d9e5a92d

Посмотри на все повнимательней


Учитывая позитивный эффект предыдущего сеанса с "вхождением" в картину, автор вновь "ввел" И. в мир первого рисунка с летящими голубями, который счел перспективным отражением актуального "Я" пациентки.
Р. Т.: Закройте глаза. Сегодня мы с Вами вновь войдем в Ваш рисунок, на котором изображены Вы и летящие голуби. (Прикасается к вискам пациентки пальцами.) Посмотрите на это небо, голубей, послушайте, как звонко хлопают их крылья во время взлета. Посмотрите на эту землю, траву и кусты вокруг. (Пауза 2-3 минуты.) Все такое яркое, свежее. Все, что Вы видите, слышите, чув-

ствуете, радует и волнует. (Пауза 2-3 минуты.) Правда, приятное состояние?
ц. (Водит глазами под сомкнутыми веками и кивает головой).
р Т.: Интересно, что земля стала ближе, а трава и все остальное вокруг больше. Что на тебе надето?
И.: На мне сарафан и сандалии. (Одежда с рисунка, на котором возраст пациентки 4-5 лет.)
р. Т.: С того места, где ты стоишь, все видно неплохо. Однако вон с того высокого пригорка ты сможешь увидеть все еще лучше. Хочешь туда подняться? (Обращается как взрослый к ребенку.)
И.: Хочу. (Пауза 1 минута.)
R Т.: Поднялась?
И.: Да.
Р. Т.: Посмотри на все повнимательней. Отсюда, с высоты, все видно лучше и по-новому. То, что раньше виделось разделенным, теперь оказалось связанным одно с другим.

А то, что находилось рядом, вместе, на самом деле само по себе. Ты теперь так же высоко, как и птицы. Видишь их?
И.: Вижу. Они летают рядом.
Р. Т.: Посмотри на птиц. Среди них есть маленькие и большие. Большие сильнее и летают выше.
И.: Да, вижу больших голубей и воробьев.
Р. Т.: Ты сейчас маленькая, но ты растешь и станешь большой. Смотри, ты уже подрастаешь. Сарафан и сандалии уже малы.
И. чуть поводит головой и улыбается.
Р. Т.: Ты не находишь, что пора переодеться в свою взрослую одежду?
И.: Я переодеваюсь.
Р. Т.: Я бы очень хотел, чтобы, переодевшись и став взрослой, ты продолжала видеть все таким же ярким, радостным и единым, а себя чувствовала сильной и уверенной, как те птицы. (Пауза в 1-2 минуты.) Как Вы все видите теперь?
И.: Все по-прежнему яркое и красивое.
Р. Т.: (Делает паузу в 2-3 минуты.) А теперь, сохраняя все важное, что Вы запечатлели в себе во время сеанса, плавно, спокойно, не торопясь, выходим из гипнотического состояния.
И. (Дышит более глубоко, потягивается, улыбаясь, открывает глаза. После выхода из гипнотического состояния И. оживлена, активно рассказывает о своих переживаниях во время гипноза, отмечает, что "там было очень красиво". После возвращения домой в течение второй половины дня у И., со слов матери, сохраняется повышенное настроение).

Через день, перед очередным визитом к психотерапевту, И. звонит и сообщает, что чувствует себя хорошо, но считает, что уже выздоровела и необходимости в продолжении лечения не видит. Ей рекомендуется прийти на прием не для лечения, а для того, чтобы еще раз показаться психотерапевту. На приеме И. спокойна, сдержанна, отвечает на вопросы о своем состоянии быстро, достаточно кратко.

Отмечает хороший сон, аппетит, настроение, заявляет, что теперь разобралась со своими проблемами.
Через месяц отчим при разговоре по телефону сообщает о хорошем состоянии и поведении падчерицы.
Через четыре года мать пациентки, обратившаяся к психотерапевту по другому поводу, сообщает, что дочь после проведенной гипнотерапии изменилась в лучшую сторону: выровнялось настроение, стала находить общий язык с матерью. За прошедшие четыре года, успешно окончила школу, учится в институте. Рано вышла замуж, живет отдельно.
22.3. Пример 2
Пациентка В., 22 года. Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция на фоне акцентуации черт характера дистимического типа. Пришла к психотерапевту на консультацию в связи с возникновением "сложной жизненной ситуации", с жалобами на постоянное чувство пустоты "внутри", подавленность, неуверенность, безысходность.
Родилась в семье первым ребенком. Отец, со слов В., на протяжении всей ее жизни проявлял себя как властный, умный человек. За эти гг. он сделал успешную административную карьеру.

Мать, сколько помнит пациентка, всегда уступала и подчинялась ему, хотя в иных условиях могла бы, наверное, быть более независимой.


В. выросла в обстановке постоянной гиперопеки и ограничений, основанных на опасении за ее сохранность, здоровье. Всегда была неуверенной в себе. Неуверенность серьезно мешала учебе в школе. В средних и старших классах отец, убедившись в средних способностях дочери, не ждал от нее больших успехов.

Он постоянно курировал и ее учебу в педагогическом институте. Закончив пединститут, пациентка не смогла и не захотела работать по специальности и поступила на юридический факультет университета, где отец продолжает курировать ее учебу.
Младшая сестра В. на пять лет ее младше. Со слов пациентки, ей всегда и все разрешалось, "она делала и делает все, что хочет". Успешно учится, занимается самбо.

В настоящее время сестры живут и учатся вместе и младшая сестра опекает старшую.
В. заявила психотерапевту, что устала жить, постоянно чувствуя в себе пустоту и неудовлетворенность, и задала вопрос о возможности

личностных изменений с помощью психотерапии. В ответ ей было сообщено о принципиальной возможности улучшения ее состояния и самооценки при условии активных, планомерных и долговременных усилий с ее стороны.
После детального анализа и совместного обсуждения с пациенткой ее клинико-биографического материала, разъяснения возможностей проективной гипнотерапии пациентка изъявила желание "попробовать" гипнотерапию.
Первый сеанс проективной гипнотерапии. На первом сеансе, после успешной гипнотизации и формализованной гипнотерапии, было проведено пробное наведение гипнотической реальности без обратной связи с подъемом на гору. После завершения сеанса В. отметила, что видела вместо внушаемого вначале синего цвета фиолетовый, волнообразно затухающий. Тело в гипнотическом состоянии стало скованным и тяжелым. Во всем теле испытывала ощущение тепла.

При описании психотерапевтом подъема на гору ничего не видела, только тело стало несколько легче, и было немного тревожно. В конце сеанса гипноза чувство тревоги прошло. После завершения 40-минутного сеанса гипноза появилось чувство успокоения и бодрости.
Из-за проживания В. в другом городе второй сеанс психотерапии был назначен через неделю.
Второй сеанс проективной гипнотерапии. В., придя к психотерапевту, отметила, что прошедшая неделя прошла ровно, "неплохо". Пациентка сама обратила внимание психотерапевта на необычное ночное сновидение, приснившееся ей на третий день после первого визита.
Сюжет сновидения. В. вместе с младшей сестрой находится во дворе родительского дома. В. стоит в палисаднике, а сестра сидит на перилах веранды.

В сновидении пациентка знает, что ей 14 лет (реально 22 года), тогда как сестре 12 лет (реально 17).
Перед В., в палисаднике, стоят два фруктовых дерева. Справа могучее, с листьями дуба, слева другое дерево. Фруктовые деревья расположены далеко друг от друга, однако кроны их соприкасаются.

На могучем дереве растут какие-то плоды.
В. берет палку и бросает ее в крону могучего дерева, чтобы сбить плод, однако промахивается. Тем не менее с могучего дерева падает странный сдвоенный деревянистый плод. Одновременно с другого дерева на землю падает матерчатая шкатулка с замком-"молнией" по периметру. Сдвоенный плод внешне похож на сросшееся, сдвоенное яблоко, но явно несъедобен.

В. открывает шкатулку и обнаруживает в ней манную крупу.

В этот момент последовательное развертывание сновидения прерывается. В следующий момент В. находит себя упавшей на землю и начинающей подниматься. Шкатулка на земле, манка из нее высыпалась кучкой. Из под манки неожиданно выползают две черные змеи, одна большая, длиной два метра, другая меньше.

Змеи ползут под поднимающуюся с земли В. Большая змея вызывает у пациентки чувство страха, меньшая нет. Большая змея кусает В. в бедро левой ноги, укус слабо болезненный. Змеи уползают.
Проснувшись, В. проводит рукой по бедру, ни укуса, ни болезненности нет...
После уточнения деталей сновидения и обобщенного его толкования, основанного на связывании объектов сновидения с членами семьи пациентки: деревьев с отцом и матерью, сдвоенного яблока, змей с сестрами, проведено погружение В. в гипнотическое состояние способом, описанным в гл. 20.
В гипнотическом состоянии В. предложено еще раз вспомнить только что обсуждавшееся сновидение.
Р. Т.: ...А теперь вспомните еще раз то сновидение в саду. (Пауза 2-3 минуты.) Я хочу Вам напомнить, что каждый раз, когда человек вспоминает, он как бы заново переживает то, что переживал раньше. Вот и Вы сейчас стоите на земле палисадника перед двумя деревьями и держите в руках то самое сдвоенное зеленое яблоко. Видите деревья, их стволы, кроны?

Посмотрите на могучее дерево с листьями дуба справа и другое дерево слева. Узнаете их?
В.: Да. (Замедленно кивает, глаза двигаются под веками.)



Содержание раздела