информация от партнеров здесь         d9e5a92d

Модель гипноза на зрительных образах


Репродукционный цвет и зрительный последовательный образ сходны в том, что субъективное зрительное ощущение сохраняется после прекращения действия непосредственного раздражителя. Однако репродукция внушенного цвета в гипнозе происходит без участия периферического звена зрительного анализатора рецепторного аппарата глаза. Отмеченное формальное сходство служит основанием для более глубокого сравнительного изучения рассматриваемых явлений.
Вернемся к данным по феноменологии зрительной репродукции в гипнотическом состоянии. Проведенное нами в гл. 2 изучение осо-
^

Ценностей репродукции внушенных цветовых ощущений и образов в зависимости от глубины гипнотического состояния [114,116,136] выявило четыре основных параметра, составляющих две группы и разделяющих вторую и третью стадии гипноза.
Параметры первой группы отличаются в пространственном отношении. Плоскостность, двухмерность репродуцированного цвета характерны для второй стадии гипноза. Объемность, трехмерность репродуцированного цвета свойственна третьей, сомнамбулической стадии гипноза.
Параметры второй группы характеризуют течение репродукции цветовых ощущений во времени. Волнообразно затухающий характер репродукции цветовых ощущений отличает вторую стадию, постоянство репродукции цвета характерно для третьей стадии гипноза.
7.3. Построение нейрофизиологической
модели гипноза на основе сопоставления феноменологии зрительных последовательных образов и зрительной репродукции в гипнозе
Как мы видим, репродукция внушенного цвета в гипнозе и течение зрительных последовательных образов имеют значительное феноменологическое сходство [114, 116, 136]. Сравнение данных, обобщающих закономерности репродукции внушенного в гипнозе цвета и течения зрительных последовательных образов, представлено в табл. 7.1.
Таблица 7.1 Сопоставление характера репродукции внушенного в гипнозе ощущения цвета и течения зрительных последовательных образов

Параметр
Репродукция внушенного цвета
Последовательный образ
II стадия гипноза
III стадия гипноза
Норма
Прием делизида
Временной
Волнообразное затухание
Постоянная репродукция
Волнообразное затухание
Постоянное течение
Пространственный
Плоскостная репродукция
Плоскостная репродукция
Проецируется
на плоскость
экрана
Объемный,
проецируется
вне экрана
Цветовой
Репродуцируется внушаемый цвет
Репродуцируется внушаемый цвет
Окрашен в дополнительный цвет
Доминирует
окраска цвета
стимула


Репродукцию внушенного цвета во второй стадии гипноза и последовательные образы в норме характеризуют волнообразно затухающее, фазное течение во времени и плоскостность, спроециро-ванность на плоскость. Репродукцию внушенного цвета в третьей стадии гипноза и последовательные образы при приеме делизида характеризуют значительное постоянство, устойчивость во времени и объемность. Выявленное сходство, общность, единство пространственных и временных параметров репродукции цвета в гипнозе и зрительных последовательных образов свидетельствуют о единых центральных нейрофизиологических механизмах, их порождающих.

Репродукция цвета в гипнозе и зрительные последовательные образы являются, вероятно, различными проявлениями единых нейрофизиологических законов функционирования мозга, гомологичны, тогда как их различия определяются различиями состояния сознания, путей стимуляции.
Таким образом, репродукцию цвета в гипнозе можно рассматривать в качестве своеобразного, опосредованного, трансвербального варианта зрительного последовательного образа, возникающего на опосредованный зрительный стимул, когда различия в репродукции внушенного цвета во второй-третьей стадиях гипноза определяются изменением функционирования мозга. Полученное обобщение имеет нижеприведенные следствия.
1. Сопоставление репродукции цвета в гипнозе и зрительных последовательных образов в силу имеющихся различий передачи цвета стимула возникающим субъективным ощущением может, вероятно, углубить представления о механизмах зрительных последовательных образов.


2. Разработанные к настоящему времени теоретические представления о нейрофизиологических механизмах зрительных последовательных образов, равно как и методы их изучения, могут определить направление изучения нейрофизиологических механизмов репродукции в гипнозе зрительных, цветовых ощущений и нейрофизиологической природы гипноза как такового.
Репродуцируется внушаемый цвет, тогда как последовательный образ окрашен в дополнительные цвета. (Репродукция внушаемого цвета не столь однозначна. Нами в гл. 1 описано явление трансформации внушенного в гипнозе ощущения цвета, не связанное, однако, с оп-понентными, дополнительными цветами.) Можно предположить, что окрашивание последовательного образа в дополнительный цвет функция рецепторного аппарата глаза, поскольку при репродукции цвета в гипнозе, происходящем без его участия, перехода к дополнительной окраске не происходит.

Если зрительные последовательные образы и репродукция нуШенного в гипнозе зрительного ощущения (цвета) едины по своим центральным нейрофизиологическим механизмам, то при фар-макогенном повышении, понижении уровня активности активирующей системы мозга следует ожидать закономерных изменений ре-пр0дукции внушенного в гипнозе цвета. В процессе клинико-экспе-риментального анализа, описанного нами в гл. 1, явления ахроматической трансформации внушенного в гипнозе ощущения цвета было сформулировано предположение о его связи с низким уровнем активации мозга активирующей системой. С целью экспериментальной проверки данного предположения было проведено изучение особенностей репродукции внушенного цвета при фармако-генном понижении (аминазин), повышении (мелипрамин) активности активирующей системы мозга. Напомним, что прием аминазина привел к явлению ахроматической трансформации внушенного в гипнозе ощущения синего цвета у всех испытуемых, ранее репродуцировавших синий цвет (теперь же репродуцировался серый, черный цвет).

Прием мелипрамина улучшил качество репродукции внушенного цвета.
Высокая степень соответствия полученных независимо экспериментальных данных по зрительным последовательным образам в норме и репродукции внушенного в гипнозе ощущения цвета убеждает, на наш взгляд, в обоснованности предположения о единстве центральных нейрофизиологических механизмов, порождающих данные явления.
Характеристики зрительных последовательных образов на фоне приема делизида, как показано ранее, близки по пространственному и временному параметрам репродукции внушенного цвета в третьей стадии гипноза, что дает возможность предположить общность нейрофизиологических механизмов функционирования мозга для данных состояний.
7.4. Выводы
Следуя формальной логике, можно заключить, что:
1) вторая стадия гипнотического состояния характеризуется значительной активацией РФ ствола мозга и заднего гипоталамуса, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса;
2) в третьей стадии гипноза, в сомнамбулическом состоянии, имеет место значительная активация РФ ствола мозга и заднего гипоталамуса в сочетании со снижением активности ассоциативных и неспецифических ядер таламуса.

7.5.
Полученная нами нейрофизиологическая модель соответствует сформировавшимся более 30 лет назад [9, с. 139-140] представлениям о нейрофизиологических механизмах психофармакологической активности мелипрамина и делизида. Очевидная ограниченность данного заключения, его возможная неточность или даже ошибочность определяются уровнем психофармакологических знаний. В принципиальном же отношении в качестве подхода к изучению нейрофизиологических механизмов гипноза оно, вероятно, оправданно и перспективно.
Глава 8
Вторично-феноменологическая
модель гипноза, основанная
на нейрофизиологических моделях
переработки зрительной информации
и активирующей системы мозга
8.1. Нейрофизиологическая
модель зрения В. Д. Глезера
и ее феноменологические корреляты
На протяжении ряда лет В. Д. Глезер [35] развивал представление о том, что мышление основано в первую очередь на зрительном восприятии. В основу данного представления положено изучение основных принципов нейронной организации различных уровней зрительной системы вплоть до высших, позволяющее связать представление о двух базисных механизмах опознания зрительного образа инвариантного и неинвариантного с различиями функционирования правого и левого полушарий головного мозга. Инвариантное опознание зрительного образа понимается на основе структурного метода как описание образа с помощью совокупности разделительных признаков.

Инвариантное опознание позволяет описывать как конкретные, так и обобщенные образы, способствуя их классификации, но является вырожденным и не позволяет восстановить образ исходя из его описания. Неинвариантное опознание зрительного образа основано на конкретном, более полном опи-

сании простых признаков. На его основе возможно восстановление исходного изображения. Предполагается, что левое полушарие обеспечивает обобщенное, инвариантное опознание и классификацию зрительных образов, тогда как правое их точное, конкретное описание.



Содержание раздела