d9e5a92d

Перевод Демидовского училища в Петербург


После перевода Демидовского училища в Петербург Москва, важнейший центр торговли, промышленности и предпринимательства, осталась без учебного заведения финансово-экономического профиля. В 1803 г. инициатором создания нового коммерческого училища в первопрестольной стало собрание купеческого и мещанского обществ. После утверждения Александром I в 1804 г. устава этого коммерческого училища оно также стало именоваться Императорским [8].
Оба коммерческих училища находились в ведении императрицы Марии Федоровны, не испытывали денежных затруднений и обладали значительными социальными и служебными привилегиями. Этому способствовала заинтересованность Министерства финансов в расширении числа образованных чиновников в центральных и местных финансовых ведомствах. В 1807 г. Александр I особым законодательным актом утвердил право окончивших Императорские училища получать чин 14-го класса, что открывало путь к чиновничьей карьере выходцам из торгово-мещанских слоев.
В 1839 г. Николай I подписал указ, даровавший тем, кто обучался в столичных коммерческих училищах и прослужил десять лет по коммерческому делу, право поступать на службу в Министерство финансов и Главные управления по финансовой части Российской империи. Тогда же циркуляром Е.Ф. Канкрина выпускники Петербургского училища освобождались от телесных наказаний и рекрутской повинности.

Питомцы столичных коммерческих училищ делали карьеру в качестве начальников канцелярий и директоров уездных и губернских казенных палат, а также чиновников Комиссии погашения долгов, Петербургской и Московской контор Коммерческого банка, департамента горных и соляных дел Министерства финансов, Московского горного правления, Петербургской, а также Московской Сохранной казны.
Иначе сложился путь еще одного коммерческого учебного заведения, учрежденного одновременно с Московским Императорским коммерческим училищем. Его основателем стал прусский коммерсант, автор “Самоучителя бухгалтерии” К.И. Арнольд. С утверждением в декабре 1810 г. устава этого учебного заведения оно получило наименование Практической коммерческой академии. В отличие от Петербургского и Московского Императорских коммерческих училищ Практическая академия подчинялась Министерству финансов, а одним из первых ее попечителей был Д.А.

 Гурьев. В 1840-х годах Е.Ф. Канкрин из фондов Министерства финансов выделил ей ссуду в 100 тыс. руб. для постройки нового здания. В 1851 г. по ходатайству министра финансов Ф.П.

 Вронченко Николай I утвердил новый устав, после чего учебное заведение стало именоваться Московской Практической академией коммерческих наук [9].
Министерство финансов было заинтересовано не только в расширении круга образованных чиновников, но и распространении коммерческого образования среди торгово-промышленного сословия, поэтому новый устав Практической академии открывал возможность для развития в этом учебном заведении политической экономии и конкретных финансово-экономических наук, необходимых в частном предпринимательстве. Кроме того, выпускникам академии предоставлялись преимущества, повышавшие социальный статус купцов, звание кандидата коммерции, а затем и коммерции советника. Выходцы из мещанства и крестьянства становились почетными гражданами, что означало освобождение от телесных наказаний и выплат каких-либо податей.

Тогда же выпускникам Практической академии была дана новая привилегия поступать на должности преподавателей специальных дисциплин реальных и коммерческих училищ на равных правах в чинопроизводстве с теми, кто имел университетский диплом. В 1853 г. выпускники, получившие за отличные успехи звание кандидата коммерции, выбывали из податного и даже купеческого сословий.
Подготовка к проведению реформ в конце 1850-х годов настоятельно потребовала увеличения числа служащих по финансовому ведомству. В 1859 г. Александр II подписал указ о предоставлении выпускникам Практической академии наряду с выпускниками Императорских училищ права сразу же поступать на службу в государственные Коммерческий и Заемный банки, Особую канцелярию по кредитной части Министерства финансов и Комиссию погашения долгов.


С приходом на пост министра финансов графа М.Х. Рейтерна (1862 г.) финансовая деятельность государства претерпела заметные преобразования. Был создан Государственный банк, открытой стала бюджетная политика, активно привлекались иностранные капиталы, начался подъем в железнодорожном строительстве, формировалась система акционерных коммерческих банков.
В ходе финансово-экономических реформ выявилась необходимость более широкого распространения образовательного ценза для государственных служащих. С 1870-х годов обязательным условием для занятия высших должностей в системе управлении финансами страны министра, товарища (заместителя) министра, управляющего Государственным банком и его заместителей, членов совета Госбанка стало высшее образование (камеральные отделения, юридические и математические факультеты российских университетов).
К 1890-м годам образовательный ценз стал обязательным также для среднего и низшего звена финансовых чиновников и “банкослужащих”. В соответствии с рядом указов директора отделений Госбанка и контролеры должны были иметь высшее образование; среднее звено, включавшее бухгалтеров, должно было обладать высшим или средним специальным образованием; на должности младших чиновников государственных кредитных учреждений могли быть приняты люди с образованием не ниже среднего специального [10].
Министерство
финансов и реформа коммерческого
образования
Министры финансов С.А. Грейг, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте, товарищ министра финансов, а впоследствии директор департамента торговли и мануфактур В.И.

 Ковалевский неоднократно посещали коммерческие училища в Петербурге и Москве, а также вновь образованные учебные заведения в Одессе, Николаеве, Баку. При поддержке Министерства финансов руководство коммерческих училищ в 1880-х годах подняло вопрос о законодательных реформах в области коммерческого образования. Эти проблемы широко обсуждались в коммерческой и педагогической печати, на съездах по вопросам технического и коммерческого образования, в Русском техническом обществе.
Под влиянием Министерства финансов в торгово-промышленных кругах России возрос интерес к организации коммерческих училищ, выражалась готовность выделить значительные средства на их организацию и содержание. Однако отсутствие законодательных норм мешало этому созидательному процессу. Отрицательно сказывалась и бюрократическая волокита со стороны Министерства народного просвещения, в ведении которого находились коммерческие училища.
Как пример нежелания этого ведомства выпускать из-под контроля сферу коммерческого образования можно указать на обстоятельства, связанные с возникновением известного на всю Россию Александровского коммерческого училища в Москве. Инициатором его создания был председатель биржевого комитета, член правления Московского купеческого банка, известный промышленник и благотворитель Н.А. Найденов.

Училище было задумано им в середине 1870-х годов, но Министерство народного просвещения тормозило дело почти десять лет. Это ведомство, озабоченное университетскими волнениями и проникновением радикальных народнических идей в гимназическую среду, прилагало немало усилий для “предотвращения вольнодумства”. Проводя откровенно консервативную политику, министерство с неодобрением относилось к проявлению инициативы предпринимательских слоев в образовательной сфере.

Только ходатайство министра финансов С.А. Грейга позволило Н.А. Найденову преодолеть все препятствия, и в мае 1883 г. Александр III подписал устав училища [11].
Создание Александровского коммерческого училища стало важным этапом на пути к формированию системы отечественного коммерческого образования. Оно оказалось промежуточным звеном между первыми коммерческими училищами, в управлении которыми государство имело неоспоримый приоритет, и новыми коммерческими учебными заведениями, создаваемыми силами общественности и почти полностью независимых от власти. Министерство финансов, тесно связанное с торгово-промышленными кругами России, способствовало развитию этого типа учебных заведений, быстро откликавшихся на требования времени.
Назначение графа С.Ю. Витте на пост министра финансов (1892 г.) знаменовало новую эпоху в истории отечественных коммерческих училищ. Утверждение устава Государственного банка, введение золотого стандарта, изменение законодательства, регулирующего создание коммерческих банков, дополнились реформой коммерческого образования.

В структуре Министерства финансов в 1895 г. был образован учебный отдел, который параллельно с Министерством народного просвещения стал курировать коммерческие училища, кроме двух Императорских коммерческих училищ.
С.Ю. Витте активно поддержал отечественных предпринимателей, руководителей коммерческих училищ, университетских профессоров политической экономии и финансового права, выступавших за создание в России самостоятельной системы коммерческого образования. Его усилиями в Государственном совете было принято решение об утверждении новых принципов организации коммерческих училищ и их статусе.

В апреле 1896 г. Николай II подписал “Положение о коммерческих учебных заведениях” [12].

Интересные записи



Содержание раздела