасная мечта преподавателя, пока еще плохо реализуемая на практике, — это сомневающийся ученик, пытающийся самостоятельно докопаться до истины, но при этом отталкивающийся от знаний, полученных от учителя или из учебника.
Вот с такой мечтой и приступал я к работе над учебным пособием.
Что имеем?
Новый государственный образовательный стандарт предполагает восстановление в правах учебной дисциплины";История экономики";; в системе высшего экономического образования. На всякий случай напомню основные требования стандарта.
Сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства:
— азиатский способ производства и античное рабство;
— классическая модель феодальной экономики (Франция);
— особенности феVдального хозяйства (Англия, Германия, Россия, Япония);
— генезис капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США);
— реформистский путь перехода к рыночной экономике (Германия, Россия);
— промышленный капитализм в Японии (патерналистская модель);
— основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX и XX веков;
— особенности монополизации экономики по странам;
— становление различных систем регулируемого капитализма;
— возникновение, развитие, кризис хозяйственной системы государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы;
— сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств;
— различные модели смешанной экономики;
Не будем сейчас спорить о том, насколько адекватен современному уровню развития науки этот стандарт. Предположим только, что степень адекватности скорее низка, чем высока. Для нас сейчас важно, что история экономики России справедливо рассматривается в контексте мировой истории. И если бы речь шла только об обычных студентах экономических факультетов и вузов, то было бы не вполне корректно изучать историю экономики России отдельно от мировой истории, тем более что обычно наш курс читается в первом семестре при крайне небольшом объеме учебного времени, когда студенты только приступают к овладению экономической наукой. Но это пособие рассчитано на студентов, а также магистрантов и аспирантов, уже немало знающих из отечественной истории.
Поэтому мы имеем возможность рассматривать историю экономики России как относительно самостоятельную дисциплину.
Между тем одной из самых больших трудностей, с которыми сталкиваются студенты, магистранты и аспиранты, изучающие экономическую историю России, является недостаток учебной литературы. Практически исчерпывающий список, предлагаемый вузовскими библиотеками, сводится к следующему:
— Конотопов М. В., Сметанин С. И. Очерки истории экономики.— М.: ВлаДар, 1993;
— Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учебное пособие.— М.: Филинъ, Юстицинформ, 1998;
— Чунтулов В. Т. и др. Экономическая история СССР. Учебное пособие для экономических вузов.— М.: Высшая школа, 1987;
— Экономическая история социалистических стран. Учебное пособие для экономических вузов/Под ред. В. А. Жамина.— М.: Экономика, 1985.
Хотя книги эти относительно новые, нужно признать, при всем уважении к авторам, что написаны они в традиционном духе и не могут сегодня удовлетворить ни преподавателей, ни учащихся.
Эти учебники и учебные пособия не отвечают современным требованиям по следующим обстоятельствам.
Во-первых, все они исходят исключительно из формационной концепции историко-экономического процесса. Ни в коем случае не отрицая огромные познавательные возможности формационной теории, отметим объективное существование и иных, прежде всего цивилизационных, взглядов, давших не менее значительные научные результаты, о чем свидетельствуют уже имеющиеся и хорошо известные специалистам публикации:
— Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.- В 3 т.- М.: Прогресс, 1986-1992;
— Ван дер Bee Г. История мировой экономики. 1945—1990.— М.: Наука, 1994;
— Цивилизации. Вып. 1—4.— М.: Наука, 1992—1997;
— Яковец Ю. В. История цивилизаций. Учебное издание.— М.: ВлаДар, 1995;
— Яковец Ю. В. У истоков новой цивилизации.— М.: Дело, 1993.
Во-вторых, в учебной литературе практически не учитываются национально-специфические черты историко-экономического процесса, подчеркивается формационная предопределенность социально-экономических событий, что создает ложное впечатление равномерного, монотонного и равновесного развития экономики. Авторы постоянно силятся доказать, что Россия развивается";как все";;, что не соответствует действительности. Подчеркну, кстати, что и противоположный взгляд на российскую экономическую историю, как на бесконечную и исключительно самобытную цепь отклонений от всемирно-исторического вектора, не менее ошибочен.
Все это делает насущной задачу создания нового учебного пособия по истории экономики России, которое органически сочетает достижения формационного и цивилизационного подходов, сопоставляет общемировые тенденции и особенности национального развития, учитывает пределы действия собственно экономических законов, представляет единую картину исторического развития экономики*.
* Оптимальный объем курса для студентов — 36 часов: лекции — 18 часов, семинары — 18 часов. Форма контроля — зачет, предпочтительно в виде экономического сочинения. Оптимальный объем курса истории экономики России для магистрантов и аспирантов — 40 часов: лекции — 16 часов, семинары — 24 часа Форма промежуточного контроля — реферат.
Теоретическое обоснование концепции учебного пособия
Мне чужда идеализация и прошлого (что ведет к реакционному романтизму в исследованиях), и настоящего (что ведет к апологетике), и будущего (что ведет к беспочвенному прожектерству). Объективность и спокойный взгляд на факты — вот те методологические приемы, которые положены в основание пособия.
Учитывая актуальность транзитологической проблематики в современной России, в пособии особое внимание уделяется периодам кардинальных экономических реформ. При этом мне хотелось разгадать одно из самых загадочных явлений российской истории: постоянные вмешательства государственных лидеров России в естественно - исторический процесс не только не ускорили развития российской экономики, но и консервировали ее перманентную";отсталость";;.
Я не случайно поставил слово";отсталость";; в кавычки. Наша страна была отсталой с точки зрения самих реформаторов и преобразователей, а не ее граждан. Кстати, мало кто и из иностранных исследователей рисковал подчеркивать нашу отсталость. Социальный";мазохизм";; — явление сугубо национальное и трудно объяснимое.
Только сейчас мы начинаем осознавать, что жить";по-другому";; не значит жить";плохо";;*.