d9e5a92d

Вторично-феноменологическая нейрофизиологическая теория гипноза


Полученные нами результаты не только ставят под сомнение завершенность феноменологических исследований гипноза, но и создают ориентиры к их продолжению. Такими ориентирами, по нашему мнению, являются: 1) изучение спонтанной феноменологии гипноза в ходе клинической гипнотерапии; 2) исследование элементарных актов перцепции, движения и других в сопоставлении с глубиной гипноза; 3) "сквозное" и непрерывное изучение рассматриваемой феноменологии по признакам глубины гипноза, возраста, клиническим различиям.
РАЗДЕЛ 2
ВТОРИЧНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА
Введение к разделу 2
Определение
вторично-феноменологического
подхода изучения гипноза
Как и любое другое интегративное состояние, отражающееся на поведении человека и состоянии его организма, гипноз может изучаться по двум основным направлениям: посредством систематизации сопутствующих ему внешних феноменологических проявлений; посредством инструментального исследования функционирования организма, мозга, психики в гипнозе. При комбинировании выделенных направлений могут быть получены следующие методы изучения гипнотического состояния и гипнотерапии: первично-феноменологический, инструментально-феноменологический, вторично-феноменологический.
Исторически первым методом изучения гипноза и родственных ему трансовых состояний мог быть только первично-феноменологический, монопольно использовавшийся на протяжении нескольких тысячелетий. Его истоками служат шаманская практика, храмовая медицина Древнего Египта, медитативная практика йоги, буддизма. Завершение периода исследования гипноза первично-феноменологическим методом происходит в XIX в. в Западной Европе, совпадая по времени с началом инструментально-физиологического и психологического исследования мозга и поведения.
Второй, инструментально-феноменологический, метод изучения, начавший свое развитие в трудах А. Бони, Ж. М. Шарко, А. Фореля, В. Я. Данилевского, А. А. Токарского, В. М. Бехтерева [цит. по 91], продолжает широко применяться в настоящее время. Данный метод основан на инструментальном, экспериментальном сравнительном исследовании определенных функций мозга, организма, поведения при раз-
ВВЕДЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 2
личной глубине гипнотического состояния, в сопоставлении с бодрствованием, сном, при различной деятельности, причем наличие и глубина гипноза определяются феноменологически. Инструментально-феноменологический метод изучения гипноза и гипнотерапии за столетие своего применения представлен обширным перечнем исследований, из которых мы чисто иллюстративно отметим труды отечественных исследователей начиная с И. П. Павлова [83, 84], В. М. Бехтерева [13, 14], К. И.Платонова [85], А. Г. Иванова-Смоленского [50], включая И. п. Буля [20], А. П. Слободяника [108]. Особо отметим работы В. Е. Рожнова, описавшего совместно с Н. А. Аладжаловой стадийность развития гипнотического состояния при изучении сверхмедленных колебаний потенциалов мозга [102]. Крупным и весьма критично настроенным к гипнозу исследователем, работавшим в данном направлении, являлся уже упоминавшийся нами Т. X. Барбер [160, 161].

Работы инструментально-феноменологического направления последних лет акцентируются на анализе ЭЭГ гипноза, в том числе на поиске межполушарных различий [30, 173, 178, 207, 212, 214, 242], частотном анализе [178, 179,180,183, 254], отличиях при различной гипнабельно-сти [181], особенностях при определенных психических процессах в гипнозе [166, 248].
Третий, вторично-феноменологический, метод изучения природы гипноза и гипнотерапии становится доступным лишь в последние годы благодаря появлению целостных моделей строения и функционирования мозга во взаимосвязи с поведением высших животных и человека, полученных вне экспериментальных исследований гипноза. Подобные модели обладают своей, в некоторых случаях четко проработанной сенсорной и поведенческой феноменологией. Сличение феноменологии нейрофизиологической модели с сопоставимой феноменологией гипнотического состояния, выявление совпадающих феноменологических паттернов позволит перейти к описанию гипноза нейрофизиологическим языком этой модели.



Описание гипноза языком нескольких нейрофизиологических моделей мозговой деятельности и последующее сопоставление таких вторично-феноменологических моделей гипноза может привести к их интеграции. Полученная интегрированная вторично-феноменологическая модель гипнотического состояния в дальнейшем подлежит экспериментальной проверке инструментально-феноменологическим методом.
Адекватность вторично-феноменологической модели гипноза зависит от выполнения следующих условий: 1) адекватности используемой первичной нейрофизиологической модели мозговой деятельнос-Ти; 2) набора феноменологических признаков самого гипнотического состояния.


Чем полнее рассматриваемая нейрофизиологическая модель отражает работу мозга и поведение, чем четче проработана ее сенсорная и поведенческая феноменология, тем более точной будет полученная на ее основе нейрофизиологическая модель гипнотического состояния. Существенное значение имеет обоснованный подбор феноменологических признаков гипноза. Многозначность, расплывчатость, неадекватность используемых феноменологических признаков гипнотического состояния делают попытки построения вторично-феноменологической модели гипноза безуспешными.
Адекватные феноменологические признаки гипноза должны соответствовать следующим критериям: 1) отличаться простотой, однозначностью, выступая в роли своего рода первоэлемента; 2) определяться системной общностью, единой модальностью.
Исходя из полученных нами и описанных выше данных, репродуцированные в гипнозе цветовые ощущения и образы соответствуют последним критериям и являются перспективными в плане построения вторично-феноменологической модели гипноза.
Глава 7
Вторично-феноменологическая
модель гипноза, основанная
на нейрофизиологической модели
зрительных последовательных образов
7.1. Введение
Зрительный последовательный образ субъективное ощущение, сохраняющееся или возникающее после прекращения воздействия зрительного раздражителя на зрительный анализатор [9, с. 6]. Вслед за раздражением зрительного прибора наблюдается закономерная смена фаз в течении последовательных образов с уменьшением интенсивности и отчетливости каждой последующей фазы и возрастанием продолжительности (волнообразно затухающий характер) [9, с. 8]. При длительном цветовом раздражении последовательный образ всегда окрашен в дополнительный цвет [9, с. 11]. Подразумевается, что в норме последовательный образ проецируется на экран (плоскость) [9, с. 54].

Зрительные последовательные образы рассматриваются как субъективное отражение фазно протекающего затухания активности нейронов высшего отдела зрительного анализатора [9, с. 184-185].
Проведенное Л. Я. Балоновым на рубеже 1960-1970-х гг. электрофизиологическое и психофармакологическое изучение зрительных последовательных образов показало, что скорость их затухания, яркость, информационная емкость регулируются неспецифическими системами мозга [9, с. 185]. При падении активности ретикулярной формации (РФ) ствола мозга, заднего гипоталамуса и неспецифических ядер таламуса (эффект аминазина) яркость и длительность последовательных образов Уменьшалась вплоть до исчезновения [9, с. 132]. При повышении актив-
5*

ности РФ ствола мозга, заднего гипоталамуса, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса (эффект мелипрамина) яркость, длительность, информационная емкость последовательных образов возрастала [9, с. 138]. При повышении активности РФ ствола мозга и заднего гипоталамуса в сочетании со снижением активности ассоциативных и неспецифических ядер таламуса (эффект делизида) длительность, яркость последовательных образов резко увеличивалась, они становились объемными, проецировались вне экрана [9, с. 139-140].
Итак, физиологическое течение зрительных последовательных образов характеризуется волнообразным затуханием и проецированием на плоскость. При фармакологическом повышении активности РФ длительность последовательных образов возрастает, при приеме делизида последовательные образы становятся объемными и длительными, постоянными.
7.2. Сопоставление феноменологии репродуцированных в гипнозе цветовых ощущений и зрительных последовательных образов
Репродукционный в гипнозе цвет субъективное зрительное ощущение, возникающее в ответ на действие вербального стимула внушения цвета. В наиболее схематизированной, упрощенной форме репродукцию внушенного в гипнозе ощущения цвета можно представить следующим образом: вербальное внушение приводит к возбуждению слуховой коры, которое по ассоциативным путям передается к соответствующим зонам зрительной коры, далее по кортикоталамичес-ким путям в зрительные ядра таламуса и, наконец, возвращается пота-ламокортикальным путям в зрительную кору. На задеиствованность кортикоталамического и таламокортикального звеньев в процессе репродукции внушенного в гипнозе ощущения цвета указывает производимое им эмоциональное и вегетотропное (седативное, активирующее) воздействие [113].



Содержание раздела