5. Хорошо работают кинестетические "якоря" - прикосновения обязательно воспринимаются подсознанием. Но лучшим и наиболее надежным является комплексный раздражитель, использующий несколько органов чувств одновременно.
Есть и другие факторы, но эти - основные.
"Якорные" техники можно эффективно использовать и при повторном наведении трансовых состояний. Многие наведения, которые Вы выполняте, могут включать применение "якорей".
Когда Вы помогаете партнеру достигнуть предыдущего переживания транса, то используете "якоря", уже "зацепившие" его в этом переживании. Когда Вы просите партнера принять то же положение тела, что при переживании транса, слушать голос гипнотизера или делать еще что-нибудь, связанное с трансом, то используете естественно возникшие "якоря".
Разберем, как можно применить "якоря" для повторного переживания человеком состояния транса. Для этого надо разбить переживание транса на зрительные, слуховые и кинестетические компоненты.
Выясните, видит ли объект в трансе внутренние образы, и если видит, то зацепите "якорем" его состояние.
Далее перейдите к ощущениям: "Что Вы ощущаете?". Когда человек явно продемонстрирует свои ощущения, зацепите "якорем" это состояние.
Затем можете спросить его, воспринимает ли он Ваш голос, и как этот голос звучит, ведет ли он в состоянии транса какой-нибудь внутренний диалог, слышит ли какие-то звуки. Поставьте "якорь".
Таким образом можно зацепить "якорем" (или различными "якорями") все составляющие транса. Затем, чтобы напомнить человеку, что собой представляет транс, можете задействовать все "якоря" сразу.
Кроме того, если объект уже находится в трансе, Вы можете установить "якоря" именно в этот момент. Это позволит в будущем быстро вызвать этот транс.
С "якорями" связан также способ наведения транса при помощи сигналов повторного наведения. При наведении транса у гипнооператора практически всегда меняются тон голоса, стиль жестов, положение тела, мимика. Таким образом, у объекта одно поведение гипнооператора подсознательно ассоциируется с трансовым состоянием, а другое - с нормальным, обыкновенным. Это ведь само по себе - "якорь". Поэтому, если Вы уже наводили на кого-то транс, то легко сможете навести его на этого человека снова.
Для этого нужно лишь начать Ваше "трансовое" поведение. Оно послужит человеку подсознательным сигналом для перехода в транс.
Те, чья работа заключается в контактах с людьми, очень часто именно так применяют "якоря", несмотря на то, что ничего о них не знают. Взять хотя бы тех же священнослужителей любых конфессий.
Если Вам представится случай, понаблюдайте за ними. Они обычно начинают свои проповеди довольно громко, а чуть позже вдруг произносят что-то вроде: "А сейчас, будьте добры, остановитесь и (уже мягким голосом) закройте глаза…" Интонации и громкость голоса проповедника в этот момент полностью меняются, и слушатели, закрыв глаза, демонстрируют поведение, неотличимое от естественных трансовых состояний.
Таким способом служители веры объединяют один тон и громкость голоса со своей обычной речью, а другой - с трансовым состоянием, обычно называемым ими молитвой. Они тщательно учатся так использовать свой голос, чтобы, разделяя сознание и подсознание, очень быстро наводить транс на свою аудиторию.
И, наоборот, если Вы, заметив, что человек переходит в измененное состояние, плавно поменяете тон своего голоса, то такая интонация автоматически станет "якорем" этого измененного состояния. Человек останется в нем до тех пор, покуда Вы будете сохранять этот измененный тон.
Есть и еще один вид "якорей", предназначенных для наведения транса. Его применение напомнит Вам технику вставленных маркированных сообщений (или технику рассеивания). При наведении транса это называется "Аналоговыми метками". Беседуя с человеком, несловесно отмечают слова, передающие (транслирующие) состояние транса, например: расслабиться, уютно, задуматься, сосредоточиться. Как и многие другие, эти слова связаны в подсознании с вполне определенными переживаниями.
Произнося их, акцентируют внимание интонацией, мимикой, какими-то жестами или же прикосновениями.
Подсознанию останется лишь отреагировать соответствующим образом.
Прием "Рефрейминг". Трансформация смысла
Красиво можно снять даже содержимое унитаза.
Фольклор работников кино и ТВ
Техники рефрейминга при употреблении в повседневной речи наверняка будут свидетельствовать об изысканности и дипломатичности Вашего мышления. Но еще большую ценность Вы откроете, начав применять их при использовании трансовых состояний, когда необходимо изменить поведение человека или его отношение к чему-нибудь.
Английское слово "рефрейминг" дословно можно перевести как "перемена рамы у картины" или "перемена картины в той же раме". Рефрейминг означает поиск иного смысла или толкования, способность увидеть явление в другом свете.
По своей сути рефрейминг - это иная версия действительности.
Термином "рефрейминг" обозначают изменение эмоционального отношения к предмету, событию или какой-то проблеме. Рефрейминг происходит, если меняется словесное оформление этого. Сущность предмета, события или проблемы при этом остается прежней.
В англоязычных странах часто можно услышать выражение: "Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое к ним отношение".
Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга можно показать, к примеру, изображение лица одного и того же человека в обрамлении церковной иконы, массивной "эрмитажной" рамы, как фото на Доске почета, на служебном удостоверении или в учетной карточке преступника.
Разве имеет сам по себе какой-то смысл проливной дождь? Это плохо, если он застал Вас в чистом поле без зонта; это скверно, если Вы и без того простужены; но это замечательно для будущего урожая, если была долгая засуха, и дважды хорошо, если этот урожай ждут там, где сушь особенно долгая.
Рефрейминг часто называют искусством
изменения точки зрения,
трактовки фактов,
переформулирования.
Нехитрые приемы рефрейминга помогают избавиться от сдерживающих традиций мышления. Например, в конфликтных ситуациях даже однократное применение рефрейминга приносит куда больше пользы, чем самые красноречивые многочасовые доводы.
Образцов рефрейминга можно найти сколько угодно.
Разве был бы интересен рассказ или история, если бы их сюжет не развивался в непривычных условиях, не получал абсолютно нового содержания?
Народное творчество с пеленок дает маленькому человечку понимание возможностей любых изменений смысла. В сказках то, что казалось отталкивающим, насмешкой судьбы, злоключением, - становится благом. Утенок был гадким, а вырос - и превратился в прекрасного лебедя.
Лягушка скинула шкуру и обратилась в красну девицу.
Если присмотреться, шаблоны создания большинства анекдотов похожи друг на друга. Описываются ситуации, события или явления, которые затем неожиданно помещаются в другие обстоятельства или же на них внезапно смотрят с другой точки зрения.
Рефрейминг находит большое применение в заговорах "народных целителей" (хотя сам термин им может быть и не знаком). Ведь что такое заговор? Не что иное, как метод наведения транса через искусственные, несуществующие и устаревшие слова, описанный выше. Дальнейшее же использование трансового состояния ведется в заговорах через образное трансформирование отношения человека к его проблеме.
Например, необходимые деньги могут быть представлены в виде колосьев пшеницы, которые, чтобы купюры - "зерна" - появились, требуется только "полить" внушаемой уверенностью в себе.
Но, применяется ли рефрейминг без наведения транса или является составной частью любого другого трансового воздействия, его суть остается неизменной.
Существует два основных вида рефрейминга - рефреймиг контекста ("перемена рамы у картины") и рефрейминг содержания ("перемена картины в той же раме"). При этом под картинами подразумеваются факты, события, процессы, а под рамами - эмоции, которыми мы их сопровождаем, и критерии, по которым их оцениваем.
Рефрейминг содержания (смысла)
Его используют, если возникает проблема, описываемая формулой “Когда совершается "А", я ощущаю "Б"”.
"А" - это событие, имеющее для человека негативный смысл.
"Б" - негативное отношение к этому событию.
Корень проблемы - в событии "А". Значит, у него нужно найти положительный смысл.
Это автоматически повлияет на отношение к событию.