d9e5a92d

Признаки транса


Истории следует рассказывать, сообразуя тему с ситуацией, чтобы не вывести человека из транса и не испортить все. Затем в контексте истории следуют непрямые сообщения объекту о признаках транса, т. е. Вы констатируете наличие развивающегося состояния транса, что укрепляет и поддерживает его, а также делает Вас в глазах объекта проводником обратной связи.

Вы говорите что-то вроде: "И в то в время, как я Вам все это говорю, у этого человека…", а далее констатируете наступление физиологических признаков состояния расслабления и наступления транса у объекта.
Признаки транса:
расширение зрачков (как говорят цыгане, "влюбленные" или "коровьи" глаза);
фиксация взгляда;
закрытие глаз (но не всегда);
замедление мигательных движений;
замедление глотательных движений;
поза становится неподвижной;
мышцы тела слегка расслабляются;
дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным;
снижается частота сердцебиений, пульса;
расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щеки, лоб, губы;
меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному состоянию, покраснение - ассоциированному);
снижается реакция на внешние шумы;
запаздывающие моторные реакции;
появление спонтанных идеомоторных реакций, таких как подрагивание рук и век, легкое вздрагивание тела, губ.
Каждое внутреннее переживание, которое Вы предлагаете объекту, он должен прочувствовать. Вы должны дать ему глубину эмоций и время (паузы) на это переживание. И только потом непрямо, словно продолжая рассказ, предложите закрыть глаза, например: "…И тогда этот мужчина просто закрывает глаза, успокаивается и расслабляется…" или: "…И когда закрываешь глаза, это ощущение становится особенно отчетливым…"
Глубина гипнотического транса может быть различна: чем крепче он становится, тем меньше внешних впечатлений доходит до сознания объекта. При наиболее легкой форме гипноза перестают действовать хорошо огражденные внешние чувства: зрение, вкус, обоняние, может быть, мышечное чувство, между тем как слух и осязание еще сохраняют впечатлительность. При более глубоком трансе объект воспринимает только слуховые впечатления.

Наконец, при сильном гипнозе является эффект "изолированного состояния", когда объект слышит только то, что говорит гипнооператор, весь остальной внешний мир для него не существует, так же как для спящего нормальным сном и видящего только сновидения.
10) СОЗДАНИЕ УСТАНОВКИ НА ОБУЧЕНИЕ ИЛИ ЗАПОМИНАНИЕ
Сейчас наверняка Вы задаете себе вопрос: "Что мне делать после того, как я ввел кого-нибудь в состояние устойчивого транса?" Вы привели сознание человека в состояние ожидания. Сознание человека не исчезло, но принципы, управляющие им, отключены.

Когда Вы перевели человека в измененное состояние, то первое, что нужно сделать в этой ситуации,- создать установку на научение.
Простейший способ использовать любое поведение заключается в том, чтобы дать объекту ряд свободных от конкретного содержания инструкций, суть которых сводится к следующим требованиям: "научись чему-либо", "запомни что-либо", "теперь изменись, стань другим". Такие инструкции называются процессуальными. Подобные директивы точно определяют процесс, который должен произойти в личности (например, изменение поведения или решение проблем), но не определяют конкретного содержания. Как должно происходить изменение, определяется точно, но остается неясным, что именно должно происходить.

Человек должен сам наполнить изменения конкретным содержанием.
М.Эриксон придавал самое большое значение активизации научения. Он иногда называл гипноз "пробуждением и использованием способности к неосознаваемому научению".

Именно это отличает оперативный гипноз от грубых манипулятивных техник: здесь нет видимого давления на личность, человека просто научают новому для него и ставят перед очевидным выбором. Все это гораздо вернее приводит к нужным изменениям в психике человека.
Установкой на обучение эффективнее всего может быть рассказ историй, в котором приводятся сравнения с неким процессом успешного обучения людей или запоминания ими чего-то.


На бессознательное можно повлиять с помощью позитивной информации. В трансе реакциями и поведением большинства людей управляют их привычки, и поэтому человек охотно выполняет именно те команды, которые, по его мнению, ведут к положительной для него цели. "Обучающие истории" усиливают, дополняют и направляют это позитивное воздействие.

Вот одна из схем для историй или метафор: "Люди могут учиться, люди чему-то постоянно научаются, и Вы тоже научитесь".
П р и м е р:
Безусловно, Вы не претендуете на то, чтобы считать себя крупным специалистом по компьютерам. И сейчас Вы постепенно осваиваете, возможно, новую для себя область - изучаете правила игры на этом рынке. Это похоже на то, как ребенок изучает буквы алфавита, затем составляет слова, потом предложения… И если Вы будете продолжать это, то обязательно повысите свой уровень знаний в этом вопросе…
Можно детально, описать, например, ситуации, когда кто-то:
учится кататься на коньках…
учится завязывать шнурки ботинок…
учится работать на компьютере…
учится играть на гитаре…
находится первые дни в школе…
Советы рассказчику
Придавайте Вашему рассказу элементы легкой напряженности и юмора. Конечно, история не должна быть драмой. Избегайте выводов, подобных тем, что обычно бывают в конце басен.

Вывод должен сделать сам слушатель. В лучшем случае скажите: "Вы можете сделать из этого важный вывод". Сторонитесь повествований о животных.

Не делайте себя героем своих историй (в крайнем случае, для Вас сгодится роль невовлеченного свидетеля). Вставляйте в рассказ косвенные внушения, чтобы сделать его длиннее.

Не делайте связи с текущей реальностью слишком очевидными, чтобы они не вызвали осознанные ассоциации. Рассказывая истории, используйте все три модальности (Вы видите, Вы слышите, Вы чувствуете).
В процессе слушания человек склонен искать описываемые переживания героев истории в своей памяти. М.Эриксон использовал этот феномен для активизации самых различных психических процессов. Например, он не говорил человеку прямо, что ему нужно что-то забыть, а начинал рассказывать истории о забывчивых людях, не способных запомнить имя человека… забывавших дома то, что должны были взять с собой на работу… забывавших о встрече, которую сами же и назначили.

Такие истории призваны активизировать психический механизм забывания. С помощью историй можно даже активизировать ресурсы, которыми человек до сих пор не пользовался.

Например, история о бесстрашии может вызвать у слушателя ощущение собственного бесстрашия. Таким образом, есть четыре типа применения историй, используемых в эриксонианском гипнозе:
о естественно возникающих состояниях транса;
о научении посредством опыта;
о способностях (ресурсах), которые мы имеем и можем активизировать;
запускающие психический механизм забывания.
Формулируя в процессе укрепления транса и создания установки на обучение процессуальные инструкции, Вы наверняка будете ловить себя на повторении выражения: "Так оно и должно быть" или что-то в этом роде. Что под этим подразумевается?

Употребление этого выражения - один из незамысловатых способов усилить всякую замечаемую Вами реакцию. Например, если Вы формулируете установку на обучение и видите, что у объекта происходит внутренняя переработка информации, то произносите: "Так оно и должно быть", "Все правильно".

Таким образом Вы даете ему указание еще более активизировать данный процесс. Аналогично Вы можете использовать фразы, сказанные самим собеседником, когда он размышляет о чем-то своем.

Это также способствует укреплению транса: "Верно, Ваши мысли где-то далеко, и когда Вы думаете о…" Это позволяет осуществлять подстройку к любому переживанию, усилить его, не описывая специально желательные реакции.
11) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСА. ВВОД В ПОДСОЗНАНИЕ ДИРЕКТИВ
При использовании транса важно помнить об очень важной вещи. Когда человек работает с подсознанием другого человека, строя альтернативные реальности, то обязан делать это тщательно, совершенно досконально знать свой предмет. Вы должны быть честны перед собой, отдавая отчет о своих намерениях.

Если изначально были поставлены не взаимовыгодные цели, то любой Ваш успех в манипулировании обречен на неудачу с точки зрения перспективы долговременных взаимоотношений. Помните о том, что гипноз - это инструмент, примерно, как отвертка или гаечный ключ. Механик, открыв капот автомашины, знает, что именно, как и зачем ему надо с помощью ключей заменить и отрегулировать. Помните не только о наведении транса, но и о его целевом использовании. Мудрость применения гипноза выявляется в ответе на простой вопрос: составляющей какого результата он является?

Грамотное поведение гипнооператора состоит в том, что он выражает соучастие к собеседнику и уважение к его внутреннему миру, независимо от того, кто перед ним и что конкретно нужно изменить в поведении этого человека.



Содержание раздела