d9e5a92d

Конституционные демократы начала хх века экономическая и политическая программа


конституционные демократы начала хх века: экономическая и политическая программа
иберализм в России начал формироваться в первой половине XIXвека. Качественно новый этап в его развитии наступил на рубеже XIX– XXвв. В этот период наряду с консервативным направлением и занимавшими центристские позиции земцами-конституционалистами появляется либеральная интеллигенция, настроенная более радикально и открыто выступающая за признание прогрессивности капиталистического пути развития России.

Либеральная интеллигенция исходила из самодостаточности человеческой личности, нуждающейся в обеспечении ее свободы. Классический либерализм не противопоставлял свободу и равенство. Либерализм российской интеллигенции начала ХХвека представлял собой синтез достижений российской и западноевропейской либеральной мысли.
Формирование партии кадетов
Идейные и организационные истоки формирования конституционно-демократической партии—главной партии либерально-монархической буржуазии (называлась также "партией народной свободы") были тесно связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже веков. Представляя левое крыло либералов, кадеты стремились отмежеваться от крайне правых и крайне левых радикалов.
Политическая линия конституционно-демократической партии определялась ее составом. Больше половины партии кадетов составляли профессора, юристы, публицисты, земские деятели — цвет российской интеллигенции, мечтавшей о преобразовании страны парламентским путем, на основе общечеловеческих ценностей.
После принятия Манифеста 17октября 1905г. в стране стали образовываться легальные политические партии, как общероссийские, так и национальные. Шло интенсивное формирование многопартийной системы. Почти одновременно появились две крупные буржуазно-либеральные политические партии: конституционно-демократическая (кадеты) и "Союз 17 октября" (октябристы).
Конституционно-демократическая партия организационно оформилась в октябре 1905г.*, что совпало с периодом наивысшего подъема революции 1905г. Учредительный съезд кадетской партии, проходивший 12– 18 октября в Москве, принял ее программу и устав, избрал временный центральный комитет.

К концу 1905г. в России уже действовало свыше 70региональных кадетских комитетов, общая численность партии составляла 50– 60тысяч человек [1]**. Главным теоретиком и тактиком партии кадетов был талантливый историк и публицист, ученик О.В.Ключевского — П.Н.Милюков, активно включившийся в либерально-оппозиционное движение.
Кадеты в своих программных установках делали ставку на реформы и компромиссы, отрицая крайности. Однако накал революционной борьбы привел к несколько иному результату. Специальная резолюция I съезда была посвящена принятию конституции Учредительным собранием.

В реализации данного положения кадеты главенствующую роль отводили Государственной Думе.
По этому поводу лидеры либералов (представители от кадетов и октябристов) вступили в переговоры с председателем Совета министров С.Ю.Витте. Первый тур переговоров прошел 21октября 1905г. Требования членов делегации о проведении конституционных реформ Витте квалифицировал как неприемлемые.

Во втором туре 23октября обсуждался вопрос о создании коалиционного правительства, однако и он не принес результатов. Примерно в это же время произошла встреча С.Ю.Витте с лидером кадетов П.Н.Милюковым, на которой премьер-министр прямо заявил, что речь о конституции идти не может.
Изучение программы кадетов представляется важным как минимум по той причине, что после Февральской революции 1917г. эта партия оставалась, по существу, единственной несоциалистической партией в России, а значит основной альтернативой социалистическому пути развития нашего Отечества.
Программа партии кадетов
Исходной посылкой политической программы кадетов была идея эволюционного развития общества, постепенного реформирования российских властных структур. Они требовали замены неограниченного самодержавия конституционно-монархическим строем. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционная монархия британского типа, где "король царствует, но не управляет". Последовательно проводилась мысль о разделении властей– законодательной, исполнительной и судебной.



Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод — слова, собраний, союзов и т.д., настаивали на соблюдении гражданских и политических прав личности, т.е. стремились к созданию в России правового государства.
Обоснованию кадетской программы конституционной монархии служила теория правового государства. М.М.Ковалевский* подчеркивал, что право — первично, а государство— вторично, что праву принадлежит приоритет над государством [2].
Кадеты-юристы считали, что признание верховенства права выражается в трех условиях: а)не может быть изменений правопорядка в государстве без участия народного представительства; б)не может быть безответственных правительственных актов, хотя могут быть безответственные органы; в) должен существовать правильный суд [3]. Для правового государства характерно участие народа в законодательстве, контроль за исполнением законов и самоограничение государственной власти. По мнению Ф.Ф.Кокошкина**, правовое и конституционное государство— синонимы, истинно правовое демократическое государство не может не быть парламентарным, так как венцом конституционального режима является парламентаризм [4].
Постепенно русские правоведы ввели в научный обиход понятие "конституционное право". Раньше они оперировали термином "государственное право", употребляя понятие "конституционное право" лишь применительно к Западной Европе. Со временем этот термин прочно утвердился в правовом научном лексиконе.
Вместе с тем в программе кадетов было немало положений, которые не соответствовали позиции последовательного демократизма. Так, в национальном вопросе кадеты занимали позицию, которая давала возможность оппонентам-социалистам упрекать их в "великодержавности". Кадеты, будучи по своим принципам унитаристами, не признавали права наций и народностей на политическое самоопределение и отделение от Российской империи, допуская лишь лозунг культурно-национального самоопределения (которое предполагало использование национальных языков в системе образования, в книгоиздании, судопроизводстве) и в отдельных случаях— областной автономии.

Для Польши и Финляндии кадеты признавали более широкую автономию, но в рамках единого Российского государства.
Теоретики Партии народной свободы остро осознавали возраставшее несоответствие между отжившей свой век политической системой и потребностями реформирования страны. Являясь идеологами либерализма нового типа, кадеты считали наиболее оптимальной, рациональной основой общественного процесса рыночное хозяйство, поэтому программа кадетов с наибольшей полнотой и последовательностью выражала тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу.
Большое внимание в программе партии уделялось решению экономических проблем. Наиболее обстоятельно был разработан аграрный вопрос. Кадеты исходили из того, что без кардинального решения этого вопроса невозможно преобразование экономики страны и подъем уровня жизни населения. Они выступали за освобождение крестьян от общинных пут, за создание мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства, за формирование рыночной инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Предлагалось образовать особый фонд из государственных, удельных, кабинетских, монастырских и части помещичьих земель и из этого фонда наделять крестьян.

Кадеты считали, что без частичного принудительного отчуждения помещичьей земли решить аграрно-крестьянский вопрос в России невозможно (министр внутренних дел П.А.Столыпин, крайне правые и октябристы настаивали на полной неприкосновенности помещичьего землевладения).
Вопрос о допустимых пределах отчуждения помещичьей земли был одним из сложных и дискуссионных пунктов аграрной программы. Основным критерием оценки отчуждаемых земель, принадлежащих помещикам, являлся способ их эксплуатации. Партия народной свободы считала возможным пожертвовать крупным помещичьим землевладением, являвшимся экономической основой сохранения полукрепостнических форм аренды, оплотом самодержавия и постоянным источником недовольства крестьян.

Определенная часть левых кадетов выступала за отчуждение части среднего помещичьего землевладения. Однако руководство кадетской партии решительно возражало против подобного радикализма. Постоянно подчеркивалось, что на этот шаг следует идти лишь в крайних случаях, когда "не представляется никакой иной возможности удовлетворить земельную нужду окрестного населения и когда притом будет обеспечена надежда, что хозяйство станет и впредь продолжаться в не худшем виде, чем прежде" [5].
Одним из коренных вопросов кадетской аграрной программы был вопрос о выкупе, претерпевший эволюцию. Отчуждение земли кадетами допускалось только за выкуп. Они были убеждены, что выкуп необходим, ибо "земля не дар божий, а продукт трудов человеческих и воплощение капитала". В период подъема революции кадеты выступали за выкуп земли за счет государства.

Наряду с этим набирало силу течение, представители которого предлагали возложить часть платежей на самих крестьян. "Неблагоприятное нравственное влияние дарового приобретения земли на народную массу способно было бы уничтожить все благие экономические следствия этой меры,– писал Н.Н.Кутлер*. — Даровая раздача малоземельным крестьянам земель, приобретенных на общегосударственный счет, была бы вместе с тем несправедливостью в отношении прочих классов населения" [6].

Интересные записи



Содержание раздела